Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг владельцев складов временного хранения Костромской области за 2012-2013 г.г.

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг владельцев складов временного хранения   Костромской  области за 2012-2013 г.г.

В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 03.07.2013 г.  № ИШ-П13-75 ПР  и в соответствии с приказом  ФАС России от 30 мая 2013 года № 373/13 «О внесении изменений в приказ ФАС России   от 19.12.2012 г № 773/12  Костромское УФАС России провело оценку состояния конкурентной среды на рынке  услуг владельцев складов временного хранения (далее - СВХ)   Костромской области  за период 2012-2013 г.г.
Анализ проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.
В качестве исходной информации о состоянии конкуренции на рынке услуг СВХ, используется информация, предоставленная организациями, предоставляющими соответствующие услуги.  
Целью настоящего анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке  услуг  владельцев складов временного хранения   Костромской области.
В качестве исходной информации о состоянии конкуренции на рынке услуг, предоставляемых владельцами складов временного хранения на территории Костромской области за период 2012-2013 г.г.
1. Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
В соответствии с заданием ФАС России анализ товарного рынка проводился  за период  2012 -2013 г.г. 

2. Определение продуктовых границ товарного рынка.
Услугой на изучаемом рынке является комплекс услуг временного хранения товаров, оказываемых владельцами складов временного хранения (далее-СВХ).
Согласно статье 907 Гражданского кодекса РФ Товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранением товаров и оказывающая связанные с данным хранением услуги.
В соответствии с главой 25 Таможенного союза временным хранением товаров в сфере таможенного дела является хранение иностранных товаров2 под таможенным контролем3 в местах временного хранения4 до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой3 либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Временное хранение товаров не применяется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных ТК ТС.
Максимальный срок временного хранения товаров составляет 2 (два) месяца. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 (четыре) месяца.
В соответствии с параграфом 4 главы 5 федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее -Закон 311-ФЗ) владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев складов временного хранения.
Ведение реестра владельцев складов временного хранения осуществляет ФТС России (статья 58 Закона 311-ФЗ). Реестр владельцев складов временного хранения формируется на основании принимаемых таможенными органами решений о включении юридических лиц в соответствующий реестр, об исключении юридических лиц из данного реестра, о внесении изменений в реестр, о приостановлении и возобновлении деятельности юридических лиц в качестве владельца склада временного хранения.
Склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа.
Склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для использования любыми лицами.
Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца данного склада.
В связи с тем, что владельцы складов временного хранения закрытого типа осуществляют хранение собственных товаров и не оказывают услуг третьим лицам, деятельность складов временного хранения закрытого типа выходит за рамки продуктовых границ проводимого нами анализа.
Отношения владельца склада временного хранения открытого типа с лицами, помещающими товары на хранение, осуществляются на основе договора. Отказ владельца склада временного хранения открытого типа от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается. Владелец склада временного хранения открытого типа не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора, за исключением предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц.
Согласно статье 97 ТК ТС, статье 168 Закона 311-ФЗ территория склада временного хранения товаров является постоянной зоной таможенного контроля (места, где таможенными органами осуществляются процедуры таможенного контроля).
Статьей 71 Закона 311-ФЗ определены Требования к обустройству и оборудованию складов временного хранения. Данными требованиями являются:
• наличие   обустроенного   места   для   проведения   таможенного   досмотра товаров и транспортных средств, позволяющего осуществлять таможенный досмотр   в  любое  время   года  без  нанесения  ущерба досматриваемым товарам;
• обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов;
• наличие досмотровой рентгеновской техники;
• наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на складе временного хранения,  в частности на паллетах, поддонах    и    других    приспособлениях,    обычно    применяемых    для транспортировки   товаров,    которые    планируется    хранить    на   складе временного хранения;
