Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений на территории Костромской области за 2010 – 2011 годы

I. Общие положения

 

Анализ рынка услуг охраны жилых помещений на территории Костромской области за 2010 – 2011 года проводился на основании Приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «План работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годах».
При анализе состояния конкуренции на рынке услуг охраны жилых помещений использовались сведения, представленные ФАС России, УМВД Российской Федерации по Костромской области и сведения хозяйствующих субъектов, непосредственно действующими на указанном рынке.
Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 (ред. 29.06.2012);
2. Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 03.12.2011) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности);
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 «Об утверждении правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» (далее – Постановление Правительства № 896);
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 (ред. 21.11.2011) «О некоторых вопросах осуществления частной детективной  (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Постановление о частной охранной деятельности).
6. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартам и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст (ред. от 14.12.2011) «О принятии и введение в действие ОКВЭД»;
7. Приказ МВД России от 31.08.2007 № 772 «Об утверждении порядка обеспечения министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам» (далее – Порядок обеспечения охраны имущества по договорам);
8. Приказ ФАС России от 26.03.2008 № 95 «Об утверждении формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов» (далее – Приказ ФАС России № 95);
9. Приказ ФАС России от  28.04.2010 № 220 (ред. от 03.02.2012) «Об утверждении порядка проведения анализа конкуренции на товарном рынке» (далее  - Приказ № 220).


II. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Временной интервал исследования определен заданием ФАС России и проводится с 01.01.2010 по 31.12.2011 года.
Исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то есть проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

III. Продуктовые границы товарного рынка

 

Статьей 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с Законом об охранной деятельности, частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Статьей 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:
охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;
охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
Постановлением о частной охранной деятельности установлен перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, такие как: средства аудио- и видеонаблюдения; технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации; средства инженерно-технической защиты и контроля доступа; технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте; технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.
Оказание услуг охраны жилых помещений, осуществляется лицензированными охранными организациями, указанному виду деятельности в ОКВЭД получившими лицензию в МВД соответствует код 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности». Эта группировка включает в том числе: деятельность   телохранителей,    уличных    патрулей, охранников,  сторожей  и  вахтеров  для  многоквартирных, домов,  учреждений,   фабрик,   строительных   площадок, гостиниц,  театров,  концертных  и  танцевальных залов и т.п.,  деятельность   сотрудников   охранных   служб   в магазинах;   охранную   деятельность,  осуществляемую  с помощью механических и электрических защитных устройств; консультирование    по    вопросам   безопасности   на производстве, в частном секторе, в общественных местах.
Вместе с тем, эта группировка не включает: установку систем сигнализации, расследования в связи со страхованием, деятельность  федеральных  и  территориальных  органов, служб охраны и безопасности,  а  также  деятельность  по охране общественного порядка,  осуществляемую войсковыми, казачьими обществами.
Производство электромонтажных работ, отнесенных к охране жилых помещений в соответствии со статьей 3 Закона об охранной деятельности,  относится к виду деятельности в ОКВЭД 45.31 «Производство электромонтажных работ», в частности установка систем противовзломной (охранной) сигнализации. Данный вид деятельности не подлежит лицензированию органами внутренних дел. На отдельные виды работ лицензирование осуществляется структурными подразделениями МЧС России.
Охрану жилых помещений осуществляют как получившие лицензию коммерческие организации, так и федеральные структуры. Деятельность федеральных органов безопасности, деятельность органов внутренних дел относится к коду в ОКВЭД 75.24 «Деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности».
Согласно Закона об охранной деятельности охрана жилых помещений включает в себя как охрану объектов и (или) имущества, так и охрану объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны. Тем не менее, согласно видам экономической деятельности в ОКВЭД данные виды относятся к разным видам деятельности. Их деление дополняется еще и тем фактором, что вид деятельности по ОКВЭД 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности» является лицензированным видом деятельности, в то время как вид деятельности 45.31 «Производство электромонтажных работ» не требует лицензии.
Потребитель может заказать проектирование и монтаж технических средств охраны в одной фирме, а договор по выезду рабочей группы по пульту централизованного наблюдения заключить с другой фирмой. Выезд рабочей группы к охраняемому жилому помещению граждан, подключенному к пульту централизованного наблюдения, неразрывно связан и не возможен без проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания технических средств охраны. Исходя из видов экономической деятельности ОКВЭД и особенностей данного рынка (один вид деятельности подлежит обязательному лицензированию другой нет) оба этих вида деятельности являются самостоятельными товарными рынками.
Частные охранные предприятия, отделы вневедомственной охраны УМВД РФ и филиалы ФГУП «Охрана» МВД России являются конкурентами рынка услуг охраны жилых помещений, потребитель имеет право выбора в какую организацию ему обраться за услугой.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами будут являться оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений на следующих товарных рынках:
 осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений;
 охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

