Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на рынке услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на территории Костромской области за период с 1 августа 2012 г. по 31 августа 2013 г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по результатам анализа конкурентной среды на рынке услуг
обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО)
на территории Костромской области
за период с 1 августа 2012 г. по 31 августа 2013 г.

I. Общие положения

Анализ рынка услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (далее – ОСАГО) на территории Костромской области за период с 1 августа 2012 г. по 31 августа 2013 г. проводился на основании многочисленных поступивших заявлений от граждан на противоправные действия страховой организации, выразившиеся в отказе от заключения договора ОСАГО без заключения договора дополнительного страхования.
При анализе состояния конкуренции на рынке услуг ОСАГО на территории Костромской области использовались сведения РО ФСФР в ЦФО и сведения хозяйствующих субъектов, непосредственно действующих на указанном рынке.
Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 28.06.2013) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1);
2. Федеральный закон от 25.04.2002 (ред. от 07.05.2013) № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО);
3. Федеральный закон от 26.07.2006 (ред. от 02.07.2013) № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 (ред. от 01.12.2012) «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление Правительства № 739);
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) – (далее – Постановление Правительства № 359);
6. Приказ ФАС России от 26.03.2008 № 95 «Об утверждении формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов» (далее – Приказ ФАС России № 95);
7. Приказ МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 (ред. от 29.08.2011) «О порядке регистрации транспортных средств» (далее – Приказ МВД РФ № 1001);
8. Приказ ФАС России от  28.04.2010 № 220 (ред. от 12.03.2013) «Об утверждении порядка проведения анализа конкуренции на товарном рынке» (далее  - Приказ № 220).

