Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на рынке мяса домашней птицы на территории Костромской области за период с 2012 г. по 2014 г.

I. Введение

Костромским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке мяса домашней птицы в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и в соответствии с пунктом 4.3 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы, утвержденного приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/19.
Целью проведения анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке мяса домашней птицы, установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по производству и/или реализации мяса домашней птицы на территории Костромской области.
Анализ оценки конкуренции  проводился в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Закон о защите конкуренции);
2. Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04. 2010 № 220 (далее – Порядок анализа рынка);
3. Письмом ФАС России от 29.01.2015 № ЦА/3301/15 «О проведении анализа конкуренции на рынке мяса домашней птицы»;
4. Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
В качестве источников исходной информации использованы данные:
- Департамента агропромышленного комплекса Костромской области;
- Хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке мяса домашней птицы.

II. Временной интервал исследования товарного рынка

Согласно методическим рекомендациям по проведению анализа рынка мяса домашней птицы и п.4.3 приказа ФАС России от 18.12.2014 № 790/14  «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы», временным интервалом исследования рынка является 2012 - 2014 годы.


III. Определение продуктовых границ товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с Главой III Порядка анализа рынка.
Процедура выявления услуги, обращающейся на товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка) включает в себя:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциального являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
Предварительно товар, подлежащий исследованию, определен как мясо домашней птицы.
Диетические свойства птичьего мяса и высокое содержание белков, при его сравнительно небольшой стоимости, делают этот продукт очень востребованным.
По содержанию белка (21,1 гр) в 100 гр продукта, куриное мясо обгоняет свиное и говяжье мясо. В составе мяса птицы преобладают неполноценные белки - коллаген и эластин. Эти вещества являются основными составляющими для соединительных тканей, всех групп мышц и суставных связок человека. По своим диетическим качествам - малому содержанию жира (8,2 гр) в 100 гр продукта, куриное мясо также занимает первое место. По энергетической ценности (241 ккал) выше птичьего мяса стоит только жирная свинина, все остальные виды животного мяса проигрывают по своим питательным свойствам обыкновенной курятине. Также в мясе птицы содержится специфический белок, называющийся пептид, жизненно важный для поддержания тонуса сердечной мышцы человека.
Большое содержание витаминов А, В и С делает куриное мясо источником неоценимой пользы для улучшения в организме человека неправильного обмена веществ. Витамины В3 (12,5 мг) и В6 (0,5 мг), содержащиеся в ста граммах мяса птицы, очень полезны для нормальной работы сердца и укрепления нервной системы. Именно этим витаминам мы все обязаны здоровьем, так как они снижают уровень плохого холестерина в крови человека. Огромная польза для сердечной мышцы минерала калия, имеющегося в составе куриного мяса в количестве 194 мг в ста граммах продукта, давно доказана трудами учёных со всех стран. Очень полезен калий также при лечении болезней глаз. Фосфор, содержащийся в большом количестве (164 мг на 100 гр) в мясе птицы, играет очень важную роль в работе головного мозга. Одним из главных достоинств мяса птицы является очень маленькое содержание углеводов.
Птицеводческая отрасль Российской Федерации почти полностью ориентирована на разведение кур: куриное сырьё занимает 97% рынка мяса птицы. Согласно данным Alto Consulting Group индейку приходится 2% российского рынка, а на остальные виды птицы – 1%. Следовательно, объем производства других видов мяса мал и не может оказать влияние на развитие конкуренции и условия обращения товара на рынке. При этом в Российской Федерации отмечается спрос на традиционный вид птицы – куриное мясо, данный сегмент рынка стабильно развивается, импорт мяса кур сокращается. Учитывая изложенное, при проведении исследования будет анализироваться ситуация на рынке мяса кур.
Мясо кур должно соответствовать требованиям ГОСТ 31962-2013 и вырабатываться по технологической инструкции по производству мяса птицы с соблюдением санитарных и ветеринарных норм и правил.                       ГОСТ 31962-2013 распространяется на мясо кур – тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части, предназначенные для реализации и производства продуктов питания.
Мясо кур выпускают в виде целых тушек и их частей (кроме цыплят): полутушки, четвертины передние и задние, грудки, окорочка, крылья, голени и бедра.
В зависимости от температуры в толще мышц мясо кур по термическому состоянию подразделяют:
- на остывшее, полученное непосредственно после убоя птицы с температурой не выше 25 0С;
- охлажденное с температурой от минус 2 0С до плюс 4 0С включительно;
- замороженное с температурой не выше минус 12 0С;
- глубокозамороженное с температурой не выше минус 18 0С.
В зависимости от упитанности и качества обработки тушки кур, цыплят-бройлеров подразделяют на 1-й и 2-й сорта.
Тушки и их части должны соответствовать следующим минимальным требованиям:
- быть хорошо обескровленными, чистыми;
не иметь:
- посторонних включений (например, стекла, резины, металла);
- посторонних запахов;
- загрязнений продуктами жизнедеятельности птицы;
- видимых кровяных сгустков;
- остатков частей внутренних органов;
- холодильных ожогов, пятен от разлитой желчи.
Тушки кур выпускаются в потрошеном и потрошеном с комплектом потрохов и шеей виде.
Потрошеные – тушки, у которых удалены все внутренние органы, голова (между вторым и третьим шейными позвонками), шея (без кожи) на уровне плечевых суставов, ноги по заплюсневый сустав или ниже его, но не более чем на 20 мм.
Допускается выпускать потрошеные тушки с легкими и почками.
Потрошеные тушки с комплектом потрохов и шеей – потрошеные тушки, в полость которых вложен комплект обработанных потрохов (печень, сердце, мышечный желудок) и шея, упакованные в полимерную пленку, разрешенную для контакта с аналогичными пищевыми продуктами.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, мясо кур классифицируется следующими кодами:
- 10.12.10.110 «Мясо кур охлажденное»;
- 10.12.20.110 «Мясо кур замороженное (подмороженное)».
Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определяются как мясо кур охлажденное и замороженное (подмороженное).
Анализируемый вид деятельности – оптовая реализация мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного) независимым покупателям хозяйствующими субъектами, осуществляющими его производство, и/или хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц с производителем.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДС Ред.2), утвержденному приказом Росстата от 31.01.2014 № 14-ст, деятельность по производству мяса домашней птицы классифицируется кодом 01.47.11 «Выращивание сельскохозяйственной птицы на мясо».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 530 «Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения», куры (кроме куриных окорочков) отнесены к  социально значимым продовольственным товарам первой необходимости.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» определен перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые сроком на один год запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, в том числе мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, свежие, охлажденные или замороженные.
В состав продуктов питания потребительской корзины, мясо птицы (в том числе полуфабрикаты) входит в раздел мясопродукты. Общий объем потребления мясопродуктов составляет, в среднем,  52,2 кг на одного человека в год. В соответствии с рекомендованными рациональными нормами потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, доля птицы в потреблении мясопродуктов должна составлять 41%, то есть 21,4 кг в год.

