Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых на территории Костромской области за 2014-2015 годы

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкурентной среды

на рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых  

на территории Костромской области

за 2014 – 2015 годы

 

I.                   Введение

 

В соответствии с пунктом 6.4 Приказа ФАС России от 18.12.2014 №790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы»  Костромское УФАС России выполнило  анализ состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых на территории Костромской области.

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкурентной среды и положения хозяйствующих субъектов на рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых, а также возможность практического применения результатов проведенного анализа, в том числе:

- при принятии решений в рамках государственного контроля за экономической концентрацией согласно главе 7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Анализ оценки конкуренции  проводился в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

1)                 Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»                     (ТН ВЭД ЕАЭС);

2)                Гражданским кодексом Российской Федерации;

3)                Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

4)                Федеральным законом от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

5)                Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.11.2014 №452 «Об утверждении классификатора в области аквакультуры (рыбоводства)» (далее – Классификатор);

6)                Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок анализа рынка) (в ред. Приказа ФАС России от 30.01.2015 № 33/15);

7)                Приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы»;

8)                «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст;

9)                «ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст.

10)            Интернет-ресурсы: http://fish.gov.ru/files/documents/otraslevaya_deyatelnost/akvakultura/proizvodstvo_akvakultury/statistika/akvakultura_statistika_tu.pdf

Для проведения комплексного анализа ситуации на рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых на территории Костромской области специалистами Костромского УФАС России были использованы сведения, представленные следующими организациями:

1)                     Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области;

2)                     Хозяйствующими субъектами, действующими на рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых.

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Согласно методическим рекомендациям по проведению анализа рынка оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых, п.6.4 приказа                ФАС России от 18.12.2014  № 790/14  «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы», письмом ФАС России от 28.01.2016 № АК/4635/16 временной интервал исследования рынка:  2014 – 2015 гг.

 

III. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Продуктовые (товарные) границы рынка – это товар, не имеющий заменителей, или группа (набор) взаимозаменяемых товаров (субститутов).

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка анализа рынка определение продуктовых границ товарного рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Пункт 3.4 Порядка анализа рынка предусматривает предварительное определение товара на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ                                     «О техническом регулировании» все обязательные требования, предъявляемые к экономической деятельности, должны быть представлены в технических регламентах. Однако, в настоящее время правовое регулирование производства рыбоводной продукции в Российской Федерации в полном объеме не завершено.

Согласно Федеральному закону от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об аквакультуре) товарная аквакультура (товарное рыбоводство), в том числе марикультура, является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству.

В соответствии с Законом об аквакультуре определены основные понятия, характеризующие отраслевую специфику рассматриваемого товарного рынка:

- аквакультура (рыбоводство) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры;

- объекты аквакультуры - водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания;

- искусственно созданная среда обитания - водные объекты, участки континентального шельфа Российской Федерации, участки исключительной экономической зоны Российской Федерации, сооружения, где разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры осуществляются с использованием специальных устройств и (или) технологий;

- морская аквакультура (марикультура) - аквакультура (рыбоводство), осуществляемая в отношении морских объектов аквакультуры;

- рыбоводный участок - водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства);

- рыбоводная инфраструктура - имущественные комплексы, в том числе установки, здания, строения, сооружения, земельные участки, оборудование, искусственные острова, которые необходимы для осуществления аквакультуры (рыбоводства);

- продукция аквакультуры - пищевая рыбная продукция, непищевая рыбная продукция и иная продукция из объектов аквакультуры;

- ремонтно-маточные стада - разновозрастные группы объектов аквакультуры, используемые для селекционных целей, целей воспроизводства объектов аквакультуры с высокими племенными и продуктивными качествами, сохранения водных биологических ресурсов;

- рыбоводное хозяйство - юридическое лицо, крестьянское (фермерское) хозяйство, а также приравненный к ним в целях настоящего Федерального закона и осуществляющий аквакультуру (рыбоводство) индивидуальный предприниматель.