• наличие погрузо-разгрузочной техники (автопогрузчики,
электропогрузчики    и    электрокары,    механические    тележки,    краны, подъемники и иная погрузо-разгрузочная техника).
В соответствии со статьей 108 ТК ТС, частью 3 статьи 105 ТК ТС пунктами 2.2.2, 3.1.3 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра), утвержденный Приказом ФТС России от 25.10.2011 № 2190, при осуществлении таможенного контроля, в частности, таможенного досмотра по требованию таможенного органа декларант, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, находящихся в зоне таможенного контроля Склада временного хранения, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов.
Таким образом, услуги взвешивания или иного определение количества товаров, погрузки, разгрузки, перегрузки, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковка либо переупаковка товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, услуги по осуществлению контроля делящихся и радиоактивных материалов, рентгеновского контроля могут предоставляться только владельцами складов временного хранения товаров открытого типа и согласно 907 статье ГК РФ будут рассматриваться как услуги, связанные с хранением товаров на Складах временного хранения - комплекс услуг временного хранения товаров, оказываемых владельцами складов временного хранения открытого типа.
Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствуют коды деятельности по хранению и складированию всех видов грузов:
- 63.1 — транспортная обработка грузов и их хранение:
- 63.11 - погрузка и разгрузка грузов и багажа пассажиров независимо от
вида транспорта, используемого для перевозки;
- 63.12 - деятельность по хранению и складированию всех видов грузов.
Следовательно,     предварительными продуктовыми       границами анализируемого рынка будет являться комплекс услуг (включая сопутствующие услуги) временного хранения иностранных товаров, оказываемых владельцами складов временного хранения открытого типа.
В соответствии со статьей 160 ТК ТС, пунктами 2, 3 «Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах», утвержденного Приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688, зарегистрированного в Минюсте России 25.06.2013 № 28894, Перевозчик или иное заинтересованное лицо6 обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, или их таможенным декларированием8 в соответствии с выбранной ими таможенной процедурой, в течение 3 (трех) (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов.
Таким образом, услуги  взвешивания или иного определение количества товаров, погрузки, разгрузки, перегрузки, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковка либо переупаковка товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, услуги по осуществлению контроля делящихся и радиоактивных материалов, рентгеновского контроля могут предоставляться только владельцами складов временного хранения товаров открытого типа и согласно 907 статье ГК РФ   рассматриваются, как услуги, связанные с хранением товаров на Складах временного хранения - комплекс услуг временного хранения товаров, оказываемых владельцами складов временного хранения открытого типа.
Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствуют коды деятельности по хранению и складированию всех видов грузов:
- 63.1 — транспортная обработка грузов и их хранение:
- 63.11 - погрузка и разгрузка грузов и багажа пассажиров независимо от
вида транспорта, используемого для перевозки;
- 63.12 - деятельность по хранению и складированию всех видов грузов.
Следовательно,       предварительными       продуктовыми       границами анализируемого рынка будет являться комплекс услуг (включая сопутствующие услуги) временного хранения иностранных товаров, оказываемых владельцами складов временного хранения открытого типа.
В соответствии со статьей 160 ТК ТС, пунктами 2, 3 «Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах», утвержденного Приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688, зарегистрированого в Минюсте России 25.06.2013 № 28894, (предыдущая редакция, утратившая силу с 03.08.2013 - Приказ ФТС России от 06.04.2011 № 715), Перевозчик или иное заинтересованное лицо6 обязаны совершить таможенные операции7, связанные с помещением товаров на временное хранение, или их таможенным декларированием8 в соответствии с выбранной ими таможенной процедурой, в течение 3 (трех) (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом 12 часов) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита9 либо с момента предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия. Товары могут не помещаться на временное хранение, если в течение указанного времени совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с выбранной таможенной процедурой.
