Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на розничном рынке автомобильного бензина и дизельного топлива на территории Костромской области за 2010 г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по результатам анализа конкурентной среды на розничном  рынке автомобильного бензина  и дизельного топлива
на территории Костромской области за 2010 г.

 

1. Общие положения

Анализ розничного рынка нефтепродуктов на территории Костромской области проводился во исполнение поручения руководителя Костромского УФАС России и в соответствии  с  «Порядком проведения анализа  состояния конкурентной среды на товарных рынках», утвержденного Приказом ФАС России от  28.04.2010 № 220, а также с применением Методических указаний по подготовке обзора состояния конкурентной среды на оптовых и розничных рынках автомобильного и дизельного топлива (письмо ФАС России от 15.09.2009 № АГ/32018).
Целью проведения обзора  на розничном рынке нефтепродуктов является:
 оценка состояния конкурентной среды на розничном  рынке нефтепродуктов в Костромской области;
 установление субъектов, занимающих доминирующее положение на  исследуемом товарном рынке.

 

2. Временной интервал исследования.

Временной интервал исследования рынка нефтепродуктов определен заданием Костромским УФАС России – 2010 год.

 

3. Товарные  границы рынка.

Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для ДВС.
Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного двигателя. Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.
Бензины предназначены для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТы по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...»).
Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»). ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.
Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, в целях исследования определены две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторного топлива:
 дизельное топливо;
 автомобильные бензины.

 

Дизельное топливо

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.
Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510). Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.
Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.
Автомобильные бензины

 

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями.
Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ     Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и др.
Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.
Важнейшим физико-химическим показателем автомобильного бензина является детонационная стойкость. Высокая детонационная стойкость топлив обеспечивает их нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя.
Использование бензина с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля (например, увеличенная детонация может вызвать перегрев, повышенный износ или даже местные разрушения двигателя).
Единственным существенным показателем, классифицирующим  автобензины с точки зрения конечного потребителя, является октановое число топлива, который является показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов и показывает содержание изооктана (в % объема) в смеси с н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Октановое число определяется двумя методами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82).
При реализации автобензинов в розницу, по экспертным оценкам, выделяются четыре марочные группы автобензинов: «нормальный» (ОЧ=80), «регулярный»   (ОЧ=91/92/93), «премиальный» (ОЧ=95), «супер» (ОЧ=98). А рынок дизельного топлива покупатели рассматривают как рынок единый, не разбивая его на классы дизельного топлива.
Автомобильные бензины по существенным различиям в значении ОЧ разделяются на две подгруппы:
- низкооктановые (ОЧ не менее 76 по ММ, не менее 80 по ИМ): А-76, АИ-80, Нормаль-80;
- высокооктановые бензины (ОЧ 82,5 - 88 по ММ, 91 - 98 по ИМ): Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.
Также в соответствии с Приказом от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10% от цены товара).
В соответствии с анализом изучения розничного рынка нефтепродуктов за 2010г. на территории Костромской области, средняя цена на высокооктановые бензины следующая:
 АИ-92 (Регуляр Евро-92) – 21,78 руб./л.;
 Регуляр Евро-95 (Премиум Евро-95) – 23,26 руб./л.;
 Супер-98 (Супер Евро-98) – 24,82 руб./л.
Разница в цене между АИ-92 и Регуляр Евро-95 составляет 6,4%, Регуляр Евро-95 и Супер-98 – 6,3%, АИ-92 и Супер-98 – 12,3% соответственно.
Исходя из вышеизложенного, бензины марок АИ-92 (Регуляр Евро-92) и Регуляр Евро-95 (Премиум Евро-95) по техническим и ценовым показателям могут быть взаимозаменяемые. Бензины марок АИ-92 (Регуляр Евро-92) и Супер-98 (Супер Евро-98) по ценовым показателям не могут являться взаимозаменяемыми товарами (разница в цене более 10%).

Таким образом, товарные границы рынка розничной реализации нефтепродуктов следующие:
 АИ –76 (АИ-80);
 АИ-92 (АИ-91, АИ-93); АИ-95 (АИ-96);
 АИ-98;
 дизельное топливо – летнее, зимнее.

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК-029-2007 код 50.50  соответствует розничной торговле моторным топливом.