 

Закон об аквакультуре предусматривает 3 вида товарной аквакультуры (товарного рыбоводства):

 

- пастбищная аквакультура - осуществляется на рыбоводных участках в отношении объектов аквакультуры, которые в ходе соответствующих работ выпускаются в водные объекты, где они обитают в состоянии естественной свободы (При осуществлении пастбищной аквакультуры подтверждением выпуска объектов аквакультуры в водный объект и основанием для изъятия объектов аквакультуры из водного объекта является акт выпуска. Акт выпуска подписывается уполномоченными представителями рыбоводного хозяйства, осуществляющего выпуск, уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, а также органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления. В акте выпуска указываются дата и место выпуска объектов аквакультуры в водный объект, сведения о видовом составе объектов аквакультуры, объем выпущенных объектов аквакультуры, а также объем подлежащих изъятию объектов аквакультуры, который рассчитан на основании методики, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и сроки их изъятия);

- индустриальная аквакультура - осуществляется без использования рыбоводных участков в бассейнах, на установках с замкнутой системой водоснабжения, а также на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания;

- прудовая аквакультура - предусматривает разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры в прудах, обводненных карьерах, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы.

В таблице 1 представлена информация о видах работ в области аквакультуры (рыбоводства).

Таблица 1 (выдержка из Классификатора)

Информация о видах работ в области аквакультуры (рыбоводства)

02.01

Получение продукции аквакультуры. Рыбы

02.01.01

Получение посадочного материала

02.01.01.01

работа с производителями

02.01.01.02

инкубация икры

02.01.01.03

получение личинок

02.01.01.04

выдерживание личинок

02.01.01.05

выращивание личинок и молоди

02.01.01.06

изъятие (добыча, вылов) молоди

02.01.01.07

количественный учет

02.01.01.08

мечение

02.01.01.09

транспортировка к местам выпуска (выращивания)

02.01.02

Выпуск в природную среду обитания

02.01.03

Формирование ремонтно-маточного стада

02.01.03.01

заготовка и отбор производителей

02.01.03.02

отбор ремонтных групп

02.01.03.03

определение пола

02.01.03.04

отбраковка особей, не подлежащих использованию

02.01.03.05

мечение

02.01.03.06

генотипирование

02.01.03.07

паспортизация

02.01.03.08

ведение базы данных по составу стада

02.01.07

Выращивание товарной рыбы

02.01.07.01

зарыбление водного объекта, выпуск молоди                          в водный объект для последующего выращивания

02.01.08

Обеспечение условий выращивания

02.01.09

Кормление объектов аквакультуры

02.01.10

Охрана здоровья объектов аквакультуры

02.01.12

      Изъятие (добыча, вылов) товарной  продукции

 

 

В таблице 2  содержится информация о продукции аквакультуры (рыбоводства)

Таблица 2 (выдержка из Классификатора)

05.02

Непищевая рыбная продукция

05.02.01

икра оплодотворенная, развивающаяся

05.02.02

личинки

05.02.03

молодь

Стратегией развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной 10.09.2007г. Министром сельского хозяйства Российской Федерации, предусматривается, как один из механизмов государственного регулирования в сфере аквакультуры, введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих эффективность работы рыбоводных предприятий и качество продукции аквакультуры. 

Для рыбоводной продукции лососевых обычно действуют российские (международные  - для импортной продукции) ветеринарные, санитарные свидетельства (сертификаты) и непосредственно обязательства (гарантии) производителя. Согласно заявленным свойствам таких товаров объекты аквакультуры должны быть здоровыми, нетравматизированными, иметь определенные адаптивные характеристики.

