Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению г. Костромы за 2009 - 2010 годы

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению г. Костромы за 2009 - 2010 годы

 

В соответствии с пунктом 2.2 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 27.09.2010 г. № 551, Костромское УФАС России провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в г. Костроме за 2009-2010 годы.
Настоящий анализ рынка проводится в целях оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению в муниципальных образованиях Костромской области с численностью населения более 100 тысяч человек.
Анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению проводится в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным приказом ФАС России 28.04.2010г. №220 (далее Порядок) и Методическими рекомендациями ФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг водоснабжению и водоотведению (далее – Методические рекомендации).
Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению проводится только по г. Костроме, так как численность других населенных пунктов на территории Костромской области не превышает 100 тыс. человек.
При анализе рынка услуг по водоснабжению и водоотведению г. Костромы в качестве исходной информации были использованы:
• Сведения, полученные от администрации г. Костромы;
• Сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, работающих на исследуемом рынке.

1. Временной интервал исследования.

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Временной интервал настоящего исследования установлен Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы – 2009-2010 годы.

2. Продуктовые границы товарного рынка.

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, услуга водоснабжения относится к разделу Е "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды", подразделу ЕА "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды", классу 41 "Сбор, очистка и распределение воды". Услуга водоотведения относится к разделу О "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг", подразделу ОА "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг", классу 90 "Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность", подклассу 90.01 "Сбор и обработка сточных вод".
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, под водоснабжением понимают технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
Таким образом, процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
Под водоотведением понимают технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Процесс водоотведения включает следующие стадии: сбор и транспортировку сточных вод на очистные сооружения.
Таким образом, водоснабжение и водоотведения представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем, что позволяет отнести услуги водоснабжения и водоотведения к разным товарным рынкам.
Учитывая изложенное и в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами анализируемых рынков будут являться услуга водоснабжения и услуга водоотведения.

3. Географические границы товарных рынков.

 

В соответствии с Методическими рекомендациями предварительно географические границы рынков услуг водоснабжения и водоотведения определяются в административных границах муниципальных образований с населением более 100 тысяч жителей.
Таким образом, предварительно географические границы исследуемых рынков определены в административных границах г. Костромы, поскольку численность других муниципальных образований на территории Костромской области не превышает 100 тыс. человек.
В последующем географические границы рынков уточняются с учетом особенностей предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению, в частности наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей), возможностей потребителей по доступу к инфраструктуре.
В соответствии с Разделом 4 Порядка географические границы товарного рынка представляют собой территорию, на которой покупатели услуг водоснабжения и водоотведения имеют экономическую возможность приобрести указанную услугу и не имеют такой возможности за пределами этой территории.
Географические границы исследуемых рынков обусловлены наличием водопроводных сетей и сетей канализации. Таким образом, территория г. Костромы распадается на ряд локальных рынков водоснабжения и водоотведения. Географические границы каждого из этих рынков определяются территорией прохождения сетей организаций, оказывающих данные услуги. При этом потребители не имеет возможности выбора продавца услуг водоснабжения и водоотведения.
В отдельных случаях переход потребителей от одного продавца к другому возможен, но связан со значительными финансовыми затратами.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках.

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению, включаются организации, осуществляющие поставку воды.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоотведению, включаются организации, осуществляющие отведение сточных вод потребителей на очистные сооружения.
В составе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению г. Костромы входят следующие организации:
1. МУП г. Костромы "Костромагорводоканал";
2. ООО "Аграф-энергосервис";
3. ЛПУ "Санаторий для лечения родителей с детьми "Костромской";
4. ОАО "Калориферный завод";
5. ООО "Костромской завод автоматических линий";
6. ОАО "Костромской комбинат хлебопродуктов";
7. ООО "Ремстройпласт".