Таким образом, таможенное законодательство таможенного союза предполагает возможность выбора для владельцев товаров, а также иных заинтересованных лиц в отношении данных товаров, пользования услугами временного хранения товаров: при прибытии иностранных товаров в место прибытия поместить товары на временное хранение либо с помощью процедур электронного, удаленного, предварительного декларирования иностранных товаров в течение 3 (12) часов поместить их под выбранную ими таможенную процедуру, произвести таможенную очистку товаров (за исключением, если таможенным органом определена необходимость проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и досмотра, который невозможно осуществить в рамках вышеуказанного времени 3(12)часов).
В отношении наличия/отсутствия  взаимозаменяемых услуг временного хранения иностранных  товаров в настоящем анализе  учитывается следующее.
В соответствии со статьями 25, 168 ТК ТС, статьей 198 Закона 311-ФЗ временное хранение товаров может осуществляться и в иных местах временного хранения. К таким местам относятся:
1. склад таможенного органа;
2. склад получателя товаров в случаях, предусмотренных статьей 200 Закона 311-ФЗ;
3. помещение,   открытая   площадка   и   иная   территория  уполномоченного экономического оператора;
4. отдельные помещения в местах международного почтового обмена;
5. место     хранения     неполученного     или     невостребованного     багажа, перемещаемого  в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;
6. место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;
7. специально   оборудованное   место   разгрузки   и   перегрузки   (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза таких товаров в Российскую Федерацию и место их вывоза из Российской Федерации совпадают;
8. железнодорожные  пути  и   контейнерные  площадки,   расположенные   в согласованных     с     таможенными     органами     местах     в     пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;
9. иные места, определяемые другими федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации.
При этом, если временное хранение иностранных товаров в местах перечисленных в пунктах 2, 3, 5, осуществляется для собственных целей и не подразумевает возмездного оказания услуг третьим лицам, то хранение иностранных товаров в местах, перечисленных в пунктах 2, 3, 5 выходит за рамки продуктовых границ проводимого нами анализа.
В связи с тем, что  пункт 4 относится к  деятельности по осуществлению международных почтовых отправлений, регулируется специальным законодательством, пункты 6, 7, 8 относятся к специфике осуществления перевозки товаров воздушным, железнодорожным и авиационным транспортом, связанной с перегрузкой товаров, затраты на которые учитываются  в логистических тарифах  перевозки товаров, указанные  пункты не  принимаются  во внимание.
В соответствии со статьей 201 Закона 311-ФЗ склады таможенных органов являются складами открытого типа и должны отвечать требованиям, которые в соответствии со статьей 71 Закона 311-ФЗ предъявляются к складам временного хранения хозяйствующих субъектов. При хранении товаров на складах таможенных органов взаимоотношения таможенных органов с лицами, помещающими товары на эти склады, осуществляются в соответствии с Законом 311-ФЗ и ГК РФ. На договор, заключаемый таможенным органом с лицом, помещающим товары на склад временного хранения таможенного органа, распространяются требования ГК РФ, установленные для публичного договора. Отказ таможенного органа от заключения такого договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается. Принятие товаров на хранение таможенным органом удостоверяется выдачей лицу, поместившему товары на склад временного хранения таможенного органа квитанции по форме, определяемой приказом ФТС России от 13.01.2011 № 73.
Согласно  ст.130 Закона 311-ФЗ  таможенные сборы за хранение на складе временного хранения таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов  товаров помещениях - 2 рублей  с каждых 100 килограммов веса товаров в день. Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к  полному.
С учетом различия стоимости услуг, оказываемых владельцами складов временного хранения товаров открытого типа и складов временного хранения таможенных органов более чем на 10%, такие услуги не являются взаимозаменяемыми.
Кроме того, таможенные органы согласно 4 статье Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» не могут являться хозяйствующими субъектами.
Таким образом, услуги временного хранения товаров, оказываемые таможенными органами, выходят за рамки продуктовых границ, и не учитываются в данном анализе.
Следовательно, при проведении анализа продуктовыми границами исследуемого рынка следует считать комплекс услуг (включая сопутствующие услуги)  временного хранения иностранных товаров, оказываемых владельцами складов временного хранения открытого типа.