4. Географические границы рынка

 

Географические границы рынка предварительно определены как территория Костромской области, обусловленные экономической возможностью приобретения необходимых партий нефтепродуктов в пределах географических границ региона. Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара.
Все представленные хозяйствующие субъекты в Приложении осуществляют свою деятельность на территории Костромской области.
Места розничной реализации нефтепродуктов территориально фиксированы. Основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на А3С являются организационно-транспортные  схемы приобретения нефтепродуктов потребителями и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением потребителями нефтепродуктов на АЗС.
Основным параметром при определении географических границ  розничного рынка нефтепродуктов Костромской области  являлась экономическая возможность приобретения нефтепродуктов потребителями на автозаправочных станциях. А также анализ проводился с учётом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры Костромской области, где определялась территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта предприятий и организаций.

Таким образом, географические границы розничного рынка нефтепродуктов определены как территория Костромской области.

 


5. Состав хозяйствующих субъектов.

На рынке по розничной реализации нефтепродуктов, в границах Костромской области в 2010 г. осуществляли хозяйственную деятельность  24 хозяйствующих субъекта.
Основные участники розничного рынка реализации нефтепродуктов представлены в Приложении.
Как показывает анализ, доминирующее положение в реализации  по различным группам бензина на региональном рынке занимает ОАО  «ТНК-Ярославль» (действующей на территории Костромской области с февраля 2010 г.), с общей долей более 60 %. Согласно сведениям, имеющимся в информационном банке данных Костромского УФАС России, из 94  автозаправочных станций, принадлежащих различным операторам на соответствующем товарном рынке,  51 АЗС  принадлежит  ОАО «ТНК-Ярославль» (54% от всех АЗС расположенных на территории Костромской области).
До 28.02.2010 г. хозяйственную деятельность по розничной реализации нефтепродуктов на территории Костромской области осуществляло ОАО «ТНК-Столица» в лице его филиала в г. Ярославле, с использованием основных производственных средств (автозаправочных станций и нефтебаз), арендованных у ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт».
ОАО «ТНК-Ярославль» является провоприемником части прав и обязанностей ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт». В соответствии с разделительным балансом, имущество, права и обязанности структурных подразделений ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт», расположенных на территории Костромской области, перешли к вновь образованному в результате реорганизации ОАО «ТНК-Ярославль».
В январе 2009 г. ФАС России была согласована сделка ОАО «ТНК-ВР Холдинг» по приобретению 82,25% голосующих акций ОАО «ТНК-Ярославль». В результате чего ОАО «ТНК-ВР Холдинг» было выдано предписание от 15.01.2009  № АГ/480 о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.
ОАО «ТНК-Ярославль» осуществляет хозяйственную деятельность по розничной реализации нефтепродуктов на территории Костромской области с февраля 2010 г. через те же АЗС, которые осуществляло свою деятельность в 2009 г. ОАО «ТНК-Столица».
Кроме ОАО «ТНК-Ярославль», из всех представленных хозяйствующих субъектов на территории Костромской области, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, наиболее  крупной  долей в целом обладают:
 ООО «Гранд-Ойл», с долей более 7%;
 ЗАО ТСК «Кассис», с долей более 4%;
 ООО "Костромская топливная компания", также с долей более 4% (выступает в одной группе лиц с ООО «ЛК»);
 ООО «Электон-Нефтегаз-Кострома, с долей более 3%.
В Костромской области ценовым лидером на локальных рынках розничной реализации нефтепродуктов является ОАО «ТНК-Ярославль», которое первым осуществляет изменения розничной цены на нефтепродукты, реализуемые на территории Костромской области.
Спрос на нефтепродукты в  Костромской области зависит от сезона. Период наибольшего потребления автобензина и дизтоплива – третий квартал, период наименьшего потребления автобензина и дизтоплива – первый квартал года.
В состав розничных покупателей (потребителей) нефтепродуктов входят: предприятия общественного транспорта, транспортные подразделения предприятий региона, учреждений, органов власти и местного самоуправления (ведомственный транспорт), юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, владеющие, как правило, единицей подвижного состава.

 

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива рассчитан коэффициент рыночной концентрации (Cr) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
 высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2 000 <= HHI <= 10 000;
 умеренный - при 45% <= CR3 < 70% или 1 000 <= HHI < 2 000;
 низкий - при CR3 < 45% или HHI < 1 000.

 

Доли крупнейших хозяйствующих субъектов на розничном рынке реализации нефтепродуктов на территории Костромской области в 2010 г.

Наименование х/с АИ-76 Наименование х/с АИ-92, АИ-95
ОАО «ТНК-Ярославль» более 65% ОАО «ТНК-Ярославль» более 55%
ООО «Гранд Ойл» более 4% ООО «Гранд Ойл» более 7,5%
ИП <…> более 3,5% ЗАО «ТСК «КАССИС» более 6%
CR 3 более  70% CR 3 более  70%
HHI 4 786,56 HHI 3 458,69

 

Наименование х/с АИ-98 Наименование х/с ДТ
ОАО «ТНК-Ярославль» более 90% ОАО «ТНК-Ярославль» более 60%
ООО «КТК» более 5,5% ОАО «ТНК-Столица» более 6,5%
ОАО «ТНК-Столица» более 2% ООО «Гранд Ойл» более 6%
CR 3 100% CR 3 более 70%
HHI 8 532,1 HHI 4 326,1

Как видно из вышеприведенных таблиц, на рынке автомобильных бензинов марки АИ-76, коэффициент рыночной концентрации (CR 3) составляет более 70%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - 4 786,56.
На рынке автомобильных бензинов марки АИ-92 и АИ-95 коэффициент рыночной концентрации (CR 3) составляет более 70%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - 3 458,69.
На рынке автомобильных бензинов марки АИ-98, коэффициент рыночной концентрации (CR 3) составляет 100%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - 8 532,1.
На рынке автомобильных бензинов марки ДТ, коэффициент рыночной концентрации (CR 3) составляет 70%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - 4 326,1.

 

Таким образом, розничный рынок нефтепродуктов Костромской области в 2010 г. является высококонцентрированным  на всех сегментах реализуемых нефтепродуктов: бензины автомобильные по маркам и дизельное топливо.

7. Описание барьеров входа на рынок

 

Барьеры входа на рынок анализируются с точки зрения возможности потенциальных конкурентов стать участниками данного рынка.
На основе анализа ответов на запросы хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию нефтепродуктов на территории Костромской области, выявлены следующие барьеры входа на рынок.
Большинство опрошенных респондентов считают главным барьером входа на рынок – экономический. Здесь главным препятствием служат:
 сроки окупаемости капитальных вложений – 25% респондентов;
 отсутствие эффективной политики малого предпринимательства – 20% респондентов;
 барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок – 20% респондентов.
Респонденты также отмечают, что низкая платежеспособность покупателей в сельской местности и высокие затраты на строительство и эксплуатацию АЗС, негативно сказываются на развитии розничного рынка нефтепродуктов.
Также имеет место сезонность спроса на нефтепродукты (так, в теплое время года спрос на нефтепродукты возрастает, а в холодное время года уменьшается), что приводит к потере прибыли в зимние месяцы года. Максимальный рост цен на нефтепродукты фиксируется в летние месяцы. Это связано с активизацией сельскохозяйственных работ, а также ростом интенсивности автомобильного движения.
Более 30% респондентов считают, главным административным барьером отсутствие эффективной государственной политики в области инвестиций, кредитов, налогов, цен.
20% респондентов считают, что технологическое превосходство уже действующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов, также мешает развиваться данному рынку.
Также на розничном рынке нефтепродуктов существует такой барьер, как наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов. ОАО «ТНК-Ярославль» входит в одну группу лиц с ОАО «ТНК-ВР Холдинг», которая является ВИНК.

8. Оценка состояния конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов.

 