 

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик) проживает по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг). Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обсуждения с заказчиком параметров охранной системы специалисты устанавливают технические средства охраны, и жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд полиции, пожарную охрану, аварийную службу ЖЭКа или другие службы в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и т.п., то есть охранный случай, необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной организацией, которая работает в конкретном поселении, районе, округе – муниципального образования, выбор заказчика услуг ограничивается в указанных географических границах.
Таким образом, предварительно географическими границами рынка услуг охраны жилых помещений являются муниципальные образования и городские округа Костромской области.
Основным параметром при определении географических границ изучаемого рынка является экономическая возможность со стороны покупателя приобрести изучаемую услугу, а со стороны продавца доступная экономическая цена и техническая возможность оказать требуемую услугу покупателю.
Заданием ФАС России при анализе рынка услуг охраны жилых помещений определено, что рынок услуг охраны жилых помещений проводится в границах административно-территориальных образований с численностью населения более 100 000 человек.
На территории Костромской области присутствует только один административный округ с численностью населения более 100 000 человек – городской округ г. Кострома.
Таким образом, географическими границами рынка услуг охраны жилых помещений за период 2010 – 2011 годах являются границы городской округ г. Костромы.

 


V. состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Покупателями на исследуемом товарном рынке являются физические и юридические лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона об охранной деятельности частная охранная организация – организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2 и 11.3 Закона об охранной деятельности, а также  в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением о частной охранной деятельности. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.
На основании сведений полученных от  УМВД Российской Федерации по Костромской области на территории Костромской области лицензии  получили сто четыре охранные организации.
Из информации, полученной от частных охранных предприятий следует, что на территории г. Костромы осуществляют охрану жилых помещений шесть хозяйствующих субъектов.
Порядком обеспечения охраны имущества по договорам определена последовательность действий МВД России охраны имущества физических и юридических лиц по договорам.
Из представленных сведений отдела вневедомственной охраны УМВД РФ по г. Костроме и филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Костромской области следует, что ими также осуществляется охрана жилых помещений и самостоятельно заключаются договоры на оказание услуг охраны жилых помещений.
Следовательно, учитывая изложенное, хозяйствующими субъектами на рынке услуг охраны жилых помещений на территории городского округа г. Кострома в 2010 – 2011 годах, охранную деятельность осуществляли:
1. Отдел вневедомственной охраны УМВД РФ по г. Костроме;
2. Филиал ФГУП «Охрана» МВД России по Костромской области;
3. ООО ЧОП «Витязь - г. Кострома, ул. Мелиоративная, д.3;
4. ООО охранное агентство «Ассоциация безопасных систем» - 156019, г. Кострома, ул. Базовая, д. 15;
5. ООО ЧОП «Зевс» - г. Кострома, ул. Галичская, д. 128;
6. ООО ЧОП «Агентство безопасности бизнеса» - г. Кострома, ул. Кузнецкая, д. 9, оф. 504;
7. ООО ЧОП «Технология безопасности» - 156005, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 104;
8. ООО ЧОП «Рубеж-ВЛ» - 156026, г. Кострома, ул. 2-ая Волжская, д. 25.
Хозяйствующие субъекты, указанные под пунктами 3 – 8 являются частными охранными организациями, не входящими друг с другом в группу лиц.

 

 


VI. Объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

По представленным данным хозяйствующими субъектами объем рынка услуг охраны жилых помещений в целом в 2011 г. составил 2 268 квартир на оплаченную сумму за услуги 727 188,98 рублей, в то время как в 2010 г. аналогичные цифры составляли 2 531 квартир на сумму 569 027,6 рублей. Из приведенных данных следует, что количество жилых помещений, находящихся под охраной уменьшилось на 10,4 %, а вырученная сумма наоборот увеличилась на 21,8%.
Как показал анализ, доминирующее положение на рынке услуг охраны жилых помещений по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений на территории городского округа г. Кострома занимает филиал ФГУП «Охрана» МВД России по Костромской области, с долей 100 % в 2010 г. и 100 % в 2011 г.
На рынке услуг охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения на территории городского округа г. Кострома наибольшую долю занимает отдел вневедомственной охраны УМВД РФ по г. Костроме, с долей 89,36 % в 2010 г. и 88,38 % в 2011 г.
Помимо отдела вневедомственной охраны УМВД РФ по г. Костроме, из всех представленных хозяйствующих субъектов на территории г. Костромы, осуществляющих охрану жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения, наиболее  крупной  долей обладают:
1. ООО ЧОП «Технология безопасности», с долей в 2010 г. и 2011 г. более 5 %;
2. ООО ЧОП «Агентство безопасности бизнеса», с долей в 2010 г. и в 2011 г. около 3 %.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.

Настоящим анализом географические границы определены как территория городского округа г. Костромы.
Соответственно доминирующее положение на рынке услуг охраны жилых помещений по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений на территории городского округа г. Кострома занимает филиал ФГУП «Охрана» МВД России по Костромской области с долей 100 % в 2010 г. и 100 % в 2011 г.
На рынке услуг охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения на территории городского округа г. Кострома доминирующее положение занимает отдел вневедомственной охраны УМВД РФ по г. Костроме, с долей 89,36 % в 2010 г. и 88,38 % в 2011 г.

 

VII. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка услуг охраны жилых помещений рассчитан коэффициент рыночной концентрации (Cr) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
высокий – при 70% <= CR3 <= 100% или 2 000 <= HHI <= 10 000;
умеренный – при 45% <= CR3 < 70% или 1 000 <= HHI < 2 000;
низкий – при CR3 <= 45% или HHI <= 1 000.

 

На рынке услуг охраны жилых помещений по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений на территории городского округа г. Кострома в 2010 г. коэффициент рыночной концентрации (Cr) составил 100 %, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) 10 000, в 2011 г. Cr3 - 100 %, HHI 10 000.
На рынке услуг охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения на территории городского округа г. Кострома в 2010 г. Cr3 составил 97,32 %, HHI 8 021, в 2011 г. Cr3 – 96,56 %, HHI 7 906,97.
Оба рынка услуг охраны жилых помещений на территории городского округа г. Костромы в 2010 – 2011 годах являются высококонцентрированными, конкуренция на них развита мало.

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

 