3. Определение географических границ товарного рынка.

Анализ данного рынка услуг  проводится в географических границах Российской Федерации. Данное решение основывается на следующих заключениях.
Согласно информации, размещенной в реестре владельцев складов временного хранения на официальном интернет сайте ФТС России, в 2012 году осуществляли хозяйственную деятельность более 700 владельцев складов временного хранения. Территориально склады временного хранения размещены во всех 8 Федеральных округах  Российской Федерации, в зоне деятельности всех таможен, которые осуществляют свои полномочия в границах субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 ТК ТС, статьей 193 Закона 311-ФЗ ввоз иностранных товаров в Российскую Федерацию непосредственно с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, должен осуществляться в местах прибытия, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Ввоз иностранных товаров в Российскую Федерацию из государств, не являющихся членами Таможенного союза, через территории государств - членов Таможенного союза, помещенных при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза под таможенную процедуру транзита, может осуществляться в любых местах по маршруту следования перевозчика в определенное таможенным органом отправления место доставки товаров.
Согласно статье 215  ТК ТС Таможенным транзитом является таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Таможенный транзит применяется при перевозке:
1. иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия
до внутреннего таможенного органа;
2. иностранных   товаров   от   одного   внутреннего   таможенного
органа до другого внутреннего таможенного органа;
Таким образом, Таможенное законодательство таможенного союза предусматривает возможность выбора для владельцев иностранных товаров, а также иных заинтересованных лиц в отношении данных товаров, мест прибытия
товаров, через которые будет осуществляться их ввоз на территорию Российской Федерации. Также предусмотрена возможность по решению владельца иностранных товаров с помощью таможенной процедуры таможенного транзита осуществлять перевозку товаров из мест прибытия до внутренних таможенных органов.
Кроме того, ТК ТС предусматривает возможность выбора для владельцев иностранных товаров, а также иных заинтересованных лиц в отношении данных товаров, при их ввозе на территорию Российской Федерации владельца склада временного хранения, услугами которого он хочет воспользоваться.
В этой связи, по желанию владельца иностранных товаров временное хранение товаров может осуществляться на любом складе временного хранения открытого типа, включенного в реестр складов временного хранения, с которым заключен договор на оказание соответствующих услуг.
Таким образом, географическими границами исследуемого рынка будет территория Российской Федерации. Костромское УФАС России проводит сбор данных по настоящему анализу в административных границах субъекта РФ, подведомственной Костромскому УФАС – Костромская область.
4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Согласно информации, представленной на официальном сайте ФТС России http://ved.customs.ru/, Костромское УФАС России установило перечень складов временного хранения, находящихся (находившихся) и осуществляющих (осуществлявших) услуги в исследуемых периодах времени на   территории Костромской области.
Покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица.
Продавцами на данном рынке являются юридические лица - владельцы складов временного хранения, имеющие свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения.
Юридическим лицам, не имеющим соответствующего свидетельства, запрещается осуществлять указанную деятельность.
Согласно  Реестра  СВХ, размещенном на официальном сайте ФТС России на территории Костромской области в 2012 году области на рынке услуг СВХ находились 3 хозяйствующих субъекта:
ФГУП «РОСТЭК», ул. Игральная, д.1, а/я 7, Москва,107258;
ЗАО «Ортат», м/р-н Харитоново, с. Северное, Сусанинский район, Костромская область, 157092;
ООО «Складское хозяйство Агрофайн», ул. Боровая, д.7, стр.10, Москва,109033 (адрес в Костроме-ул. Борьбы, д.75).
Как показывает анализ, на территории Костромской области  деятельность на рынке предоставления услуг СВХ в 2012 году  осуществлял деятельность только один хозяйствующий субъект:
ООО «Складское хозяйство Агрофайн», ул. Боровая, д.7, стр.10, Москва,109033 (адрес в Костроме-ул. Борьбы, д.75).
В 2013 году на  территории Костромской области на рынке услуг СВХ осуществляли деятельность уже 2 хозяйствующих субъекта:
ЗАО «Ортат», м/р-н Харитоново, с. Северное, Сусанинский район, Костромская область, 157092;
ООО «Складское хозяйство Агрофайн», ул. Боровая, д.7, стр.10, Москва,109033 (адрес в Костроме-ул. Борьбы, д.75).
Зарегистрированное в Реестре СВХ ФГУП «РОСТЭК» (ул. Игральная, д.1, а/я 7, Москва,107258) проводит планомерную работу по прекращению деятельности в области таможенного дела, в том числе аффилированными хозяйствующими субъектами. В 2012-2013г.г. ФГУП «РОСТЭК» оказывал услуги СВХ и таможенного представительства по месту нахождения филиалов. Основная часть филиалов прекратили свою деятельность и ликвидированы, оставшиеся находятся в стадии ликвидации.
Кроме того, Федеральным законом от 02.12.2013 № 339-ФЗ внесены изменения, прямо запрещающие ФГУП «РОСТЭК» и его филиалам, осуществлять деятельность в сфере таможенного дела.
5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
В соответствии с  Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, объем  рынка определен  как сумма объемов  оказанных услуг поквартально за период 2012 – 2013 г.г.
Данный показатель позволяет наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым и географическим границам рассматриваемого рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Поскольку, деятельность на рынке услуг СВХ в 2012 году осуществлял один хозяйствующий субъект, то доля его будет составлять 100% (Приложение 1)
В 2013 г., как показывает анализ, доли между двумя хозяйствующими субъектами распределились следующим образом:
ООО «Складское хозяйство Агрофайн», ул. Боровая, д.7, стр.10, Москва,109033 (адрес в Костроме-ул. Борьбы, д.75) – 64,3 %
ЗАО «Ортат», м/р-н Харитоново, с. Северное, Сусанинский район, Костромская область, 157092 – 35,7 %.