К семейству лососевых относятся рыбы с сельдевидной формой тела, имеющие боковую линию на теле, покрытом круглой или имеющей гребенчатый край легко опадающей циклоидной чешуёй, один короткий спинной плавник (в нем бывает от 10 до 16 лучей) и один жировой плавничок (не имеет лучей). Плавательный пузырь обычно соединяется каналом с пищеводом. Рот окаймлён сверху двумя парами костей – предчелюстными и верхнечелюстными. У большинства глаза снабжены прозрачными веками. Лосевые – рыбы, легко изменяющие образ жизни, внешний вид, окраску в зависимости от внешних условий.

Размножаются только в пресных водах, некоторые виды постоянно живут в пресных озёрах, но большинство поднимается на нерест из океана или озёр в реки и ручьи (проходные рыбы). На свободе и при искусственном оплодотворении легко дают помеси, легко акклиматизируются.

Вес –до 70 кг (сёмга, чавыча, таймени). Длина тела – до 2 метров. Срок жизни – несколько лет, у некоторых видов средняя продолжительность жизни достигает 15 лет.

Основными общими свойствами для рыбоводной продукции лососевых, позволяющими производить разделение товарной группы на отдельные виды товаров, являются:

1)                Принадлежность данных объектов аквакультуры к тому или иному биологическому виду (в том числе гибриды) особей семейства лососевых (согласно Классификатору (Таблица 3));

 

Таблица 3 (выдержка из Классификатора)

Код

Видовое название объектов рыбоводства

01.01.03

Лососевые виды рыб (Salmonidae)

01.01.03.01

Кета (Oncorhynchus keta)

01.01.03.02

Горбуша (Oncorhynchus gorbuscha)

01.01.03.03

Нерка (Oncorhynchus nerka)

01.01.03.04

Кижуч (Oncorhynchus kisutch)

01.01.03.05

Чавыча (Oncorhynchus tshawytscha)

01.01.03.06

Сима (Oncorhynchus masu)

01.01.03.07

Лосось атлантический (семга) (Salmo salar)

01.01.03.08

Лосось озерный (Salmo salar)

01.01.03.09

Кумжа (форель) (Salmo trutta)

01.01.03.10

Лосось каспийский (Salmo trutta)

01.01.03.11

Лосось черноморский (Salmo trutta)

01.01.03.12

Гольцы (Salvelinus sp.)

01.01.03.13

Палия (Salvelinus lepechini)

01.01.03.14

Таймень (Hucho taimen)

01.01.03.15

Ленок (Brachymystax lenok)

01.01.03.16

Форель радужная (Oncorhynchus mykiss)

01.01.03.16.01

породы

01.01.03.16.02

кроссы

01.01.03.16.03

гибриды

 

2)                Принадлежность к определённым возрастной (с учетом навески) и функциональной группам (согласно ОКПД (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)), Рис.1).

 

 

Рисунок 1

 

Основные общие понятия рыбоводной продукции:

Икра – масса из яйцеклеток самок рыб.

Молоки (молока) — мужские семенные железы, а также сперма у рыб.

Рыбопосадочный материал – молодь рыб, предназначенная для посадки в рыбоводные бассейны и пр. места содержания с целью получения товарной продукции или с целью племенного рыборазведения.

Живой материал - под живым материалом следует понимать любую рыбоводную продукцию (икру; личинку; молодь; мальков; сеголеток; годовиков; производителей) способную к продолжению своего индивидуального развития, росту и содержанию в живом виде.

Овулировавшая икра - женские половые клетки рыб, свободно отделяющиеся от гонад (репродуктивных органов) в процессе нереста, или искусственной стимуляции и готовые к оплодотворению.

Оплодотворенная икра - овулировавшая икра, у которой нормально прошел процесс оплодотворения и начался процесс упорядоченного клеточного деления.

Развивающаяся икра - икра, в которой нормально проходит процесс эмбрионального развития.

Выклев личинок - процесс выхода из эмбриональной оболочки (икринки).

Период эндогенного (внутреннего) питания личинок - период, когда продолжение развития свободного эмбриона - личинки происходит за счет содержащегося в теле личинки запаса питательных веществ.

