Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг телефонной связи г. Костромы в динамике за 2007 – 2011 г.г.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг телефонной связи г. Костромы в динамике за 2007 – 2011 г.г.

В Костромское УФАС России 17.01.2012 г. поступило заявление ОАО «Костромская городская телефонная сеть» об исключении общества из «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» (далее Реестр), на рынке оказания услуг местной телефонной связи г. Костромы.
ОАО «Костромская городская телефонная сеть» находится в Реестре в соответствии с приказом от 29.04.1998 № 52 по Костромскому УФАС России на рынке услуг местной (фиксированной) телефонной связи г. Костромы с долей более 50%.
Рассмотрение заявления ОАО «КГТС» об исключении из Реестра было проведено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра…» (далее Правила) и «Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по ведению Реестра…», утвержденным приказом ФАС от 17.01.2007 № 6 (далее Регламент).
В ходе рассмотрения данного заявления был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг телефонной связи г. Костромы в динамике за 5 лет (2007 – 2011 г.г.). Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке проводился в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок).
При анализе рынка услуг телефонной связи г. Костромы в качестве исходной информации были использованы:
• Сведения, представленные Управлением Роскомнадзора по Костромской области;
• Сведения, представленные участниками рынка – операторами фиксированной телефонной и подвижной радиотелефонной связи, работающими на исследуемом товарном рынке.

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Временной интервал исследования данного рынка - 5 лет (2007 – 2011 г.г.).
2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с Порядком представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Определение продуктовых границ товарного рынка включает:
• предварительное определение товара;
• выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
• определение взаимозаменяемых товаров.
Предварительное определение товара может проводиться на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД деятельность в области телефонной связи имеет код 64.20.11 и включает как деятельность в области фиксированной телефонной связи, так и деятельность в области подвижной радиосвязи, в том числе сотовой связи.
Услуги фиксированной телефонной связи в настоящее время относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Рынок услуг сотовой связи функционирует в состоянии конкурентного рынка.
Определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Функциональное назначение товара (услуги телефонной связи) – получение возможности в любое время поговорить с любым другим лицом, вызываемым персонифицировано, находящимся на значительном расстоянии, на котором невозможно общаться непосредственно (передача речи, звуков на расстоянии).
Применение товара – для собственного потребления в личных, служебных или иных целях.
Деятельность по оказанию услуг связи подлежит обязательному лицензированию, перечень установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87.
Перечнем определены наименования услуг связи, вносимых в лицензии, и лицензионные условия.
Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара в соответствии с Порядком, может осуществляться путем экспертных оценок.
Для определения сопоставимости услуги фиксированной телефонной связи и услуги сотовой (мобильной) связи по основным параметрам и характеристикам, прежде всего, по среднему уровню цен, а также возможности замены услуг фиксированной связи услугами подвижной (мобильной) связи при потреблении в настоящем анализе в качестве экспертов были опрошены операторы фиксированной телефонной и мобильной связи, которые работают на рынке г. Костромы.
По результатам экспертного опроса участников рынка – операторов фиксированной и мобильной связи можно сделать следующие выводы:
• тарифные планы и средний уровень цен на услуги фиксированной и подвижной (мобильной) связи у различных операторов связи в г. Костроме являются сопоставимыми;
• потребители услуг (абоненты) свободны в выборе операторов связи, в том числе при переходе от одного оператора связи к другому оператору;
• на рынке услуг телефонной связи существует возможность замены услуг фиксированной связи услугами подвижной (мобильной) связи при потреблении.
Необходимо отметить, что услуга мобильной связи обладает более высокими по сравнению с фиксированной (проводной) телефонной связью потребительскими свойствами (функциональными, качественными и техническими характеристиками) и поэтому нет полной взаимозаменяемости услуг сотовой и фиксированной связи. Однако развитие межвидовой конкуренции привело к тому, что услуги фиксированной и сотовой связи могут быть сопоставимы по их функциональному назначению, применению и ценовому фактору таким образом, что потребитель заменяет (или готов заменить) услуги фиксированной связи услугами подвижной (мобильной) связи при потреблении.
Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка являются услуги телефонной связи как фиксированной, так и мобильной, а товарные рынки этих услуг рассматриваются как один товарный рынок.

3. Определение географических границ товарного рынка.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на данной территории и отсутствии этой возможности за ее пределами.
Услуги фиксированной телефонной связи подразделяются по географическому принципу, услуги подвижной связи по географическому принципу не разделены.
Определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект - ОАО «Костромская городская телефонная сеть», который обратился в антимонопольный орган с заявлением  об исключении из Реестра. ОАО «КГТС» работает на рынке услуг местной (фиксированной) телефонной связи г. Костромы.
В соответствии с целью настоящего исследования географическими границами изучаемого рынка приняты территориальные границы г. Костромы.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Продавцами на исследуемом рынке являются операторы связи, обладающие лицензией на право оказания услуг местной (фиксированной) телефонной связи и подвижной радиотелефонной связи и фактически оказывающие услуги телефонной связи на рынке г. Костромы за анализируемый период.
Перечень организаций, обладающих лицензией на право оказания услуг телефонной связи по запросу Костромского УФАС, представлен Управлением Роскомнадзора по Костромской области.
В соответствии с представленной информацией, на территории г. Костромы в 2007 г. работали 6 операторов телефонной связи:
• ОАО «Костромская городская телефонная сеть»;
• ОАО «ВымпелКоммуникации» (Билайн);
• ОАО «Мегафон»;
• ОАО «Мобильные ТелеСистемы»;
• ОАО «Ростелеком»;
• ОАО «РЖД».
По состоянию на 01.01.2012 г. на рынке г. Костромы фактически работает уже 8 операторов связи. К перечисленным операторам добавились:
• ЗАО «ВотекМобайл» (ТЕЛЕ 2) - с 2009 г.;
• ООО «Связь-Энерго» - с 2010 г.
Кроме того, в настоящее время еще один оператор связи получил лицензию на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Костромской области. Сеть связи тестируется, но коммерческая эксплуатация еще не начата. Этого оператора связи можно отнести к потенциальным продавцам.
Покупателями на анализируемом рынке выступают абоненты фиксированной и мобильной связи – физические и юридические лица.