6. Определение барьеров входа на рынок

По вопросу  барьеров входа на рынок  и  проблем, возникающих на рынке услуг предоставления СВХ, организации отмечают необходимость изменение подхода  административными органами, ведущего к снижению назначения штрафа за административные правонарушения, не влекущие  каких – либо последствий.

7. Оценка состояния конкурентной среды

В соответствии с пунктом 40 Порядка, для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
    а) коэффициент  рыночной  концентрации (CR ) - сумма долей  на товарном рынке (выраженных в  процентах) определенного  числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
- высокий - при 70% <= CR  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;
                                                  3
- умеренный - при 45% <= CR  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;
                                                       3
-низкий - при CR  < 45% или HHI < 1000.

Поскольку на рынке  в сфере услуг таможенного дела  в 2012 году осуществлял деятельность один хозяйствующий субъект, и в соответствии с представленными значениями, индекс рыночной концентрации Герфинадля-Гиршмана  за исследуемый период находится в значении 2000<= HHI <= 10000, то доля   ООО "Складское хозяйство АГРОФАЙН" будет составлять 100 %.
В 2013 году ситуация изменилась, но индекс рыночной концентрации Герфинадля-Гиршмана  за исследуемый период равен 5409, соответственно находится в значении  2000<= HHI <= 10000.
Таким образом, в соответствии с указанными значениями  индекса рыночной  концентрации Герфинадля-Гиршмана  за исследуемый период рынок   услуг в сфере таможенного дела за 2012-2013 г.г. относится  к высококонцентрированным рынкам, с неразвитой конкурентной средой.


7.Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.
Выводы и предложения.

По итогам изучения рынка   услуг в сфере таможенного дела Костромской области выявлено, что на исследуемом  рынке в 2012 году осуществлял деятельность один хозяйствующий субъект - ООО "Складское хозяйство АГРОФАЙН", а в 2013 году деятельность по представлению складов временного хранения предоставляли две организации -  ООО "Складское хозяйство АГРОФАЙН" и ЗАО «Ортат».
Доля ООО "Складское хозяйство АГРОФАЙН" на исследуемом рынке  в 2012 году составляла 100 %, а в 2013 году – 64,3%.
Доля ЗАО «Ортат» в 2013 году составила 35,7%.
Индекс рыночной концентрации Герфинадля-Гиршмана  за исследуемый период  2012-2013 г.г. находится в значении 2000 <= HHI <= 10000, что говорит о высокой концентрации на рынке и неразвитости рынка  услуг в сфере таможенного дела.
Таким образом, в соответствии с указанными значениями  рынок предоставления    услуг СВХ относится  к высококонцентрированным с неразвитой конкурентной средой.