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 220 временной интервал исследования должен не менее одного года или срок существования товарного рынка. Для актуальности исследования информации, а также на основании пункта 2.1. Приказа № 220 Костромским УФАС России рынок изучался за период с 1 августа 2012 г. по 31 августа 2013 г.
Основной целью исследования являлось изучение сложившихся характеристик рассматриваемого рынка услуг ОСАГО на территории Костромской области и определение конкурентной среды на изучаемом рынке, поэтому проводился ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на изучаемом рынке.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительно услуга (товар) определен как предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Выдача полиса ОСАГО представляет собой предоставление страховыми организациями финансовой услуги.
Пунктом 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 4015-1 страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.
Частью 1 статьи 4 Закона об ОСАГО установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств.
Таким образом, заключение договора ОСАГО является обязательным условием для владельца транспортного средства и соответственно является обязательным видом страхования.
Заключая договор ОСАГО, страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования.
В силу действующего законодательства договор ОСАГО не может быть заменен иным договором страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об ОСАГО, страховые тарифы (цена) по обязательному страхованию (их предельные уровни) устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. В настоящее время страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств регламентируются Постановлением Правительства № 739.
Частью 5 статьи 4 Закона об ОСАГО также предусмотрено, что владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).
Соответственно, нормы действующего законодательства, в том числе страхового, не содержат иные обязательные требования к владельцу транспортного средства по обязательному заключению договоров обязательного или добровольного страхования.
Обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, осуществляется страховыми организациями, получившими лицензию на осуществление указанного вида деятельности и соответствует коду в ОКВЭД 66.03.3 «Страхование ответственности».
При выявлении взаимозаменяемых видов страхования, страхованию ОСАГО, были опрошены также сами страховые организации, осуществляющие страхование ОСАГО на территории Костромской области. Из всех проанализированных ответов страховых организаций следует, что основываясь на нормах действующего законодательства, взаимозаменяемых видов страхования по отношению к страхованию ОСАГО на данном этапе не существует.
В соответствии с тем, что договор ОСАГО (приобретение страхового полиса) является обязательным видом страхования и регламентируется Законом об ОСАГО, то данный вид страхования не имеет взаимозаменяемых видов страхования.
Таким образом, продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность по оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Предварительно географические границы рынка услуг ОСАГО определены как границы Костромской области.
Полис ОСАГО в большинстве своем приобретается там, где человек проживает.
Территория Костромской области очень обширная, площадь которой составляет 60 211 км2. Расстояние между районными центрами Костромской области составляет от 18 км. до 537 км.
Соответственно приобретая полис ОСАГО в одном муниципальном образовании гражданину будет экономически не выгодно приобретать его выезжая за пределы района проживания.
Гражданин, приобретая очередной страховой полис ОСАГО, обращается по месту регистрации в страховую организацию. Это вызвано также и тем, что в соответствии с пунктом 24.1 Приказа МВД РФ № 1001 транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета. Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений (пункт 24.3 Приказа МВД РФ № 1001).
Таким образом, рынок услуг ОСАГО является локальным.
В соответствии с действующим страховым законодательством страховщик, осуществляющий обязательное страхование автогражданской ответственности должен соответствовать ряду требований, в том числе – на основании статьи 21 Закона об ОСАГО Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат.
Однако, деятельность страховой организации, по заключению договоров ОСАГО в каждом субъекте Российской Федерации не является обязательным условием. Страховые организации, которые вправе оказывать услуги ОСАГО, имеют возможность оказывать данные услуги в любом населенном пункте Российской Федерации.
Коэффициенты применения для транспортных средств определенные Постановлением Правительства № 739 действуют различные не только в разных субъектах Российской Федерации, но также определяются для отдельных городов и населенных пунктов. Соответственно, цена на полис ОСАГО двух идентичных транспортных средств может быть разная в силу территориального неравенства.
Пунктом 4.4 Приказа № 220 предусмотрено, что если цена товара, поставляемого с каких-либо иных территорий оказывается более чем на 10 процентов выше средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.
Из представленных сведений страховыми организациями следует, что в различных муниципальных образованиях Костромской области средневзвешенная цена на полис ОСАГО отличается до 50 %.
Соответственно такие муниципальные образования должны относиться к различным географическим границам.
Исходя из требований Приказа № 220, на территории Костромской области сложились следующие локальные рынки.
1. Нерехтский район Костромской области,  средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 555,93 руб.;
2. Костромской район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 2 577,27 руб.;
3. г. Кострома, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 2 920,07 руб.;
4. Красносельский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 981,57 руб.;
5. Буйский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 2 005,94 руб.;
6. Островский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 726,86 руб.;
7. Галичский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 757,44 руб.;
8. Антроповский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 632,47 руб.;
9. Кадыйский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 791,88 руб.;
10. Солигаличский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 669,6 руб.;
11. Чухломской район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 2 863,69 руб.;
12. Парфеньевский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 833,00 руб.;
13. Макарьевский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 543,36 руб.;
14. Кологривский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 959,5 руб.;
15. Нейский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 615,57 руб.;
16. Мантуровский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 787,63 руб.;
17. Межевской район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 805,12 руб.;
18. Пыщугский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 622,57 руб.;
19. Павинский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 309 руб.;
20. Вохомский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 1 597,45 руб.;
21. Октябрьский район Костромской области, средневзвешенная цена на полис ОСАГО 2 053,93 руб.
Приобретение полиса ОСАГО в ближайших муниципальных образованиях в указанных выше районах превысит значение 10 %.
22. Сусанинский и Судиславский районы Костромской области;
23. Шарьинский и Поназыревский районы Костромской области.
Объединение муниципальных районов указанных в пунктах 1 – 21 невозможно, так как расходы на приобретение полиса ОСАГО (сам полис ОСАГО плюс транспортные расходы) превысят максимальный предел в 10 процентов, а соответственно будут экономически невыгодны потребителю.
Географические границы рынка услуг ОСАГО определены методом установления фактических районов продаж, страховых организаций, осуществляющих продажи на рассматриваемом рынке. Список всех страховых организаций, осуществляющих реализацию полисов ОСАГО на территории Костромской области, в разрезе по муниципальным образованиям был представлен РО ФСФР в ЦФО.
V. состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, входят хозяйствующие субъекты, постоянно оказывающие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала.
Данный вид деятельности является лицензируемым. Лицензирование страховой деятельности осуществляется в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства, и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.
Управлением проанализирован рынок услуг ОСАГО на территории Костромской области с разбивкой по локальным рынкам, указанным в разделе IV настоящего анализа.
Сведения о перечне страховых организаций, имеющих лицензии на выдачу полисов ОСАГО были РО ФСФР в ЦФО.
Из представленных страховых организаций, действующих на территории Костромской области лицензией на предоставление полисов ОСАГО обладают восемнадцать страховых организаций, из них деятельность по предоставлению полисов ОСАГО фактически осуществляют только четырнадцать (Приложение 1).
Все проанализированные страховые организации не объединены между собой в группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции и соответственно являются самостоятельными участниками рынка.

