Аналитический отчет состояния конкурентной среды на розничном товарном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области за 2013год

Аналитический отчет состояния конкурентной среды на розничном товарном рынке  электрической энергии
(мощности) на территории Костромской области за 2013год.

1. Общие положения.

В соответствии с  приказом ФАС России от 19.12.2013 г. № 773/12 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013 - 2014 годы"  Костромское УФАС России провело анализ и оценку состояния конкурентной среды на розничном рынке  электрической энергии (мощности) на территории Костромской области.
Целью проведения анализа розничного рынка электрической энергии является установление доминирующего положения (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности), осуществляющих деятельность на территории Костромской области, с последующим их включением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (далее – Реестр).
Анализ рынка электрической энергии (мощности) проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок), и Методическими рекомендациями по проведению анализа розничного рынка электрической энергии (мощности).
При анализе данного рынка в качестве исходной информации были использованы:
• Сведения, полученные от департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области;
• Сведения, полученные от хозяйствующих субъектов –  гарантирующих поставщиков, функционирующих на территории Костромской области.

2. Определение временного интервала исследования розничного рынка электроэнергии.

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии (мощности), которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.
Временным интервалом исследования розничного рынка  электрической энергии (мощности) является 2013 год, который определен заданием ФАС России.


3. Определение продуктовых границ розничного рынка электроэнергии.

Поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно - рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.
В соответствии с п 3.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определение товара может быть определено на основе:
-условий договора, заключенного в отношении товара;
-нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;
-общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 г. № 329-ст, установлен раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», включающий группировку «Торговля электроэнергией», код 40.13.2, которая предусматривает:
-продажу электроэнергии  потребителям;
-деятельность посредников и агентов, которые организуют сделки по продаже электроэнергии, передаваемой по распределительным системам, управляемыми  другими лицами.
Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами. Таким образом, взаимозаменямые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

4. Определение географических границ розничного рынка электроэнергии.

Географические границы товарного рынка должны соответствовать границам  зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Правилами функционирования  розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 (далее - Правила). Заданием ФАС России утверждена географическая граница розничного рынка электроэнергии - территория  Костромской области.
На территории Костромской области в 2013 году осуществляли деятельность три энергосбытовых компании, которым присвоен статус гарантирующего поставщика. Для каждой энергосбытовой компании Департамент топливно-энергетического комплекса Администрации Костромской области установил зону деятельности, как границу балансовой принадлежности сетей соответствующей энергоснабжающей организации, к сетям которой присоединены потребители.
Для ОАО "Костромская сбытовая компания" географическими границами электрической энергии (мощности) в 2013 году являлась административная граница Костромской области, за исключением зоны деятельности ООО «Русэнергосбыт» и ОАО «Оборонэнергосбыт», так как данная организация создана в результате реорганизации ОАО "Костромаэнерго".
Для ООО "Русэнергосбыт" географическая граница в 2013 году определялась в границах  Костромского, Буйского, Шарьинского, Парфеньевского, Мантуровского, Нейского, Галичского, Антроповского, Поназыревского, Судиславского  Нерехтского и Островского районов Костромской области по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "РЖД".
Для  ОАО «Оборонэнергосбыт»  границы  зоны  деятельности  определены в границах  балансовой  принадлежности  электрических сетей, принадлежащих  на  праве  собственности  или  ином законном  праве организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, образованным во исполнение Указа президента от 15.09.2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», к сетям которого присоединены потребители (физические и юридические лица).

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электроэнергии.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электроэнергии, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования данного товарного рынка.
В 2013 г. на рынке электроэнергии в Костромской области функционировали 3 хозяйствующих субъекта :
ОАО "Костромская сбытовая компания" ( ул. Маршала Новикова, 22/22, Кострома, 156013) ;
ООО "Русэнергосбыт" ( ул. Ольховская, д. 27, стр.3, Москва, 105066);
ОАО «Оборонэнергосбыт» ( филиал «Центральный» Костромское областное отделение (ул. Сенная, д. 24-А, Кострома, 156013).
Границы зоны деятельности вышеуказанных хозяйствующих субъектов и количество заключенных договоров с физическими и юридическими лицами указано в Приложении 1.
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 30.12.2011 г. № 11/491 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика» ОАО "Костромская сбытовая компания" присвоен  статус гарантирующего поставщика  электрической энергии и определена  граница зоны деятельности – административные границы Костромской области, за исключением зоны деятельности ООО "Русэнергосбыт" и ОАО «Оборонэнергосбыт».
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области  от 30.12.2011 г. N 11/465 ООО "Русэнергосбыт" обладает статусом гарантирующего поставщика, и на территории Костромской области поставляет электроэнергию для нужд железнодорожного транспорта, ведомственных организаций, ведомственного жилья. В 2013 году зона деятельности  этой компании – 12 районов Костромской области, в которых электрические сети принадлежат ОАО "РЖД".
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 11 ноября 2011 г. N 11/298 присвоен статус гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт».
В 2013 году ОАО «Костромская сбытовая компания» заключила 333 627  договоров энергоснабжения с юридическими  и физическими лицами. ООО «Русэнергосбыт» в 2013 году заключило 3911 договоров энергоснабжения с юридическими лицами и с гражданами. ОАО «Оборонэнергосбыт» в 2013 году заключило 14 договоров с потребителями.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на розничном рынке электроэнергии Костромской области.

Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении ( кВт.ч) представлен в Таблице 1.
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.
Общий объем товарного рынка купли-продажи (поставки) электроэнергии за 2013 год в пределах Костромской области составил     2 161 116 953 Квтч.
Таблица 1

Общий объём  полезного отпуска электроэнергии  за  2013 год 2 161 116  953 Квтч.
ОАО "Костромская сбытовая компания»  1 673 309 054  кВтч
ООО "Русэнергосбыт"  472 194 169  кВтч
ОАО «Оборонэнергосбыт» 15  613  730   кВтч

В Костромской области существует три крупных локальных рынка купли-продажи (поставки) электроэнергии (это связано с сетевой структурой рынка).
На каждом из трех локальных розничных рынках электроэнергии функционируют по одному гарантирующему поставщику, которые не пересекаются между собой. Доли трех гарантирующих поставщиков в 2013 году распределились следующим образом: доля ОАО «КСК» составила за 2013 год  77,4 %, доля ООО «Русэнергосбыт» - 21,8%, а доля ОАО «Оборонэнергосбыт» - 0,7%.

7. Определение уровня концентрации розничного рынка электроэнергии.

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке (выраженная в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов действующих на данном рынке;
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
Коэффициенты рыночной концентрации не представляется возможности рассчитать, так как на 3-х локальных рынках функционируют по одному продавцу.
Исходя из индекса HHI, который для гарантирующих поставщиков равен 10000, можно сделать вывод, что данные рынки являются высококонцентрированным, так как 2000 < HHI ≤ 10 000.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок.

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке включает выявление наличия или отсутствия барьеров входа на рассматриваемый рынок.
Экономическим ограничением можно считать аграрную направленность развития экономики области, которая не является энергоемкой, недостаточное количество крупных промышленных предприятий, а также фактически наличие единственного гарантирующего поставщика. К экономическим ограничениям можно отнести также большие первоначальные финансовые вложения, отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые уже распределены между функционирующими субъектами рынка.
К административным ограничениям можно отнести отсутствие заинтересованности органов власти к появлению новой сбытовой компании на данном товарном рынке, так как это может привести к увеличению финансовой нагрузки на приобретателей, в том числе и на население. Вместе с тем, можно предположить, что с развитием экономики области и динамичным ростом предприятий, этот барьер может быть преодолен.
Перспектива изменения состояния конкурентной среды на этом рынке может быть связана и с переходом при продаже электроэнергии на свободные цены.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке электроэнергии.

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке включает заключение о том, к какому виду рынка относится рассматриваемый товарный рынок и перспективы изменения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.
Поскольку индексы HHI для гарантирующих поставщиков равны 10000, следует,  что данные рынки являются высококонцентрированным и их можно отнести к рынку с неразвитой конкуренцией, в силу того, что нет товара-заменителя, а также с последствиями процесса реформирования в энергетике, которые привели к созданию определенных трудностей для вхождения новых компаний в бывшую сферу деятельности естественной монополии. Это относится в основном к ОАО «Костромская сбытовая компания». Для ООО «Русэнергосбыт» не просматривается появление конкурентных компаний, так как деятельность этого гарантирующего поставщика ограничена сферой ведомственного обслуживания железнодорожного комплекса, хотя не исключается возможность того, что в будущем приобретатели могут обратиться к данному гарантирующему поставщику по приобретению электроэнергии. Аналогичная ситуация с ОАО «Оборонэнергосбыт»: деятельность данного гарантирующего поставщика ограничена организациями, находящимся в ведении Министерства обороны, которым принадлежат на праве собственности или на ином законном праве электрические сети.

10. Особенности проведения анализа конкуренции на товарном рынке электроэнергии.

К особенностям анализа данного товарного рынка можно отнести зависимость деятельности сбытовых компаний от функционирования сетевых компаний, так как потребление электроэнергии требует наличия средств доставки этого товара, т.е. наличия электрических сетей. При таком взаимодействии конкурентного рынка с естественной монополией можно наблюдать попытки субъекта естественной монополии привлекать иные сбытовые компании для работы на конкурентном рынке электроэнергии.
Анализ конкуренции на розничном товарном рынке электроэнергии Костромской области проведен за период 2013 год,  по заданию ФАС России.
При проведении анализа конкуренции на товарном рынке электроэнергии Костромской области выявлено, что данный товарный рынок состоит из трех локальных рынков, на каждом из которых функционирует по одному гарантирующему поставщику. Границами раздела этих рынков являются электрические сети, которые принадлежат разным хозяйствующим субъектам.
Данные рынки являются высококонцентрированными рынками с не развитой конкуренцией.
Данные хозяйствующие субъекты, ОАО «Костромская сбытовая компания» и ООО «Русэнергосбыт», осуществляющие свою деятельность в статусе гарантирующих  поставщиков, находятся в «Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов».