Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива на территории Костромской области с 01.04.2013 по 01.04.2014 г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по результатам анализа конкурентной среды на розничном  рынке
дизельного топлива на территории
Костромской области с 01.04.2013 по 01.04.2014 г.

1. Общие положения

Анализ розничного рынка дизельного топлива на территории Костромской области проводился во исполнение приказа ФАС России № 373/13 от 30.05.2013 г.
Анализ товарного рынка розничной реализации дизельного топлива на территории Костромской области проведен с целью оценки состояния конкурентной среды на розничном рынке реализации нефтепродуктов в Костромской области и установление субъектов, занимающих доминирующее положение на  исследуемом товарном рынке, в том числе при формировании реестра хозяйствующих субъектов (далее - Реестр), ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
При анализе состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива в качестве исходной информации использовались сведения, представленные хозяйствующими субъектами, непосредственно осуществляющими реализацию на данном рынке.
Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон о защите конкуренции;
2. Приказом ФАС России от  28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа конкуренции на товарном рынке» (далее  - Приказ № 220);
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (далее – Технический регламент № 118);
4. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартам и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введение в действие ОКВЭД»;
5. Межгосударственный стандарт ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 31.03. 1982 № 1386);
6. Межгосударственный стандарт ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные. Технические условия» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 29.09. 1977 № 2344)
7. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия» (принят постановлением Госстандарта РФ от 9.12. 1997 № 404);
8. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004) «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 31.01. 2002 № 42-ст);
9. ТУ 38.001165-2003.


2. Временной интервал исследования товарного рынка.

Исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то есть проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Временной интервал исследования товарного рынка определен с 01.04.2013 по 01.04.2014 год.

3. Продуктовые границы товарного рынка.

Предварительное определение товара – дизельное топливо.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».
Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»).
В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.
Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке. Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.
Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

4. Географические границы товарного рынка.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Географические границы розничного рынка предварительно определены как административные границы муниципальных образований и городских округов, обусловленные экономической возможностью приобретения необходимых партий нефтепродуктов в пределах муниципального образования или городского округа. Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара.
Все представленные хозяйствующие субъекты в Приложении осуществляют свою деятельность на территории Костромской области.
Места розничной реализации нефтепродуктов территориально фиксированы. Основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на А3С являются организационно-транспортные  схемы приобретения нефтепродуктов потребителями и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением потребителями нефтепродуктов на АЗС.
Основным параметром при определении географических границ  розничного рынка нефтепродуктов являлась экономическая возможность приобретения нефтепродуктов потребителями на автозаправочных станциях. А также анализ проводился с учётом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры Костромской области, где определялась территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта предприятий и организаций.

Таким образом, географические границы розничного рынка нефтепродуктов определены как административные границы муниципальных образований и городских округов Костромской области.


5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

За период с 01.04.2013 по 01.04.2014 на территории Костромской области осуществляли розничную реализацию нефтепродуктов 29 хозяйствующих субъекта.
Основные участники розничного рынка реализации нефтепродуктов представлены в Приложении.
ОАО «РН-Ярославль» входит в группу лиц ОАО «НК «Роснефть».
В соответствии с подпунктом «г» пункта 8.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, это создает для указанного хозяйствующего субъекта преимущества по сравнению с другими участниками рынка, а также дополнительные барьеры для входа на товарный рынок.
Остальные хозяйствующие субъекты, представленные на территории Костромской области, не входят в ВИНК и являются «независимыми».
Согласно сведениям, имеющимся в информационном банке данных Костромского УФАС России, ОАО «РН-Ярославль» владеет 6 нефтебазами, расположенными на территории Костромской области (две из них в настоящее время «законсервированы»).

6.  Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

По представленным данным хозяйствующими субъектами, объем реализации розничного рынка дизельного топлива на территории Костромской области за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 составил более 60 тыс. тонн.
Как показал анализ, доминирующее положение в реализации дизельного топлива на региональном рынке занимает ОАО «РН-Ярославль» (действующей на территории Костромской области с февраля 2010 г.), с общей долей более 80 %. Согласно сведениям, имеющимся в информационном банке данных Костромского УФАС России, из 88 автозаправочных станций, принадлежащих различным операторам на соответствующем товарном рынке,  40 АЗС  принадлежит  ОАО «РН-Ярославль» (45,5 % от всех АЗС расположенных на территории Костромской области).
Помимо ОАО «РН-Ярославль», из всех представленных хозяйствующих субъектов на территории Костромской области, осуществляющих розничную реализацию дизельного топлива, наиболее  крупной  долей в целом обладают:
 ООО «Костромская топливная компания», с долей более 2,5 %;
 ООО «ПАРКойл», с долей более 1,5 %;
 ИП <…>, с долей более 1,5 %.
Спрос на нефтепродукты в  Костромской области зависит от сезона. Период наибольшего потребления дизтоплива – третий квартал, период наименьшего потребления дизтоплива – первый квартал года.
В состав розничных покупателей (потребителей) нефтепродуктов входят: предприятия общественного транспорта, транспортные подразделения предприятий региона, учреждений, органов власти и местного самоуправления (ведомственный транспорт), юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, владеющие, как правило, единицей подвижного состава.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых (не более чем трех хозяйствующих субъектов), на соответствующем товарном рынке, превышает 50%.
Настоящим анализом географические границы определены как территория муниципальных образований и городских округов Костромской области. Соответственно доминирующее положение занимают следующие хозяйствующие субъекты в разрезе по муниципальным образованиям и городским округам Костромской области:
 