VI. Объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема финансовых услуг на  товарном рынке предоставляемых финансовыми организациями (за исключением кредитных организаций) осуществляется на основании Постановления Правительства № 359.
Подпунктом «б» пункта 7 указанного Постановления установлено, что расчет объема финансовых услуг оказываемых страховщиками осуществляется из расчета объема собранной финансовой организацией страховой премии по каждому виду страхования за отчетный период.
Из представленных данных всеми страховыми организациями, объем рынка услуг ОСАГО на территории Костромской области за период с 1 августа 2012 г. по 31 августа 2013 г. составил 408 425,42 тыс. руб.
Доли страховых организаций, действующих на рынке услуг ОСАГО в период с 1 августа 2012 г. по 31 августа 2013 г., в разрезе по географическим границам определенным разделом IV настоящего анализа, представлены в приложениях 2 – 24.
На основании Постановления Правительства № 359 доминирующим признается положение финансовой организации (за исключением кредитной организации), в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:
доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;
доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Из приложений 2 – 24 следует.
СОАО «ВСК» занимает долю более 20 % в географических границах Нерехтского, Нейского, Мантуровского районов Костромской области.
ООО «Росгосстрах» занимает долю более 20 % в географических границах г. Костромы, Нерехтсктского, Костромского, Красносельского, Буйского, Островского, Галичского, Антроповского, Кадыйского, Солигаличского, Чухломского, Парфеньевского, Макарьевского, Кологривского, Нейского, Мантуровского, Межевского, Пыщугского, Павинского, Вохомского, Октябрьского, Сусанинского и Судиславского, Шарьинского и Поназыревского районов Костромской области.
ОСАО «РЕСО-Гарантия» занимает долю более 20 % в географических границах Костромского района Костромской области.
ООО «Страховая компания «Согласие» занимает долю более 20 % в географических границах Островского, Нейского, Пыщугского, Павинского, Вохомского, Шарьинского и Поназыревского районов Костромской области.
ОАО «Страховое общество ЖАСО» занимает долю более 20 % в географических границах Межевского района Костромской области.
Перечисленные страховые компании занимают долю более 20 % на указанных территориях в течение длительного периода времени (более одного года).
Соответственно, оба обязательных условия, предусмотренных Постановлением Правительства № 359 в отношении СОАО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Страховая компания «Согласие» и ОАО «Страховое общество ЖАСО» выполняются. Соответственно указанные страховые организации занимают доминирующее положение на рынке услуг ОСАГО в указанных географических границах Костромской области.
Доли остальных страховых организаций, также работающих на изучаемом рынке, не превышает 20 % и подвержены малозначительным изменениям.

VII. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка услуг охраны жилых помещений рассчитан коэффициент рыночной концентрации (Cr) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
высокий – при 70% <= CR3 <= 100% или 2 000 <= HHI <= 10 000;
умеренный – при 45% <= CR3 < 70% или 1 000 <= HHI < 2 000;
низкий – при CR3 <= 45% или HHI <= 1 000.

