Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению на территории городского округа город Кострома за период с 2013 г. по 2014 г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по результатам анализа конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению  на территории городского округа город Кострома
за период с 2013 г. по 2014 г.

I. Общие положения

Костромским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и в соответствии с пунктом 2.3 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования, утвержденного приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/19.
Целью проведения анализа является установление доминирующего положения теплоснабжающих организаций (в том числе единой теплоснабжающей организации), тепловых организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципальных образований Костромской области с населением более 100 тысяч жителей.
Анализ оценки конкуренции  проводился в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Закон о защите конкуренции);
2. Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04. 2010 № 220 (далее – Порядок анализа рынка);
3. Письмом ФАС России от 30.01.2015 № АГ/4283/15 «О направлении методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению, исполнение пункта 2.3 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования, утвержденного приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/14»;
4. Федеральным законом от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении»;
5. Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 6 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов».
В качестве источников исходной информации использованы данные:
- Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области;
- Хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг по теплоснабжению.


II. Временной интервал исследования товарного рынка

Согласно методическим рекомендациям по проведению анализа рынка услуг по теплоснабжению  и п.2.3 приказа ФАС России от 18.12.2014 № 790/14  «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы», временным интервалом исследования рынка является 2013 и 2014 годы.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с Главой III Порядка анализа рынка.
Процедура выявления услуги, обращающейся на товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка) включает в себя:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциального являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539-547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».
Процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.
Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.
Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга теплоснабжения конечного потребителя, включающая производство, передачу, сбыт тепловой энергии.
Тепловая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы определяются территорией, на которой потребитель может приобрести товар. Приобретателями на таком рынке является население и хозяйствующие субъекты, имеющие технологическое присоединение многоквартирных жилых домов и объектов недвижимости к тепловым сетям. Рынок предоставления услуг по теплоснабжению привязан к объектам недвижимости, тем самым спрос является неперемещаемым.
В целях проведения данного исследования географическими границами рынка услуг будут являться административные границы городского округа город Кострома с населением более 100 тысяч жителей.

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке теплоснабжения включаются организации, осуществляющие:
- производство тепловой энергии и (или) продажу конечным потребителям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя;
- передачу тепловой энергии;
- производство тепловой энергии для дальнейшей перепродажи).
Среди покупателей на исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы:
- население и организации, потребляющие тепловую энергию для коммунально-бытовых нужд, в том числе, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, иные лица, приобретающие коммунальный ресурс тепловой энергии для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения;
- теплоснабжающие организации, использующие тепловую энергию для приготовления горячей воды для поставки по централизованным системам горячего водоснабжения для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения;
- организации, использующие тепловую энергию для перепродажи.
В таблице 1 приложения представлены сведения о составе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках услуг по теплоснабжению на территории муниципального образования городской округ город Кострома.
В таблице 2 приложения даны сведения о количестве тепловой энергии, произведенной и реализованной этими хозяйствующими субъектами.
Постановлением Главы Администрации г.Костромы от 31.12.2013 №3044 утверждена схема теплоснабжения г.Костромы, в соответствии с которой ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» (ОАО «ТГК-2»), ОАО «Костромская областная энергетическая компания» (ОАО «КОЭК» отнесены к единым теплоснабжающим организациям на территории г.Костромы.
Зона деятельности ОАО «ТГК-2» определена границами систем теплоснабжения, состоящих из источников теплоснабжения, присоединенных тепловых сетей и потребителей по Костромской ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, РК-2, арендованной котельной ОАО «Костромской завод Мотордеталь», а также 9 арендованных муниципальных котельных.
Теплоснабжение осуществляется в рамках заключенных между ОАО «ТГК-2» и потребителями двусторонних договоров на поставку тепловой энергии в горячей воде и паре. Поставка тепловой энергии осуществляется через магистральные тепловые сети ОАО «ТГК-2», а также сети транспортирующих организаций (МУП г.Костромы «Городские сети», ОАО «Калориферный завод», государственное предприятие Костромской области «Костромское пассажирское автотранспортное предприятие №3», ООО «Костромская энергетическая компания», ООО «Костромасети»), с которыми заключены договоры на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии.
Тепловые сети ОАО «ТГК-2», используемые для оказания услуг по теплоснабжению г.Костромы подразделяются:
- на праве собственности ОАО «ТГК-2» находятся магистральные трубопроводы тепловых сетей от ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и Районной котельной №2 с общей протяженностью 74 378,58 м и квартальные сети L=655 м;
- в аренде ОАО «ТГК-2» находятся участки квартальных тепловых сетей от ТЭЦ-1 НО-15 до ЦТП-5 (ул.Запрудня, 11) от L=4395,4 м и Районной котельной №2 до ЦТП (Строительный проезд,7а) L=934 м.