Переход на экзогенное (внешнее) питание - наиболее сложный и ответственный момент в развитии личинок, как правило, связанный с повышенным отходом, вызванным неодновременностью перехода отдельных личинок на внешнее питание, и, как следствие, повреждение начавшими питаться особями отстающих особей.

Питающиеся личинки - личинки, перешедшие на активное питание и продолжающие свое развитие и рост.

Малек - личинка, достигшая веса 600 - 800 мг и завершившая процесс формирования характерного внешнего облика.

Стандартная молодь - мальки, достигшие среднегрупповой навески и готовая к выпуску в естественные водоемы. В нормальных условиях процесс выращивания стандартной молоди занимает около 1 месяца с момента перехода на активное питание, за это время отход составляет около 40% от личинки.

Сеголетки - живой материал, полученный в данном рыбоводном сезоне в течение всего периода до ухода на зимовку (сформировавшаяся рыба со второй половины первого лета жизни и осенью).

Годовики - живой материал, полученный в текущем календарном году и находящийся в состоянии зимовки (перезимовавшие сеголетки).

Возрастные категории 1+; 2+; и т.д. - возрастные категории молоди рыб, прошедшие одну, две и т.д. зимовки и имеющие возраст 1; 2 и т.д. лет (двухлетки (рыба, прожившая два лета), двухгодовики).

Ремонтное поголовье - группа рыб разных поколений, не достигших половой зрелости, возраст которых старше, чем возраст товарной рыбы, приближающихся к первому созреванию и отобранных для формирования пополнения маточного поголовья.

Маточное поголовье (стадо) - половозрелые рыбы (производители), содержащиеся в специальных благоприятных условиях (пониженная плотность посадки, температурный и световой режим, кормление сбалансированными кормами и т.д.) с целью многократного получения от них потомства.

Исходя из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст), к рыбоводной продукции относятся следующие товары (Таблица 4):

 

Таблица 4

НАИМЕНОВАНИЯ

КОДЫ

Продукция рыбоводная морская

03.21.5

Продукция рыбоводная морская

03.21.50

Икра рыбоводная морская

03.21.50.110

Личинки рыбы морские

03.21.50.120

Мальки рыбы морские

03.21.50.130

Молодь рыбы морская

03.21.50.140

Сеголетки морские

03.21.50.150

Годовики морские

03.21.50.160

Рыба возрастных категорий морская

Эта группировка включает:

- возрастные категории молоди рыб, прошедшие одну, две и т.д. зимовки и имеющие возраст один, два и более лет

03.21.50.170

Рыба ремонтного поголовья морская

Эта группировка включает:

- рыбу в возрасте, приближающемся к первому созреванию, отобранную для формирования пополнения маточного поголовья

03.21.50.180

Рыба морская маточного поголовья

Эта группировка включает:

- половозрелую рыбу, содержащуюся в специальных благоприятных условиях (пониженная плотность посадки, температурный и световой режим, кормление сбалансированными кормами и т.д.) в целях многократного получения от нее потомства

03.21.50.210

Продукция рыбоводная пресноводная

03.22.4

Продукция рыбоводная пресноводная

03.22.40

Икра рыбоводная пресноводная

03.22.40.110

Личинки рыбы пресноводные

03.22.40.120

Мальки рыбы пресноводные

03.22.40.130

Молодь рыбы пресноводная

03.22.40.140

Сеголетки пресноводные

03.22.40.150

Годовики пресноводные

03.22.40.160

Рыба возрастных категорий пресноводная

Эта группировка включает:

- возрастные категории молоди рыб, прошедшие одну, две и т.д. зимовки и имеющие возраст один, два и более лет

03.22.40.170

Рыба ремонтного поголовья пресноводная

Эта группировка включает:

- рыбу в возрасте, приближающемся к первому созреванию, отобранную для формирования пополнения маточного поголовья

03.22.40.180

Рыба маточного поголовья пресноводная

Эта группировка включает:

- половозрелую рыбу, содержащуюся  в специальных благоприятных условиях (пониженная плотность посадки, температурный и световой режим, кормление сбалансированными кормами и т.д.) в целях многократного получения от нее потомства

03.22.40.210

 

 

Таким образом, продуктовые границы рынка оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых целесообразно предварительно разбить на две товарные группы (включающие различные товарные категории):

- рыбопосадочный материал лососевых с учетом деления по биологическим видам;

- ремонтно-маточное поголовье (стадо) лососевых с учетом деления по биологическим видам.