Уровень концентрации в разрезе географических границ определенных разделом IV настоящего анализа за период с 1 августа 2012 г. по 31 августа 2013 г. составляет:
1. Нерехтский район Костромской области коэффициент рыночной концентрации (Cr3) – 97,07 %, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – 4 971,64.
2. Костромской район Костромской области Cr3 – 98,11, HHI – 5 902,05;
3. г. Кострома – Cr3 – 48,14, HHI – 1 291,66;
4. Красносельский район Костромской области – Cr3 – 99,72, HHI – 9 243,7;
4. Буйский район Костромской области – Cr3 – 95,95, HHI – 6 241,15;
5. Островский район Костромской области – Cr3 – 99,4, HHI – 5 290,34;
6. Галичский район Костромской области – Cr3 – 85,24, HHI – 3 437,78;
7. Антроповский район Костромской области – Cr3 – 99,95, HHI – 9 499,81;
8. Кадыйский район Костромской области – Cr3 – 99,96, HHI – 9 609,8;
9. Солигаличский район Костромской области – Cr3 – 99,95, HHI – 9 711,45;
10. Чухломской район Костромской области – Cr3 – 99,77, HHI – 9 644,66;
11. Парфеньевский район Костромской области – Cr3 – 98,35, HHI – 6 486,21;
12. Макарьевский район Костромской области – Cr3 – 99,96, HHI – 9 446,3;
13. Кологривский район Костромской области – Cr3 – 98,44, HHI – 8 208,73;
14. Нейский район Костромской области – Cr3 – 98,74, HHI – 3 343,38;
15. Мантуровский район Костромской области – Cr3 – 99,56, HHI – 4 995,61;
16. Межевской район Костромской области – Cr3 – 99,02, HHI – 5 374,64;
17. Пыщугский район Костромской области – Cr3 – 99,32, HHI – 5 671,23;
18. Павинский район Костромской области – Cr3 – 99,84, HHI – 5 337;
19. Вохомский район Костромской области – Cr3 – 99,43, HHI – 5 533,84;
20. Октябрьский район Костромской области – Cr3 – 99,63, HHI – 6 667,97;
21. Сусанинский и Судиславский районы Костромской области – Cr3 – 98,71, HHI – 8 935,23;
22. Шарьинский и Поназыревский районы Костромской области – Cr3 – 95,37, HHI – 5 368,09;
На основании указанных сведений следует, что рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в исследуемый период в географических границах определенных разделом IV настоящего анализа является высококонцентрированным, конкуренция развита мало.

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

Барьеры входа на рынок анализируются с точки зрения возможности потенциальных конкурентов стать участниками данного рынка.
На основе анализа ответов на запросы страховых организаций, действующих на рынке услуг ОСАГО, выявлены следующие барьеры входа на рынок.
Главным экономическим барьером входа на рынок услуг ОСАГО является наличие полностью оплаченного уставного капитала, размер которого должен составлять не менее 120 млн. рублей. Также одним из барьеров страховщики называют высокий уровень убыточности ОСАГО, в связи с высоким коэффициентом выплат.
Наличие на рынке эффекта масштаба, который заключается в том, что вновь входящие на рынок страховые организации на первоначальный период могут иметь существенно более высокие удельные затраты, чем действующие на рынке страховые организации, и, следовательно, могут быть менее конкурентоспособными.
На наш взгляд главным административным барьером рынка услуг ОСАГО является получение лицензии на осуществление страхования.
Для получения лицензии страховщик, в соответствии со статьей 21 Закона об ОСАГО обязан исполнить ряд требований:
1. страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат;
2. страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков;
3. наличие у страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.
Также страховщики указывают такой барьер, как избыточный объем отчетности по ОСАГО, предоставляемый в контролирующие органы.
Технологический барьер создает недостаточная развитость IT-структуры на значительной территории Российской Федерации.
Существует и такой барьер, как присутствие на рынке ОСАГО крупных хозяйствующих субъектов, которые работают уже очень давно и зарекомендовали себя как стабильные страховые организации. Поэтому страхователи обращаются в такие компании не только потому, что они исправно выплачивают компенсационные выплаты, а зачастую потому, что так исторически сложилось.
Также страховщики отмечают, что существуют и такие барьеры как отсутствие единообразия в правоприменительной практике. В частности, несмотря на прямое запрещение закона, некоторые компании осуществляют продажу полисов ОСАГО без талона ТО. Другими барьерами можно считать несбалансированность системы региональных коэффициентов, заниженность нормативного размера расходов на ведение дела (РВД), а также высокий уровень правовых рисков.
Барьеры входа на рынок услуг обязательного страхования автогражданской ответственности на исследуемых территориях Костромской области являются труднопреодолимыми.