Зона деятельности единой теплоснабжающей организации ОАО «КОЭК» определена границами систем теплоснабжения, состоящих из источников теплоснабжения, присоединенных тепловых сетей и потребителей.
Сети инженерно-технического обеспечения, используемые для оказания услуг по теплоснабжению используются ОАО «КОЭК» на основании договора аренды движимого и недвижимого имущества теплоэнергетического комплекса, находящегося в хозяйственном ведении МУП г.Костромы «Городские сети» от 17.05.2011 №19-11, заключенного на основании постановления Администрации г.Костромы от 25.03.2011 №509 и протокола подведения итогов открытого конкурса на право заключения договора аренды от 16.05.2011 №3.
Таким образом, на территории городского округа город Кострома имеют место следующие схемы предоставления услуг по теплоснабжению:
- схема предоставления услуг теплоснабжения с использованием собственных (арендованных) сетей. Данная схема подразумевает отсутствие каких-либо посредников между генерирующей организацией и потребителями тепловой энергии. В данной схеме у генерирующей компании в собственности, аренде или концессии находятся как магистральные, так и распределительные тепловые сети;
- схема предоставления услуг по теплоснабжению потребителям, присоединенным опосредованно через тепловые сети иного хозяйствующего субъекта.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих
субъектов на рынке

В соответствии с пунктом 6.1. Порядка анализа рынка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом рынке услуг. Оценка объема товарного рынка услуг теплоснабжения осуществляется на основании объема тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, выраженного в Гкал, при расчете объема рынка не допускается повторный учет одного и того же товара.
Доля хозяйствующего субъекта рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объём товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом, к показателю, характеризующему объём товарного рынка.
Сведения об объемах рынков и о долях хозяйствующих субъектов представлены в таблицах 3, 3а Приложения.
По результатам расчета долей  хозяйствующих субъектов установлено, доля ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» в 2013 году составляла > 50%, в 2014 году > 50%.
Таким образом, на рынке услуг по теплоснабжению на территории городского округа город Кострома в соответствии со статьей 5 Закона  о защите конкуренции положение ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» за данный временной период признается доминирующим.

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

В соответствии с разделом VII Порядка анализа рынка выполнена оценка уровня концентрации товарного рынка услуг по теплоснабжению, проведенного в определенных продуктовых и географических границах.
На основании пункта 7.1 Порядка анализа рынка для  определения уровня концентрации рынка товарного рынка  рассчитываются следующие показатели: коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
CR рассчитывается как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
HHI определяется как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7.1 Порядка анализа рынка коэффициент рыночной концентрации (CR) рынка услуг по теплоснабжению рассчитан исходя из данных о долях крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке в установленных географических границах.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 7.1 Порядка анализа рынка индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитан как сумма квадратов долей всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке услуг по теплоснабжению в установленных продуктовых границах.
Показатели уровня концентрации товарного рынка услуг ОСАГО представлены в следующей таблице.

Таблица


Показатели уровня концентрации товарного рынка услуг по теплоснабжению

Показатели

2013 год

2014 год

CR3

97,71

93,94

HHI

7484,38

5805,18

 

В соответствии с критериями значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, определенными в пункте 7.2 Порядка анализа рынка, рынок услуг по теплоснабжению в географических границах городской округ город Кострома относится к рынкам с высоким уровнем концентрации. Показатели высокого уровня концентрации товарного рынка свидетельствуют о неразвитой конкуренции на данном рынке.

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

Под определением барьеров входа на товарный рынок понимается процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.
К экономическим барьерам входа на рынок теплоснабжения в части производства тепловой энергии относятся высокие капитальные затраты на строительство новых котельных; высокая степень износа тепловых сетей, котельных при возрастающем потреблении тепловой энергии; долги предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства за отпущенную тепловую энергию.
Хозяйствующие субъекты, имеющие в силу исторически сложившихся причин, в собственности старые тепловые сети, котельные и чья основная деятельность не связана с оказанием услуг теплоснабжения, стремятся выйти из этого рынка, передав часть имущества, не задействованного в обеспечении собственных производственных нужд, в муниципальную собственность. Это связано с низкой рентабельностью, иногда убыточностью услуг, необходимостью содержать дополнительных сотрудников, временными и материальными затратами по организации сбора оплаты с потребителей.
Среди административных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок в части передачи тепловой энергии следует отметить установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Указанные барьеры труднопреодолимы прежде всего в связи с технологическими особенностями оказания услуг теплоснабжения, большой разностью между высоким уровнем первоначальных инвестиций, высоким уровнем затрат на производство, передачу и распределение тепловой энергии, поддержание теплового хозяйства в рабочем состоянии, необходимостью инвестирования средств в его развитие и, при этом – низком уровнем поступления денежных средств от потребителей.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Рассматриваемый товарный рынок услуг по теплоснабжению во временном интервале 2013-2014 гг. в географических границах административного центра Костромской области городского округа город Кострома  оценивается  в 2013 г., в 2014г. как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией.
По результатам анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по теплоснабжению установлено, что наибольшую долю по объёму реализации  тепловой энергии занимало ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2»:
- в 2013 году - с долей > 50%;
- в 2014 году – с долей > 50%.
Таким образом, на рынке услуг по теплоснабжению на территории городского округа город Кострома в соответствии со статьей 5 Закона  о защите конкуренции положение ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» за данный временной период признается доминирующим.
Приказом Костромского УФАС России от 19.12.2006 №160 ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» (ОАО «ТГК-2») внесено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.
Информация о количестве теплосетевых организаций, о тарифах и их необходимой валовой выручке (НВВ) за отчетный период представлена в таблице 4.
Данные об установленной плате за подключение (технологическое присоединение к системе теплоснабжения (с учетом НДС) за 1 Гкал/час подключаемой нагрузки представлены в таблице 5.
В таблице 6 приведены сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение, более чем 5% акций (долей) теплоснабжающих организаций их номинальными держателями.
 

Файлы для скачивания

Аналитический отчет_теплоснабжение
Тип файла: doc
Размер файла: 0.08 МБ