ФАС России о ценах на услуги ЖКХ и нефтепродукты

 

В соответствии с поручением Администрации Президента Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба в пределах своей компетенции, рассмотрев вопрос о ценах на услуги ЖКХ и нефтепродукты, сообщает:

1.Относительно цен на услуги ЖКХ.  В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, рынках финансовых услуг, надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях, надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе. Рассмотрение вопросов, связанных с ростом тарифов на коммунальные услуги, не относится к компетенции ФАС России.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 №332, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий является Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).

На основании изложенного, по вопросам роста цен (тарифов) на коммунальные услуги заявитель может обратиться в ФСТ России.

Вместе с тем, следует отметить, что в целях недопущения необоснованного роста тарифов на коммунальные услуги Федеральным законом от 26 декабря 2005 №184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусмотрен механизм установления индексов минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которые устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг. Размер платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать предельным и (или) максимальным индексам. В случае если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» гражданам, у которых доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе превышает уровень, установленный субъектом Российской Федерации, предоставляются субсидии.

Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер субсидии зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее – региональные стандарты). Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. В настоящий момент постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 №768 утверждены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2011-2013 гг.; и федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации на 2011-2013 гг.

Для определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, Правительство Российской Федерации установило федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22% (постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 №541).

2. Относительно цен на нефтепродукты.  Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

На рост цен влияет ряд факторов. Это и рост мировых цен, рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет 60-65%. Под воздействием антимонопольных органов и мер защиты внутреннего рынка, рост цен в России ниже, чем за рубежом. Так, с 2007 по 2011 гг. цены на нефть в мире выросли на 121%, а в Российской Федерации цены на автомобильные бензины выросли на 42%, на дизельное топливо – на 61%. В среднем по стране рост цен за этот период находился на уровне близком к инфляции. В отдельные периоды, например, под влиянием сезонного фактора, цены на нефтепродукты опережали инфляцию. Рост цен в 2011 году мог быть меньшим, но с 2011 года кратно увеличились акцизы на топливо: на автомобильный бензин класса 2 и ниже рост акцизов в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 50%, на автобензин 3 класса – 42%, класса 4 и 5 – 28%; на дизельное топливо класса 2 и ниже рост акцизов в 2011 году составил 131%, на дизельное топливо 3 класса – 109%, класса 4 и 5 – 89%. Это привело к тому, что в целом по году цены на топливо опередили инфляцию.

В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 №306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», с 01 января 2012 года произошло очередное увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо: на автомобильный бензин класса 2 и ниже рост акцизов в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 28%, на автобензин 3 класса – 30 %, класса 4 и 5 – 32%; на дизельное топливо класса 2 и ниже рост акцизов в 2012 году составил 48 %, на дизельное топливо 3 класса – 53%, класса 4 и 5 – 58%. Необходимо отметить, что увеличение ставок акцизов на дизельное топливо происходит более существенными темпами, чем на автомобильные бензины, что в свою очередь, приводит к опережающему росту цен на дизельное топливо.

Рост розничных цен на нефтепродукты происходил неравномерно по регионам, а также по ассортименту нефтепродуктов и в отдельных субъектах Российской Федерации превышал индекс потребительских цен.

Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, принимают меры по стабилизации сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Закона о защите конкуренции при выявлении факта согласованных действий, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.

ФАС России регулярно принимает меры антимонопольного воздействия в отношении нарушителей Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). В 2008 и 2009 гг. было рассмотрено более 250 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Было рассмотрено также две «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально-интегрированных компаний (ВИНК). Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде России, заплатили гигантские не только по российским меркам штрафы – суммарно более 15 млрд. рублей. С конца 2010 года по настоящее время возбуждено 91 дело по фактам нарушений антимонопольного законодательства на региональных рынках. На федеральном уровне, в рамках третей «волны» дел, нефтяные компании уже признали факт нарушения закона. В отношении ОАО «АНК «Башнефть», группы лиц ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл» и ее группы лиц, в конце 2011 года принято решение о наложении штрафов на сумму более 4 миллиардов рублей. Решение об административном наказании в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг» будет принято в 1 квартале 2012 года.

В рамках обеспечения справедливого ценообразования в регионах принимаются меры антимонопольного регулирования. УФАС России проводятся проверки сложившейся ситуации на региональных рынках нефтепродуктов.

Информацию по вопросам разъяснения ФАС России ситуации на топливном рынке Российской Федерации можно получить на официальном интернет-сайте: www.fas.gov.ru, в разделе «Антимонопольное регулирование»/ «в ТЭК»/ «разъяснения».