IX. Оценка состояния конкуренции на рынке услуг ОСАГО

Рынок услуг ОСАГО в географических границах определенных разделом IV настоящего анализа за период с 1 августа 2012 г. по 31 августа 2013 г. относится к рынку с неразвитой конкуренцией, рынки являются высококонцентрированными.
Анализ Федерального закона от 28.05.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»  показал, что присутствуют определенные барьеры для входа на рынок ОСАГО, которые препятствуют развитию конкуренции.        К таким барьерам можно отнести административные и экономические барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью получения лицензии, членства в профессиональном объединении страховщиков и высоким уставным капиталом.
Анализ сведений, представленных страховыми организациями позволяет установить, что СОАО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Страховая компания «Согласие» и ОАО «Страховое общество ЖАСО» обладают доминирующим положением на рынке по оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на указанных территориях в разделе VI настоящего анализа.
Исходя из вышесказанного, следует вывод о целесообразности осуществления государственного контроля за рыночным поведением страховых организаций, занимающих доминирующее положение на рынке страховых услуг, а также осуществления действий по предупреждению и пресечению злоупотреблений доминирующим положением.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1. ОАО «АльфаСтрахование» - 115162, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 31, стр. Б;
2. ООО «БИН Страхование» - 115088, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 13, стр. 62;
3. СОАО «ВСК» - 121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4;
4. ООО Страховая компания «ВТБ Страхование» - 101000, г. Москва, пл. Тургеневская, д. 2/4, стр. 1;
5. ЗАО «ГУТА-Страхование» - 107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 5, стр. 3;
6. ОАО «Страховое общество «ЖАСО» - 105066, г. Москва, ул. Доброслободская, д. 19;
7. Открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» - 117997, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 12, стр. 2;
8. ЗАО «МАКС» - 115184, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 50;
9. ОСАО «РЕСО-Гарантия» - 125047, г. Москва, ул. Гашека, д. 12, стр. 1;
10. ООО «Росгосстрах» - 140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3;
11. ОСАО «Россия» - 129085, г. Москва, проезд Ольминского, д. 3А;
12. ОАО «Русская страховая транспортная компания» - 141400, Московская обл., г. Химки, ул. Энгельса, д. 7/15;
13. ООО «Страховая Группа «Компаньон» - 443096, г. Самара, ул. Мичурина, 58, 21;
14. ОАО «Страховая группа МСК» - 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 40;
15. ОАО «СОГАЗ» - 107078, г. Москва, пр. Академика Сахарова, д. 10;
16. ООО «Страховая компания «Согласие» - 129110, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 42;
17. ОАО «Страховая компания ТЭСТ-ЖАСО» - 150040, г. Ярославль, ул. Некрасова, д. 42;
18. ЗАО «УралСиб» - г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 56.

Файлы для скачивания

Аналитический отчет
Тип файла: doc
Размер файла: 0.15 МБ