Муниципальный район/городской округ

ДТ (аналоги)

Антроповский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %;

ООО «Специалист» - более 30 %

Городской округ г. Буй

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Буйский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Городской округ г. Волгореченск

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Вохомский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Городской округ г. Галич

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Кадыйский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Кологривский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Городской округ г. Кострома

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Костромской муниципальный район

ООО «Электон-Нефтегаз-Кострома» - более 40 %

Красносельский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Макарьевский муниципальный район

ООО «MAKOIL» - более 50 %

Городской округ г. Мантурово

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Мантуровский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Межевской муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Муниципальный район г. Неи и Нейского района

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Муниципальный район г. Нерехта и Нерехтского района

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Октябрьский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Островский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Павинский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Парфеньевский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Поназыревский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Пыщугский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Солигаличский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Судиславский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Сусанинский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Чухломской муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Шарьинский муниципальный район

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

Городской округ г. Шарья

ОАО «РН-Ярославль» - более 50 %

7. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива рассчитан коэффициент рыночной концентрации (Cr) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
 высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2 000 <= HHI <= 10 000;
 умеренный - при 45% <= CR3 < 70% или 1 000 <= HHI < 2 000;
 низкий - при CR3 <= 45% или HHI <= 1 000.

Настоящим анализом географические границы определены как территория муниципальных образований и городских округов Костромской области. Соответственно уровень концентрации в разрезе муниципальных образований и городских округов Костромской области составляет:

 

Муниципальный район/городской округ

ДТ (аналоги)

Антроповский муниципальный район

CR 2 - 100

HHI - 5522,62

Буйский муниципальный район

CR 1 - 100

HHI – 10 000

Городской округ г. Буй

CR 2 - 100

HHI - 8 894,12

Городской округ г. Волгореченск

CR 2 - 100

HHI - 8052,03

Вохомский муниципальный район

CR 1 - 100

HHI – 10 000

Городской округ г. Галич

CR 1 - 100

HHI – высокий

Кадыйский муниципальный район

CR 1 - 100

HHI – 10 000

Кологривский муниципальный район

CR 1 - 100

HHI – 10 000

Городской округ г. Кострома

CR 3 - 100

HHI -5000,22

Костромской муниципальный район

CR 3 – 80,93

HHI -2599,54

Красносельский муниципальный район

CR 3 – 100

HHI 7737,59

Макарьевский муниципальный район

CR 2 – 100

HHI - высокий

Городской округ г. Мантурово

CR 1 – 100

HHI – 10 000

Мантуровский муниципальный район

CR 1 – 100

HHI – 10 000

Межевской муниципальный район

CR 1 – 100

HHI – 10 000

Городской округ г. Нея и Нейский муниципальный район

CR 2 – 100

HHI -9147,01

Нерехтский муниципальный район

CR 2 – 100

HHI -7590,71

Октябрьский муниципальный район

CR 1 – 100

HHI – 10 000

Островский муниципальный район

CR 1 – 100

HHI – 10 000

Павинский муниципальный район

CR 1 – 100

HHI – 10 000

Парфеньевский муниципальный район

CR 1 – 100

HHI – 10 000

Поназыревский муниципальный район

CR 1 – 100

HHI – 10 000

Пыщугский муниципальный район

CR 1 – 100

HHI – 10 000

Солигаличский муниципальный район

CR 2 – 100

HHI – высокий

Судиславский муниципальный район

CR 3 – 100

HHI - 9115,65

Сусаниниский муниципальный район

CR 1 – 100

HHI – 10 000

Чухломской муниципальный район

CR 3 – 100

HHI - высокий

Шарьинский муниципальный район

CR 1 – 100

HHI – 10 000

Городской округ г. Шарья

CR 2 – 100

HHI - 8716,92

Как видно из вышеприведенной таблицы, рынок дизельного топлива Костромской области в разрезе по муниципальным образованиям является высококонцентрированным.