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Оценка объема рынка водоснабжения осуществляется на основании объема питьевой воды, реализованной конечным потребителям, выраженного в м3. Объем рынка водоснабжения определяется как сумма объемов питьевой воды, реализованной конечным потребителям хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоснабжения.
Оценка объема рынка водоотведения осуществляется на основании объема сточных вод, отведенного на очистные сооружения, выраженного в м3. Объем рынка водоотведения определяется как сумма объемов сточных вод, отведенных на очистные сооружения хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоотведения.
Наиболее крупным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги водоснабжения и водоотведения в г. Костроме является МУП г. Костромы "Костромагорводоканал", доля которого на рынках услуг водоснабжения и водоотведения г. Костромы в целом составляет 99 процентов, а в границах прохождения сетей предприятия – 100%.
МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" занимает на рынке г. Костромы доминирующее положение и находится в Реестре в соответствии с приказом от 21.08.2002 г. № 120 по Костромскому УФАС России.
В связи с тем, что географические границы исследуемых рынков обусловлены наличием водопроводных сетей и сетей канализации, в ходе анализа выявлено еще 6 локальных рынков услуг водоснабжения и водоотведения. Географические границы каждого из этих рынков определяются территорией прохождения сетей организаций, оказывающих данные услуги. При этом потребители не имеет возможности выбора продавца услуг водоснабжения и водоотведения. В отдельных случаях переход потребителей от одного продавца к другому возможен, но связан со значительными финансовыми затратами. На каждом локальном рынке работает хозяйствующий субъект, который имеет на данном рынке долю 100%.

6. Уровень концентрации товарного рынка.

 

Для определения уровня концентрации рынков услуг по водоснабжению и водоотведению был использован индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В связи с тем, что на каждом локальном рынке услуг водоснабжения и водоотведения г. Костромы работает один хозяйствующий субъект с долей 100%, индекс рыночной концентрации HHI на указанных рынках равен 10000. Следовательно, уровень концентрации анализируемых рынков высокий.

7. Барьеры входа на товарный рынок.

 

К основным качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов.
Потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые имеют возможность поставлять данный товар (услугу), но по разным причинам не реализуют эти возможности.
На рынках услуг водоснабжения и водоотведения г. Костромы существуют экономические барьеры входа на рынок, то есть ограничения, связанные со значительными финансовыми затратами на строительство имущественного комплекса, прокладывание сетей, возникающими при переходе потребителя от одного продавца к другому.
Административных ограничений входа на рынок не выявлено.

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Анализ рынка услуг водоснабжения и водоотведения г. Костромы, проведенный управлением, показал, что он состоит из ряда локальных рынков. Географические границы этих рынков определяются территорией прохождения сетей организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению. На каждом локальном рынке работает хозяйствующий субъект, который имеет на данном рынке долю 100%. Уровень концентрации анализируемых рынков является высоким.
Наиболее крупным локальным рынком является рынок, на котором работает МУП г. Костромы "Костромагорводоканал". Доля МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" на рынках услуг водоснабжения и водоотведения г. Костромы в целом составляет 99 процентов, а в границах прохождения сетей предприятия – 100%. Данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынках услуг водоснабжения и водоотведения г. Костромы.
В настоящее время 3 хозяйствующих субъекта из числа действующих на рынках услуг водоснабжения и водоотведения г. Костромы находятся в Реестре, это – МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" (приказ по Костромскому УФАС России от 21.08.2002 г. № 120), ООО "Аграф-энергосервис" (приказ по Костромскому УФАС России от 09.12.2005 № 143) и ОАО "Костромской комбинат хлебопродуктов" (приказ по Костромскому УФАС России от 16.01.2006 № 4).
Вместе с тем, в настоящее время на рынке услуг по водоснабжению г. Костромы не работает ПУ № 1 "Костроматеплосервис" КООРООИВиВК, который ранее оказывал данную услугу потребителям и был включен в Реестр в соответствии с приказом от 17.01.2007 г. № 4 по Костромскому УФАС России.
По результатам анализа рынка услуг водоснабжения и водоотведения г. Костромы за 2009-2010 г.г. предлагается:

1. Произвести изменения в Реестре в отношении ЛПУ "Санаторий для лечения родителей с детьми "Костромской" в части оказания услуг по водоснабжению и водоотведению;
2. Исключить из Реестра ПУ № 1 "Костроматеплосервис" КООРООИВиВК;
3. Осуществлять контроль за рыночным поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на локальных рынках услуг по водоснабжению и водоотведению г. Костромы.