IV. Географические границы товарного рынка

Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с пунктом 4.5 Порядка анализа рынка, основывается на установлении фактических районов продаж  (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
Определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10% от общего объема рассматриваемой товарной массы).
При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем необходимо учитывать требование к условиям транспортировки товара, обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара организационно-транспортные схемы приобретения товара, условия, правила и обычаи делового оборота.
В связи с этим, для определения географических границ товарного рынка необходимо установить схему товародвижения, определяющую фактические районы реализации товара (местоположение независимых покупателей).
В соответствии с ГОСТ 31962-2013 мясо кур транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов, действующими на данном виде транспорта при соблюдении гигиенических требований. Также ГОСТом установлены рекомендованные сроки годности мяса кур.
Рекомендуемые сроки годности охлажденного мяса кур при температуре воздуха в холодильной камере от минус 2 0С до плюс 2 0С включительно: тушек – не более 5 суток, частей тушек – не более 2 суток со дня выработки.
Рекомендуемые сроки годности замороженного мяса кур со дня выработки при температуре воздуха в холодильной камере, обеспечивающей поддержание температуры в толще продукта:
- не выше минус 12 0С – тушек в потребительской таре – не более                    8 мес., в групповой упаковке – не более 4 мес.; частей тушек – не более                     1 мес.;
- не выше минус 18 0С – тушек в потребительской таре – не более                    12 мес., в групповой упаковке – не более 8 мес.; частей тушек – не более                   3 мес.;
- не выше минус 25 0С – тушек в потребительской таре – не более                    14 мес., в групповой упаковке – не более 11 мес.
Для определения географических границ товарного рынка необходимо установить схему товародвижения, определяющую фактические районы реализации товара (месторасположение независимых покупателей).
Для определения географических границ товарного рынка проведен опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного) на территории Костромской области.
Производители мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного), действующие на территории Костромской области, реализуют свою готовую продукцию независимым покупателям самостоятельно.
При этом независимые покупатели находятся как на территории Костромской области, так и в других регионах: в Ярославской, Московской, Ивановской областях, г.Москве и г.Санкт-Петербурге.
По данным хозяйствующих субъектов Костромской области за пределы области реализовано в 2012 году – 35%, 2013 году – 13%,  2014 году – 27%  продукции от общего объема произведенного на территории области мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного).
Таким образом, рассматриваемый рынок мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного) является межрегиональным и необходим учет всей продукции, поставляемой как на территорию Костромской области, так и за её пределы.
Однако, несомненный интерес представляет предварительный расчет долей хозяйствующих субъектов непосредственно в географических границах  Костромской области для предварительного определения доминирующего положения среди хозяйствующих субъектов Костромской области, занимающихся производством и реализацией мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного) и уровня концентрации на рынке мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного).

