Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Костроме за 2010 г.

Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Костроме за 2010 г.

 


В соответствии с пунктом 3.1 Перечня товарных рынков для ежегодного исследования ФАС России, утвержденного приказом ФАС России от 27.09.2010 № 551, и письмом ФАС России от 05.03.2011 г. № АЦ/7720, Костромское УФАС России провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Костроме.
Настоящий анализ проводится в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, а также в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. № 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Анализ рынка услуг по управлению многоквартирными домами проводится в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденных приказом ФАС России 28.04.2010г. №220 и Методическими указаниями по подготовке анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах (далее – Методические указания).
Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами проводится только по г. Костроме, так как численность других населенных пунктов на территории Костромской области не превышает 100 тыс. человек.
При анализе рынка услуг по управлению многоквартирными домами в качестве исходной информации были использованы:
• Сведения, полученные от комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы;
• Сведения, полученные от хозяйствующих субъектов – управляющих организаций, работающих на исследуемом рынке.

1. Определение временного интервала исследования рынка.

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Временной интервал настоящего анализа установлен Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г.

2. Продуктовые и географические границы рынка услуг по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с Методическими указаниями продуктовыми границами исследуемого рынка будет являться комплекс услуг по управлению многоквартирными домами.
Под услугами по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
В целях проведения данного исследования географическими границами рынка услуг, в которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, будут являться административные границы г. Костромы, так как численность других населенных пунктов на территории Костромской области не превышает 100 тыс. человек.

 

3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
В качестве источника исходной информации для определения круга продавцов, работающих на исследуемом рынке, управлением были использованы сведения, представленные комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы.
В 2010 г. на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Костроме функционировали следующие управляющие организации:
1. ЗАО "Костромской Дом +";
2. ООО "Управляющая компания "Давыдовский";
3. ООО "Управляющая компания "Давыдовский +";
4. ООО "Управляющая компания "Давыдовский-2";
5. ООО "Управляющая компания "Березовая роща";
6. ООО "Центральная управляющая компания +"
7. ООО "Управляющая компания ЖКХ № 1";
8. ООО "Управляющая компания ЖКХ № 2";
9. ООО "Управляющая компания ЖКХ № 3";
10. ООО Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда";
11. ООО "Заволжье";
12. ООО "Управляющая компания "Наш дом";
13. ООО "Жилсервис";
14. ООО "Управляющая компания "Ремжилстрой+";
15. ООО "Юбилейный 2007";
16. ООО "Управляющая компания Жилстрой";
17. ООО "Управляющая компания Жилстрой-1";
18. ООО "Управляющая компания Жилстрой-2";
19. ООО "Управляющая компания "Октябрьский";
20. ООО "Жилищно-эксплуатационное ремонтно-строительное управление № 2 (ООО "ЖЭРСУ-2");
21. ООО "Кострома-сервис";
22. ООО "Комфорт";
23. ООО "СпецЖилСервис".

 

4. Объем рынка услуг по управлению многоквартирными домами и доли хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с Методическими указаниями при проведении анализа рынка услуг по управлению многоквартирными домами необходимо выявить:
1) Информацию о способе управления многоквартирными домами и о том, каким образом был осуществлен выбор управляющей организации. Эти данные представлены в таблицах №1 и № 2.
Из приведенных таблиц видно, что по состоянию на 01.01.2011г. наибольшая доля принадлежит управлению многоквартирными домами с помощью управляющих организаций. Эта доля составляет 86.34% от общего объема жилищного фонда. При этом выбор управляющей организации осуществлен собственниками помещений на общем собрании собственников многоквартирных домов во всех 2568 домах.
Способ управления 2.12% жилищного фонда от общего объема жилищного фонда собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран.
Конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами по состоянию на 01.01.2011 г не проводилось.

 

2) Состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, и доли этих субъектов на исследуемом товарном рынке представлен в таблице №3*.

* Не подлежит размещению на сайте.

 

На рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Костроме в настоящее время нет хозяйствующих субъектов, имеющих долю более 35 процентов.
Наибольшие доли на исследуемом рынке имеют следующие хозяйствующие субъекты:
1. Управляющая организация ООО "Юбилейный 2007";
2. Группа лиц в составе:
• ЗАО "Костромской Дом+";
• ООО "Управляющая компания "Давыдовский";
• ООО "Управляющая компания "Давыдовский+";
• ООО "Управляющая компания "Давыдовский-2";
• ООО "Управляющая компания "Березовая роща";
• ООО "Центральная управляющая компания+";
3. Группа лиц в составе:
• ООО "Управляющая компания ЖКХ № 1";
• ООО "Управляющая компания ЖКХ № 2";
• ООО "Управляющая компания ЖКХ № 3";
• ООО Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда".

3) По состоянию на 01.01.2011 г. все управляющие организации, работающие на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Костроме, имели частную форму собственности.

 

4) Конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами по состоянию на 01.01.2011 г. органом местного самоуправления в г. Костроме не проводилось.

5. Уровень концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами

 

Для определения уровня концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами г. Костромы были использованы следующие показатели:
1. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI);
2. Коэффициент рыночной концентрации (CR-3).
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рынка услуг по управлению многоквартирными домами г. Костромы по состоянию на 01.01.2011 г. находится в пределах 1000<HHI<2000, доля трех наиболее крупных субъектов рынка (коэффициент рыночной концентрации CR-3) составляет 64.1%. Это говорит о том, что рассматриваемый рынок является умеренно концентрированным.

6. Барьеры входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами.

 

К основным качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (или отсутствие) барьеров (ограничений) входа на рынок для потенциальных конкурентов.
Потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые имеют возможность поставлять данный товар (услугу), но по разным причинам не реализуют эти возможности.
На основании анализа информации, представленной по запросам управления хозяйствующими субъектами, работающими на исследуемом рынке к экономическим ограничениям можно отнести:
• недостаточную привлекательность рынка в связи с высоким уровнем изношенности коммунальной инфраструктуры;
• отсутствие эффективного правового механизма взыскания задолженности с неплательщиков. Служба судебных приставов не соблюдает сроки, установленные законодательством;
• проблемы возмещения денежных средств, затраченных на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов с собственника жилых и нежилых помещений – администрации г. Костромы, отсутствует четкий правовой механизм.
Ряд управляющих организаций отмечают, что существуют проблемы организационного характера, проблемы взаимодействия, договорных отношений с ресурсоснабжающими организациями в связке: ресурсоснабжающие организации – управляющие компании – собственники. В настоящее время управляющие компании, являясь исполнителями коммунальных услуг, фактически эти услуги не предоставляют. Это ставит собственников в положение, когда "никто, ни за что не отвечает". К организационным проблемам также стоит отнести нежелание собственников участвовать в содержании многоквартирных домов, участвовать в ежегодных общих собраниях, принимать решение по видам ремонтных работ и объемам их финансирования.
Административных барьеров входа на рассматриваемый рынок не установлено.

7. Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.

 

Проведенный анализ рынка услуг по управлению многоквартирными домами г. Костромы позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемый рынок является умеренно концентрированным с недостаточно развитой конкурентной средой. На рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Костроме в настоящее время нет хозяйствующих субъектов с признаками доминирования.
Тенденция развития данного рынка такова, что количество хозяйствующих субъектов, входящих на рынок растет, рынок находится в стадии формирования и развития услуг по управлению многоквартирными домами.

Файлы для скачивания

Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Костроме за 2010 г. с таблицами
Тип файла: rar
Размер файла: 0.02 МБ