Барьеры входа на рынок анализируются с точки зрения возможности потенциальных конкурентов стать участниками данного рынка.
На основе анализа ответов на запросы хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг охраны жилых помещений, выявлены следующие барьеры входа на рынок.
К экономическим барьерам относится высокая налоговая нагрузка на охранный бизнес и недостаточная платежеспособность охраняемых объектов, которая не позволяет иметь оборотные средства на развитие охранных услуг.
На наш взгляд главным административным барьером рынка услуг охраны жилых помещений является отсутствие единого закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации», который регулировал бы как деятельность частных охранных предприятий, так и деятельность органов внутренних дел, осуществляющих платные услуги по охране жилых помещений. Действующий Закон об охранной деятельности регулирует только сферу деятельности частных охранных предприятий.
Для получения лицензии с правом оказания охранных услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах, согласно кода ОКВЭД 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности» предъявляются жесткие лицензионные требования.
Также хозяйствующие субъекты выделили такой административный барьер, как бюрократические проволочки при оформлении необходимых разрешений для осуществления охранной деятельности.
Право обслуживания технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями полиции вневедомственной охраны при ОВД Российской Федерации, у частных охранных организаций отсутствует, так как заключается трехстороннее соглашение об оказании услуг охраны жилых помещений между филиалом ФГУП «Охраны», отделом вневедомственной охраны УМВД РФ и клиентом. Соответственно клиент, заключивший соглашение на осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному облуживанию технических средств охраны жилых помещений с филиалом ФГУП «Охраны» МВД России по Костромской области вынужден осуществлять охрану жилых помещений  с подключением на пульты централизованного наблюдения через отдел вневедомственной охраны УМВД Российской Федерации

IX. Оценка состояния конкуренции на рынке услуг охраны жилых помещений

 

Рынок услуг охраны жилых помещений по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений и рынок услуг охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения за период 2010 – 2011 относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией, рынки являются высококонцентрированным. Главным барьером входа на изученные рынки является доминирующее положение государственных структур, работающих на данном рынке.
Указанные барьеры в анализе могут привести к частичному развалу рынка услуг охраны жилых помещений.
Разрушение частной охраны влечет за собой негативные последствия в виде:
1. рост бюджетных затрат на содержание органов внутренних дел обеспечивающих охрану жилых помещений;
2. уход части частных охранных структур из-под государственного контроля, путем создания фирм, не подлежащих государственному контролю (сторожа, администраторы, вахтеры, операторы, консьержа), что приведет к монополизации рынка услуг охраны жилых помещений государственными структурами.

Предложения:
1. Принять закон «Об охранной деятельности в Российской Федерации», который бы регулировал деятельность как частных охранных предприятий, так и деятельность органов внутренних дел, представляя равные права всем участникам рынка услуг охраны жилых помещений;
2. Разработать и рекомендовать к применению охранным предприятиям методики расчетов стоимости охранных услуг, основываясь на которые появится возможность контролировать проведение тендеров на охрану (особенно по бюджетным организациям). Отсутствие единой методики приводит к следующим негативным последствиям: нарушению трудового законодательства; обману или своеволию в обеспечении охранников, оборудованию постов охраны, непосредственном руководстве на постах; не соответствию количества необходимых сотрудников АУП видам деятельности и задачам охранных предприятий.

 

Примечание:
На данном этапе законотворческого процесса считаем, что включение хозяйствующих субъектов, занимающих долю свыше 35 % на рынке услуг охраны жилых помещений затруднительно в виду следующего.
На основании Постановления Правительства № 896 и Приказа ФАС России № 95 установлено, что в реестр заносится сведения о коде по группировкам общероссийских классификаторов (графа 6), а в случае невозможности точной идентификации товара для целей статистического учета приводится код ОКВЭД, максимально близко соответствующий товарной позиции.
На основании изученных сведений следует, охране жилых помещений осуществляемых частными охранными предприятиями (выезд по пульту централизованного наблюдения) соответствует ОКВЭД с кодом 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности». Производство электромонтажных работ относится к виду деятельности в ОКВЭД 45.31 «Производство электромонтажных работ», в частности установка систем противовзломной (охранной) сигнализации. Деятельности органов внутренних дел по охране жилых помещений соответствует ОКВЭД с кодом 75.24 «Деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности».
Рынок услуг охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения, обслуживаемый частными охранными предприятиями, в силу закона является лицензируемым видом деятельности. Для обслуживания данного рынка вневедомственной охране лицензия не требуется. Рынок услуг охраны жилых помещений по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений не требует наличия лицензии, как у государственных органов, так и у частных организаций.
Таким образом, Костромское УФАС России считает невозможным включение в реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке услуг охраны жилых помещений более 35 % до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.