При выполнении анализа конкурентной среды на рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых в нашем случае товар определен как товарная рыба.

 

IV. Географические границы товарного рынка

 

Определение географических границ товарного рынка основывается на экономической, технической, административной  или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар (товары-заменители) на территории Российской Федерации или её части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за её пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар (товары-заменители) в установленных географических границах.

Согласно п. 4.1 Порядка анализа рынка товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за её пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

Предварительно границы рынка оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых определены как административные границы территории Костромской области.

Учитывая, что рыбоводная продукция лососевых является живым материалом, требующим бережного содержания и незамедлительного обращения с целью эффективного размещения (включения) приобретателями в дальнейший производственный оборот, на территориальный охват исследуемого товарного рынка особенно влияют такие факторы как сохранение потребительских свойств товара, инфраструктура доставки и приемки товара, территориальная удаленность мест нахождения субъектов рынка, сезонное влияние, ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи.

Методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых, путем опроса хозяйствующих субъектов, действующих на указанном рынке, подтверждены географические границы исследуемого товарного рынка, как административные границы территории Костромской области.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

Характерной особенностью товаров рыбоводной продукции лососевых является их производственное назначение и, тем самым, тесная связь с производственным процессом. Спрос на них целевой (или вторичный), который возникает как следствие спроса  на потребительские товары (товарную рыбу) и подчиняется фактору экономической целесообразности. Количество потребителей товаров производственного назначения ограничено. Они, как правило, совершают крупные закупки, нередко влияя на производство продукции (адаптируя её к своим запросам), процедуру доставки, комплекс дополнительных услуг. Поэтому особое внимание необходимо уделить изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и производителей данных товаров с учётом состояния конъюнктуры рынка.

Для производства тех или иных товаров рыбоводной продукции лососевых субъектам (продавцам, покупателям) необходимо (желательно) располагать объектами рыбоводной инфраструктуры и иными объектами, используемыми для осуществления аквакультуры (рыбоводства), а также специальными устройствами и (или) технологиями, в том числе иметь собственный автопарк со специальным оборудованием с поддержкой температурного и аэрационного режимов .

Исходя из сведений Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) и раздела 03 «Рыбоводные хозяйства» Классификатора, к являющимися (потенциально являющимися) производителями (продавцами, покупателями на товарном рынке) рыбоводной продукции лососевых следует отнести лиц, осуществляющих определенные виды экономической деятельности (Таблица 5) и имеющих определенные типы рыбоводного хозяйства (Таблица 6):

 

                                                                                                                                                                   Таблица  5 (выдержка из ОКВЭД2)

Код

Наименование вида экономической деятельности

03.2

Рыбоводство

Эта группировка включает:

-рыбоводство, т.е. производственный процесс, включающий выращивание или разведение водных организмов (рыб, моллюсков, ракообразных, растений, крокодилов, аллигаторов и амфибий), используя методы, нацеленные на увеличение количества особей вне естественной окружающей среды (например, поддержание, кормление и защита от хищников)

Эта группировка также включает:

-индивидуальное, кооперативное или государственное владение отдельными особями с целью увеличения их численности, включая их потомство

03.21

Рыбоводство морское

Эта группировка включает:

-разведение рыбы в морской воде, включая декоративные виды морских рыб;

-производство двустворчатого моллюска (устриц, мидии и т.п.), лобстера, личинок креветок, молоди рыб и мальков;