8. Описание барьеров входа на рынок

Барьеры входа на рынок анализируются с точки зрения возможности потенциальных конкурентов стать участниками данного рынка.
На основе анализа ответов на запросы хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию нефтепродуктов на территории Костромской области, выявлены следующие барьеры входа на рынок.
Большинство опрошенных респондентов считают главным барьером входа на рынок – экономический. Здесь главным препятствием служат:
 сроки окупаемости капитальных вложений – 25% респондентов;
 отсутствие эффективной политики малого предпринимательства – 20% респондентов;
 барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок – 20% респондентов.
Респонденты также отмечают, что низкая платежеспособность покупателей в сельской местности и высокие затраты на строительство и эксплуатацию АЗС, негативно сказываются на развитии розничного рынка нефтепродуктов.
Также имеет место сезонность спроса на нефтепродукты (так, в теплое время года спрос на нефтепродукты возрастает, а в холодное время года уменьшается), что приводит к потере прибыли в зимние месяцы года. Максимальный рост цен на нефтепродукты фиксируется в летние месяцы. Это связано с активизацией сельскохозяйственных работ, а также ростом интенсивности автомобильного движения.
Более 30% респондентов считают, главным административным барьером отсутствие эффективной государственной политики в области инвестиций, кредитов, налогов, цен.
20% респондентов считают, что технологическое превосходство уже действующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов, также мешает развиваться данному рынку.
Также на розничном рынке нефтепродуктов существует такой барьер, как наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов. ОАО «РН-Ярославль» входит в одну группу лиц с ОАО «НК «Роснефть», которая является ВИНК.

9. Оценка состояния конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов.

Рынок розничной реализации нефтепродуктов в Российской Федерации в целом относится к вертикально интегрированному. На нем доминирующее положение занимают крупные ВИНКи, которые занимаются производством и реализацией нефтепродуктов по всей технологической цепочке: добыча нефти – переработка (производство бензинов, дизтоплива, мазута, машинных масел) – оптовая торговля – розничная торговля через систему фирменных АЗС. Вертикальная интеграция на данном рынке сопровождается высокой экономической концентрацией, отсутствием внутренней региональной конкуренции на рынке нефтепродуктов, устранением объективных ценовых индикаторов и непрозрачности работы.
Костромской регион располагает недостаточно развитой сетью автодорог, обеспечивающей его связи со всеми экономическими районами страны. Административные районы области  между собой и городом Костромой связаны автомобильными дорогами областного и местного назначения, часть которых не имеют благоустроенных выходов на сопряженные с Костромской областью территории, что затрудняет доступ к инфраструктуре нефтепродуктообеспечения соседних областей.
Рынок нефтепродуктов в Костромской области весьма специфичен. Его отличия от аналогичных рынков других регионов России определяются многими факторами, среди которых наиболее существенными представляются два.
Первый фактор – отсутствие на территории области собственных нефтеперерабатывающих заводов, вследствие чего местные оптовые поставщики вынуждены закупать бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты у нефтеперерабатывающих предприятий других регионов.
Второй фактор – доставка топлива в регион осуществляется в основном железнодорожным транспортом. Альтернативные варианты доставки товара характеризуются высокой стоимостью по сравнению со стоимостью услуг, оказываемых железной дорогой.
В целом, на розничном рынке нефтепродуктов  Костромской области, удовлетворение потребностей покупателей в нефтепродуктах достаточно, однако в отдельных районах области имеется дефицит АЗС. Это связано с неравномерным расположением АЗС на территории области.  Большинство АЗС   сосредоточены в  областном центре и муниципальных районах с наиболее развитой инфраструктурой и большой пропускной способностью федеральных трасс.
Уровень конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов Костромской  области недостаточен, поскольку  данный рынок, в той или иной степени, контролируется хозяйствующим субъектом,  входящим в группу лиц крупнейшей российской нефтяной компании ОАО «НК «Роснефть». Расчетные коэффициенты концентрации свидетельствуют, что рынки реализации бензина в границах Костромской  области, являются высококонцентрированными со слаборазвитой конкуренцией.
В этой связи необходимо применение комплексных мер по развитию конкуренции на данных рынках, таких, как:
 меры, направленные на развитие конкуренции и преодоление регионального раздела рынка нефтепродуктообеспечения, в том числе по привлечению на региональный рынок Костромской области иных нефтяных компаний;
 создание резервного фонда земель, предназначенных для размещения нефтехранилищ и АЗС, с указанием их размещения по территории региона;
 выделение земельных участков для строительства АЗС на конкурсной основе;
 меры по развитию в Костромской области сети альтернативных автозаправочных станций, предлагающих в качестве моторного топлива сжиженный углеводородный газ (СУГ).

 

 


Приложение

Основные участники розничного рынка реализации дизельного топлива на территории Костромской области.

1. ОАО «РН-Ярославль»;
2. ООО «Специалист»;
3. ООО «Никойл плюс»;
4. ООО «Электон-Нефтегаз-Кострома»;
5. ООО «ОйлГруп»;
6. ИП <…>;
7. ИП <…>;
8. ООО «Профикс»;
9. ИП <…>;
10. ИП <…>;
11. ООО «Макойл»;
12. ИП <…>;
13. ИП <…>;
14. ООО «ПАРКойл»;
15. ООО «Амин»;
16. ИП <…>;
17. ИП <…>;
18. ООО «Тон-1»;
19. ИП <…>;
20. ООО «Союз ВгВ»;
21. ООО «Виктория»;
22. ООО «Нафта»;
23. ООО «КТК»;
24. ИП <…>;
25. ООО «Демпинг»;
26. ООО «Слав-трэйд»;
27. ИП <…>;
28. ИП <…>;
29. ИП <…>.