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка анализа рынка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
В статье 4 Закона о защите конкуренции даны понятия товара и товарного рынка. Согласно определениям, данным в указанной статье, товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.
Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 5.2 Порядка анализа рынка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:
- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;
- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
В таблице 1 представлен перечень хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Костромской области и осуществляющих производство и реализацию мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного).


Таблица 1
 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес

1

2

3

1

ЗАО «Птицефабрика «Буйская»

157041, Костромская область, Буйский район, д.Угольское, 157041

2

ООО Птицефабрика «Шарьинская»

157512, Костромская область, Шарьинский район, д.Павлово

3

ЗАО птицефабрика «Островская»

157900, Костромская область, Островский район, д.Логиново

4

ОАО «Птицефабрика «Волжская»

156551, Костромская область, Костромской район, п/о Коряково

5

ЗАО «Галичское» по птицеводству

157201, Костромская область, Галичский район, д.Дмитриевское

6

ЗАО «Птицефабрика «Сусанинская»

157090, Костромская область, Сусанинский район, д.Зогзино, ул.Горная, д.1

7

ЗАО Птицеводческое хозяйство «Нерехтское»

157816, Костромская область, Нерехтский район, п/о Федоровское

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих
субъектов на рынке

В соответствии с пунктом 6.1. Порядка анализа рынка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом рынке услуг. Оценка объема товарного рынка мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного)  осуществляется на основании объема мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного), реализованного конечным потребителям, выраженного в тоннах, при расчете объема рынка не допускается повторный учет одного и того же товара.
Доля хозяйствующего субъекта рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объём товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом, к показателю, характеризующему объём товарного рынка.
Сведения об объемах рынка мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного) на территории Костромской области и о долях хозяйствующих субъектов  представлены в таблице 2, которая сформирована на основании данных, изложенных в таблицах 1 и 3 приложения. 


Таблица 2

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем реализации мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного), тн

Доля хозяйствующего субъекта на рынке мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного), %

2012г.

2013г.

2014г.

2012г.

2013г.

2014г.

1

2

3

4

5

6

7

ЗАО «Птицефабрика «Буйская»

<…>

<…>

<…>

35<

35<

35<

ООО Птицефабрика «Шарьинская»

 

<…>

<…>

<…>

35<

35<

35<

1

2

3

4

5

6

7

ЗАО птицефабрика «Островская»

<…>

<…>

<…>

35<

35<

35<

ОАО «Птицефабрика «Волжская»

<…>

<…>

<…>

>50

>50

>50

ЗАО «Галичское» по птицеводству

<…>

<…>

<…>

35<

35<

35<

ЗАО «Птицефабрика «Сусанинская»

<…>

<…>

<…>

35<

35<

35<

ЗАО Птицеводческое хозяйство «Нерехтское»

<…>

<…>

<…>

35<

35<

35<

Итого:

<…>

<…>

<…>

100

100

100

В период 2012-2014 годы на территории Костромской области на рынке мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного) работало                 7 хозяйствующих субъекта.
По результатам расчета долей  хозяйствующих субъектов установлено, что доля ОАО «Птицефабрика «Волжская» на рынке мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного) в 2012 году составляла >50 %,                  в 2013 году – > 50 %, в 2014 году - > 50%.
<…> .