-выращивание красной водоросли и прочих съедобных морских водорослей;

-выращивание ракообразных, двустворчатых моллюсков, прочих моллюсков и прочих водных животных в морской воде

Эта группировка также включает:

-деятельность рыбоводства в минерализованных водах;

-деятельность рыбоводства в заполненных соленой водой емкостях и резервуарах;

-работу морских рыбопитомников;

-работу ферм по разведению морских червей

03.21.1

Рыбоводство морское индустриальное

Индустриальная аквакультура осуществляется без использования рыбоводных участков в бассейнах, на установках с замкнутой системой водоснабжения, а также на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания

03.21.2

Рыбоводство морское пастбищное

Пастбищная аквакультура осуществляется на рыбоводных участках в отношении объектов аквакультуры, которые в ходе соответствующих работ выпускаются в водные объекты, где они обитают в состоянии естественной свободы

03.21.9

Деятельность по морскому рыбоводству прочая

03.22

Рыбоводство пресноводное

Эта группировка включает:

-рыбоводство в пресной воде, включая выращивание пресноводной декоративной рыбы;

-выращивание пресноводных ракообразных, двустворчатых моллюсков, прочих моллюсков и прочих водных животных;

-работу пресноводных рыбопитомников;

-выращивание лягушек

03.22.1

Рыбоводство пресноводное индустриальное

Индустриальная аквакультура осуществляется без использования рыбоводных участков в бассейнах, на установках с замкнутой системой водоснабжения, а также на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания

03.22.2

Рыбоводство пресноводное пастбищное

Пастбищная аквакультура осуществляется на рыбоводных участках в отношении объектов аквакультуры, которые в ходе соответствующих работ выпускаются в водные объекты, где они обитают в состоянии естественной свободы

03.22.3

Рыбоводство прудовое

Прудовая аквакультура предусматривает разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры в прудах. Обводненных карьерах. А также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы

03.22.9

Деятельность по пресноводному рыбоводству прочая

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6 (выдержка из Классификатора)

 

03.01

Рыбоводные хозяйства, осуществляющие                           товарную аквакультуру (товарное рыбоводство)

03.01.01

Предприятия пастбищной аквакультуры

03.01.01.01

открытого типа (морские, речные, лиманы, лагуны, озера лагунного типа)

03.01.01.02

закрытого типа (озера, водохранилища)

03.01.02

Предприятия индустриальной и прудовой аквакультуры

03.01.02.01

Организации по племенному животноводству

03.01.02.01.01

племенные заводы

03.01.02.01.02

племенные репродукторы

03.01.02.01.03

генофондные хозяйства

03.01.02.01.04

селекционно-генетические центры

03.01.02.02

Товарные хозяйства

03.01.02.02.01

прудовые

03.01.02.02.01.01

 в т.ч. в мелиоративных и ирригационных системах

03.01.02.02.02

индустриальные

03.01.02.02.02.01

садковые

03.01.02.02.02.02

бассейновые

03.01.02.02.02.03

рециркуляционные

03.01.02.02.03

рекреационные

03.01.02.02.03.01

в искусственных водоемах и сооружениях

 

 

По данным, представленным в Костромское УФАС России департаментом агропромышленного комплекса Костромской области и хозяйствующими субъектами, действующими на рынке рыбоводной продукции лососевых, на территории Костромской области в 2014-2015 гг. реализацией рыбоводной продукции лососевых занималось одно предприятие: Открытое акционерное общество «Волгореченскрыбхоз», ИНН 4401000608, находящееся по адресу: 156901, Костромская область, г.Волгореченск, ул.Подгорная, д.2.

Количество выявленных хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию рыбоводной продукции лососевых, является достаточным, основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

 ОАО «Волгореченскрыбхоз» не относится ни к одной группе лиц, предусмотренных статьей 9 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, код ОКВЭД ОАО «Волгореченскрыбхоз» - 03.22.9. (деятельность по пресноводному рыболовству прочая).