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг телефонной связи г. Костромы в динамике за 2007 – 2011 г.г. производился  на основании следующих показателей:
1. количество абонентов;
2. объем услуг телефонной связи.
Количественные показатели структуры рынка услуг телефонной связи, рассчитанные по количеству абонентов и по объему услуг, представлены в таблицах № 1* и № 2*.

* Не подлежит размещению на сайте.

Приведенные в таблицах № 1 и № 2 сведения о количестве абонентов и объемах услуг позволяют проанализировать динамику потребления товара.
Как видно из представленных данных с 2007 г. по 2011 г. наблюдается значительный рост абонентской базы услуг телефонной связи, в целом на 51%. Общий рост в основном обусловлен ростом количества абонентов услуг сотовой связи (63% по г. Костроме). Абонентская база услуг фиксированной связи в рассматриваемый период сохраняется практически неизменной с незначительным ростом на 1%. Объем услуг телефонной связи за анализируемый период увеличился на 28%, в том числе по услугам сотовой связи – на 32% и по объему услуг фиксированной связи – на 11%.
Анализ изменения доли операторов связи, рассчитанной по количеству абонентов и по объему услуг за период 2007 – 2011 г.г. свидетельствует о наличии достаточно сильной конкуренции на рынке услуг телефонной связи г. Костромы. Исходя из представленных в таблицах 1 и 2 данных, можно сказать, что по состоянию на 01.01.2012 г. на рынке г. Костромы нет операторов связи, имеющих долю более 35%.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Для определения уровня концентрации рынка услуг телефонной связи г. Костромы был использован индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
Расчет уровня концентрации рынка услуг телефонной связи г. Костромы представлен в таблицах № 3* и № 4*.

* Не подлежит размещению на сайте.

Анализ показателей уровня концентрации исследуемого рынка в динамике за 2007 - 2011 г.г. свидетельствует о снижении уровня концентрации и о постепенном приближении уровня концентрации товарного рынка к умеренно концентрированному.

7. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг телефонной связи г. Костромы проводился в связи с поступившим в Костромское УФАС России заявлением ОАО «Костромская городская телефонная сеть» об исключении общества из Реестра на рынке оказания услуг местной телефонной связи в г. Костроме.
Данный анализ основан на сведениях о количестве абонентов и об объемах услуг связи, представленных участниками рынка – операторами фиксированной телефонной и подвижной радиотелефонной связи и учитывает позицию участников рынка – операторов связи о сопоставимости тарифных планов и среднего уровня цен на услуги фиксированной и подвижной (мобильной) связи в г. Костроме и о возможности замены услуг фиксированной связи услугами подвижной (мобильной) связи при потреблении. По мнению операторов-конкурентов сотовая и стационарная связь является взаимодополняющими услугами, поскольку рынок идёт по пути конвергенции.
В настоящее время на рынке услуг телефонной связи г. Костромы работают восемь операторов местной (фиксированной) и подвижной (мобильной) связи. Услуги фиксированной телефонной связи в соответствии с Законом о естественных монополиях в настоящее время относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Рынок услуг сотовой связи функционирует в состоянии конкурентного рынка.
Проведенный анализ рынка услуг телефонной связи г. Костромы показал, что по основным экономическим признакам услуги фиксированной связи утрачивают признаки естественной монополии. По результатам анализа установлена возможность замены услуг фиксированной телефонной связи, в отношении которых применяется государственное регулирование и контроль, услугами подвижной (мобильной) связи при потреблении.
Анализ изменения доли операторов связи, рассчитанной по количеству абонентов и по объему услуг за период 2007 – 2011 г.г. свидетельствует о наличии достаточно сильной конкуренции на рынке услуг телефонной связи г. Костромы. По состоянию на 01.01.2012 г. на рынке г. Костромы нет операторов связи, имеющих долю более 35%.
Анализ показателей уровня концентрации исследуемого рынка в динамике за 2007 - 2011 г.г. свидетельствует о снижении уровня концентрации и о постепенном приближении уровня концентрации товарного рынка услуг телефонной связи к умеренно концентрированному.
По результатам проведенного анализа Управлением принято решение об исключении ОАО «Костромская городская телефонная сеть» из «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов…».

Костромское УФАС России полагает, что вытекающий из проведенного анализа рынка услуг телефонной связи вывод о возможности замены услуг фиксированной связи услугами подвижной (мобильной) связи при потреблении, может являться основанием для рассмотрения вопроса о переходе рынка услуг общедоступной электросвязи из состояния естественной монополии в состояние конкуренции, так как в соответствии с Законом о естественных монополиях, не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.