Рынок розничной реализации нефтепродуктов в Российской Федерации в целом относится к вертикально интегрированному. На нем доминирующее положение занимают крупные   ВИНКи, которые занимаются производством и реализацией нефтепродуктов по всей технологической цепочке: добыча нефти – переработка (производство бензинов, дизтоплива, мазута, машинных масел) – оптовая торговля – розничная торговля через систему фирменных АЗС. Вертикальная интеграция на данном рынке сопровождается высокой экономической концентрацией, отсутствием внутренней региональной конкуренции на рынке нефтепродуктов, устранением объективных ценовых индикаторов и непрозрачности работы.
Костромской регион располагает недостаточно развитой сетью автодорог, обеспечивающей его связи со всеми экономическими районами страны. Административные районы области  между собой и городом Костромой связаны автомобильными дорогами областного и местного назначения, часть которых не имеют благоустроенных выходов на сопряженные с Костромской областью территории, что затрудняет доступ к инфраструктуре нефтепродуктообеспечения соседних областей.
Рынок нефтепродуктов в Костромской области весьма специфичен. Его отличия от аналогичных рынков других регионов России определяются многими факторами, среди которых наиболее существенными представляются два.
Первый фактор – отсутствие на территории области собственных нефтеперерабатывающих заводов, вследствие чего местные оптовые поставщики вынуждены закупать бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты у нефтеперерабатывающих предприятий других регионов.
Второй фактор – доставка топлива в регион осуществляется в основном железнодорожным транспортом. Альтернативные варианты доставки товара характеризуются высокой стоимостью по сравнению со стоимостью услуг, оказываемых железной дорогой.
В целом, на розничном рынке нефтепродуктов  Костромской области, удовлетворение потребностей покупателей в нефтепродуктах достаточно, однако в отдельных районах области имеется дефицит АЗС. Это связано с неравномерным расположением АЗС на территории области.  Большинство АЗС   сосредоточены в  областном центре и муниципальных районах с наиболее развитой инфраструктурой и большой пропускной способностью федеральных трасс.
Уровень конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов Костромской  области недостаточен, поскольку  данный рынок, в той или иной степени, контролируется хозяйствующим субъектом,  входящим в группу лиц крупнейшей российской нефтяной компании  ОАО «ТНК-ВР Холдинг». Расчетные коэффициенты концентрации свидетельствуют, что рынки реализации бензина, а также дизельного топлива в границах Костромской  области, являются высококонцентрированными со слаборазвитой конкуренцией.
В этой связи необходимо применение комплексных мер по развитию конкуренции на данных рынках, таких, как:
 меры, направленные на развитие конкуренции и преодоление регионального раздела рынка нефтепродуктообеспечения, в том числе по привлечению на региональный рынок Костромской области иных нефтяных компаний;
 создание резервного фонда земель, предназначенных для размещения нефтехранилищ и АЗС, с указанием их размещения по территории региона;
 выделение земельных участков для строительства АЗС на конкурсной основе;
 меры по развитию в Костромской области сети альтернативных автозаправочных станций, предлагающих в качестве моторного топлива сжиженный углеводородный газ (СУГ);

Таким образом, по результатам изучения розничного рынка нефтепродуктов на территории Костромской области, в 2010 г. доминирующее положение занимает ОАО «ТНК-Ярославль», с общей долей более 60%.
Костромское УФАС России, Приказом от 01.12.2008 № 147 внесла ОАО «ТНК-Столица» в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр). С 28.02.2010 г. ОАО «ТНК-Столица» прекратило осуществление деятельности по реализации нефтепродуктов на территории Костромской области.
В соответствии с вышеизложенным предлагаю:
1. Исключить из Реестра ОАО «ТНК-Столица»;
2. Включить в Реестр ОАО «ТНК-Ярославль» по розничной реализации нефтепродуктов (ОКВЭД 50.50) по следующим товарным границам:
 АИ-76 – низкооктановые автомобильные бензины (с долей 68,45%);
 АИ-92, АИ-95 – высокооктановые автомобильные бензины (с долей 57,14);
 АИ-98 - высокооктановые автомобильные бензины (с долей 92,17%);
 Дизельное топливо (летнее и зимнее) с долей 64,8%.
3. Географические границы рынка по розничной реализации нефтепродуктов определить как территория Костромской области.

 


Приложение

Основные участники розничного рынка реализации нефтепродуктов на территории Костромской области в 2010 г.

 

1. ООО «Электон-Нефтегаз-Кострома»;
2. ИП <…>;
3. ИП <…>;
4. ООО «Профикс»;
5. ИП <…>;
6. ООО «Макойл»;
7. ИП <…>;
8. ООО «Мини»;
9. ООО «Гранд-Ойл»;
10. ООО «Тон-1»;
11. ООО «Тон-2»;
12. ООО «Союз ВГВ»;
13. ООО «Виктория»;
14. ООО «ЛК»;
15. ООО «КТК»;
16. ИП <…>;
17. ЗАО «ТСК «Кассис»;
18. ИП <…>;
19. ИП <…>;
20. ИП <…>;
21. ИП <…>;
22. ООО «Никойл плюс»;
23. ОАО «ТНК-Ярославль»;
24. ОАО «ТНК-Столица».