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 ((КПЕС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, основной ОКВЭД                                                        ОАО «Волгореченскрыбхоз» - 05.02.11.

ОАО «Волгореченскрыбхоз» относится к рыбоводным хозяйствам, осуществляющим товарную аквакультуру (товарное рыбоводство) в соответствии с таблицей 7.

Таблица 7

Код

Рыбоводные хозяйства, осуществляющие товарную аквакультуру (товарное рыбоводство)

03.01.02.02.02

Индустриальные

03.01.02.02.02.01

Садковые

03.01.02.02.02.02

Бассейновые

03.01.02.02.03.01

В искусственных водоемах и сооружениях

 

В соответствии с Классификатором ОАО «Волгореченскрыбхоз» выполняет следующие работы в области аквакультуры (рыбоводства) (Таблица 8):

Таблица 8

Код

Виды работ в области аквакультуры (рыбоводства)

02.01.01

Получение посадочного материала

02.01.01.02

Инкубация икры

02.01.01.03

Получение личинок

02.01.01.04

Выдерживание личинок

02.01.01.05

Выращивание личинок и молоди

02.01.01.08

Мечение

02.01.07

Выращивание товарной рыбы

02.01.08

Обеспечение условий выращивания

02.01.09

Кормление объектов аквакультуры

02.01.10

Охрана здоровья объектов аквакультуры

 

ОАО «Волгореченскрыбхоз» реализует следующие объекты рыбоводства в соответствии с утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.11.2014 №452 Классификатором в области аквакультуры (рыбоводства) – 01.01.03.16 Форель радужная (Oncorhynchus mykiss). ОАО «Волгореченскрыбхоз» не имеет возможности замены одного вида продукции лососевых на другой. Мощность предприятия по производству форели радужной - <…> тонн.

В сентябре 2014 года ОАО «Волгореченскрыбхоз» закупило форель радужную в количестве <…> кг в <…>.

В октябре 2014 года ОАО «Волгореченскрыбхоз» закупило сеголеток форели радужной <…> в <…>.

Реализация данной рыбы осуществлялась в 2015 году. В 2015 году                        ОАО «Волгореченскрыбхоз» не закупало лососевых рыб.

Вышеуказанная продукция была приобретена ОАО «Волгореченскрыбхоз» для дальнейшего выращивания и реализации в розничные торговые магазины.

К условиям обращения товара, ограничивающим экономические возможности приобретения товара покупателями, по мнению                                            ОАО «Волгореченскрыбхоз», относятся дорогие корма и как следствие дорогой посадочный материал.

ОАО «Волгореченскрыбхоз» работает по схеме оборота рыбоводной продукции, приведенной на рисунке 2.

Рисунок 2

 

 

 

 

 

 

ОАО «Волгореченскрыбхоз» закупает сеголеток, выращивает их до товарной навески и продаёт полностью к летнему периоду. Отсутствует возможность в летнее время производить передержку форели, в связи со слишком высокой температурой воды в водоёмах.

                                                                                                                      

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

субъектов на рынке

Количественной характеристикой рынка является объем его товарных ресурсов или емкость рынка, которые равны общему объему реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка                                       выделенной группы покупателей в стоимостных (в рублях) и (или) натуральных показателях (в млн. шт., тоннах).

Объем выявленного (учитывая разделение товаров, являющихся рыбоводной продукцией лососевых, отдельно по каждому биологическому виду рыб и в зависимости от возрастной группы (функциональной принадлежности) особей) товарного рынка будет определяться как сумма объемов продаж (оптовой реализации) в определенных географических границах для определенного состава (групп) покупателей рассматриваемого рынка с вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию за период 2014 года.

Согласно п. 6.3 Порядка доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

            Объем реализованной ОАО «Волгореченскрыбхоз» рыбоводной продукции лососевых в 2014 году составил <…> кг, в 2015 году – <…> кг.