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

В соответствии с разделом VII Порядка анализа рынка выполнена оценка уровней концентрации товарных рынков мясо кур охлажденное и мясо кур замороженное (подмороженное), проведенных  в определенных продуктовых и географических границах.
На основании пункта 7.1 Порядка анализа рынка для  определения уровня концентрации рынка товарного рынка  рассчитываются следующие показатели: коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
CR рассчитывается как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
HHI определяется как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
 высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2 000 <= HHI <= 10 000;
 умеренный - при 45% <= CR3 < 70% или 1 000 <= HHI < 2 000;
 низкий - при CR3 <= 45% или HHI <= 1 000.

<…>

В соответствии с критериями значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, определенными в пункте 7.2 Порядка анализа рынка, рынки мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного) в географических границах Костромской области относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации. Показатели высокого уровня концентрации товарного рынка свидетельствуют о неразвитой конкуренции на данном рынке.

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

Под определением барьеров входа на товарный рынок понимается процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.
По данным, полученным от хозяйствующих субъектов для анализируемого рынка мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного) характерны следующие барьеры:
1) экономические барьеры: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, отсутствие эффективной поддержки отрасли;
2) административные барьеры: ограничения в виде законодательных актов, определяющих экономическую политику, ограничения в предоставлении долгосрочных кредитов, ветеринарно-санитарные требования (Все помещения цеха должны полностью отвечать требованиям «Ветеринарно-санитарным правилам для предприятий (цехов) переработки птицы и производства яйцепродуктов» № 4261-87 от 06.05.1987г.), технические стандарты и стандарты качества, тарифная политика при осуществлении внутренних перевозок;
3) организационные барьеры: емкость рынка;
4) стратегические барьеры: поведение участников рынка;
5) иные барьеры: преимущество хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке перед потенциальными участниками товарного рынка в связи с наличием сложившихся хозяйственных связей участников рынка по производству и реализации мяса кур.
Все вышеперечисленные барьеры, по мнению производителей, являются труднопреодолимыми.
Производители сталкиваются с различными трудностями при ведении своей деятельности, в частности некоторые указывают на отсутствие капитала на техническое переоснащение производства, собственной кормовой базы и квалифицированных специалистов среднего и низшего звена. Также производители отмечают значительный рост затрат на приобретение ветеринарных препаратов, зерновых культур и сои, кормовых добавок и тары.
Наличие этих и других препятствий вхождения на исследуемый товарный рынок исключает деятельность не нем случайных участников, оставляет преимущество за крупными хозяйствующими субъектами, владеющими достаточно развитым производством.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Рынок мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного) на уровне оптовой реализации во временном интервале 2012-2014 гг. в географических границах Костромская область оценивается в 2012г., 2013г. и 2014г. как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией.
По результатам анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке мясо кур охлажденное и замороженное (подмороженное)  установлено, что наибольшую долю по объёму реализации  на территории Костромской области занимало ОАО «Птицефабрика «Волжская».
<…>

X. Выводы

В результате проведения анализа выявлено семь хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию мяса на территории Костромской области.
Необходимо отметить, что ОАО «Птицефабрика «Волжская» является единственным специализированным предприятием по производству мяса кур на территории Костромской области,  занимается реализацией охлажденного мяса кур.  Отпуская цена единицы продукции на данном предприятии превышает себестоимость единицы продукции.
Деятельность остальных птицефабрик Костромской области ориентирована на производство яйца и разведение птиц яичной породы. По окончании срока эксплуатации производится массовый забой птицы. Мясо реализуется через собственную розничную сеть как тушками (мясо куры 2 категории), так и в переработанном виде (фарш, филе, крыло и т.п.). Большая часть мяса продается оптовым покупателям для дальнейшей переработки. В основном это мясо кур замороженное (подмороженное). Отпускная цена мяса кур на данных предприятиях значительно ниже себестоимости (таблица 1 приложения).
Таким образом, для большинства птицефабрик Костромской области производство мяса – это вспомогательное направление деятельности, которое не является рентабельным и требует дотаций.
Для развития конкуренции на рынке производства и реализации мяса кур в Костромской области и вхождения на него новых хозяйствующих субъектов необходимо привлечение инвестиционных ресурсов, так как ведение деятельности на данном товарном рынке требует значительных капиталовложений как при расширении деятельности, так и при организации нового производства.

Файлы для скачивания

Аналитический отчет_на рынке мяса домашней птицы
Тип файла: doc
Размер файла: 0.11 МБ