            Результаты расчетов объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке реализации рыбоводной продукции лососевых в географических границах товарного рынка представлены в таблице 9.

 

Таблица 9

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем реализованной продукции, тонн

Доля, %

2014 год

2015 год

1

ОАО «Волгореченскрыбхоз»

 

<…>

<…>

100%

ИТОГО

<…>

<…>

100%

 

В таблице 1 приложения представлены данные о приобретателях и поставках на рынке, в таблице 2 приложения - доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке. 

Расчет общего объема товарной массы в обороте за 2014 и 2015 гг.  и долей хозяйствующих субъектов на рынке основан  на всей  доступной информации по объему реализации. 

В силу ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или   нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3, 6 и 6.1 настоящей статьи случаев.

3. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение                                     не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар                   не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

По результатам расчета долей  хозяйствующих субъектов установлено:                  по объёму реализации рыбоводной продукции лососевых в течение временного периода 2014 и 2015 гг. наибольшую долю занимало ОАО «Волгореченскрыбхоз»                        с долей 100%.

Таким образом, на товарном рынке по объему реализации рыбоводной продукции лососевых в силу статьи 5 Закона  о защите конкуренции  положение ОАО «Волгореченскрыбхоз» за данный временной период признается доминирующим.

 

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

                n

(СR) = SUM  D,

              i=1    i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

 

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах)                                на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

              N       2

HHI = SUM D,

           i=1    i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

 

в) иные показатели рыночной концентрации.

 

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

 

- высокий – при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный – при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <=  HHI < 2000;

- низкий – при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов.

 

            На исследуемом рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых на территории Костромской области в 2014 и 2015 гг.:

1. Коэффициент рыночной концентрации CR:

CR =100%

2.Индекс рыночной индексации Герфиндаля-Гиршмана HHI:

HHI = 10 000

            В соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, которые находятся в границах 70% <= CR3 <= 100% и 2000 <= HHI <= 10000, можно сделать вывод о том, что рынок оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых в Костромской области является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

 

Барьеры входа — это такие обстоятельства, которые увеличивают риск предпринимательства, продлевают время становления субъекта на рынке или повышают финансовые затраты на вход нового поставщика.
            Барьерами входа на рынок оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых на территории Костромской области являются следующие:

- низкое техническое состояние водоемов, используемых для выращивания товарной рыбы;

- недостаток специализированных рыбных кормов необходимого качества и по доступным ценам;

- отсталость технологий интенсивного рыбоводства, физический и моральный износ имеющейся техники;

- отсутствие возможности круглогодичного содержания форели из-за слишком высокой температуры воды в водоёмах в летний период.

Указанные барьеры отнесены к труднопреодолимым хозяйствующими субъектами, участвующими в опросе.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Рассматриваемый товарный рынок оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых во временном интервале 2014-2015 гг. в географических границах административных границ Костромской области оценивается как высококонцентрированный с не развитой конкуренцией.

Существующие барьеры:

- низкое техническое состояние водоемов, используемых для выращивания товарной рыбы;

- недостаток специализированных рыбных кормов необходимого качества и по доступным ценам;

- отсталость технологий интенсивного рыбоводства, физический и моральный износ имеющейся техники;

- отсутствие возможности круглогодичного содержания форели из-за слишком высокой температуры воды в водоёмах в летний период.

            По результатам анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых установлено, что                                в 2014-2015 гг. на указанном рынке выращивание лососевых (01.01.03.16 Форель радужная (Oncorhynchus mykiss)) и их реализацию осуществлял на территории Костромской области только  один хозяйствующий субъект –                                            ОАО «Волгореченскрыбхоз» с долей 100%.

Таким образом, на товарном рынке по объему реализации рыбоводной продукции лососевых в силу статьи 5 Закона  о защите конкуренции  положение ОАО «Волгореченскрыбхоз» за данный временной период признается доминирующим.