• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов за 2016 год

Общие положения

 

Настоящее исследование проведено во исполнение пункта 3.1. Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках 2017 - 2018 годы, утвержденного приказом ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, а также Методическими рекомендации по проведению анализа рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

 

Цель проведения анализа

 

Анализ проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

При исследовании данного рынка были использованы сведения, полученные от Директора департамента  природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, хозяйствующих субъектов, а также иные источники информации.

 

Временной интервал исследования товарного рынка

 

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, временной период исследования установлен 2016 год.

 

Определение продуктовых границ рынка

 

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

Предварительное определение товара

 

Законом об отходах твердые коммунальные отходы определены как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 – для сбора неопасных отходов и 38.12 – для сбору опасных отходов. Далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 – услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и д.р.).

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности поименованы как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности деятельность по сбору отходов отнесена к 38 классу услуг, куда входит сбор, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья.

В данном классе в зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов подразделяются на группы: группа 38.11 включает услуги по сбору неопасных отходов, группа 38.12 – услуги по сбору опасных отходов. Также указанные группы включают услуги по перевозке неопасных и опасных отходов соответственно.

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов как самостоятельный вид услуг по обращению с отходов, формирующий рассматриваемый рынок.

При этом необходимо отметить, что данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя,

и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми

для данного товара

Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (ТБО) - отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Также согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов твердые бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30 000 00 00 0 Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению, куда включены отходы из жилищ, отходы от уборки территории городских и сельских поселений, прочие твердые коммунальные отходы.

Поскольку Законом об отходах и ФККО установлен единый подход к понятию «твердые коммунальные отходы», а Стандартом и Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов предусмотрено понятие «твердые бытовые отходы», схожее с понятием «твердые коммунальные отходы», в рамках проведения анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.

В соответствии с Законом об отходах сбор и транспортирование отходов является одним из этапов обращения с отходами.

В соответствии со Стандартом:

технологический цикл отходов (ТЦО) - последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов;

этапы технологического цикла отходов - последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту избавления от них путем утилизации и/или захоронение, уничтожение.

Появление отходов имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

Сбор отходов должен проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Транспортирование отходов должно производиться специальными транспортными средствами.

Транспортирование отходов связано с перемещением отходов между местами образования, сбора, накопления, хранения, утилизации, захоронения.

Этап транспортирования может быть связан с трансграничной перевозкой паспортизованных отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район (или через район), находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, при условии, что такая перевозка затрагивает интересы не менее двух государств.

Также необходимо учитывать, что сбор и транспортирование отходов I – IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, тогда как сбор и транспортирование отходов V класса опасности производится без лицензии.

Соответственно, в рамках проведения анализа рынка предполагается оценка деятельности всех участников рынка сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов независимо от наличия либо отсутствия лицензий.

Кроме того, отношения по поводу обращения с отходами могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом ТЦО может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует). Сбор и транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Также необходимо учесть, что цена услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в значительной степени является для потенциального потребителя определяющим фактором при принятии решения о приобретении товара (услуги) и заключения договоров с продавцами услуг.

 

Определение взаимозаменяемых товаров

 

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Учитывая характер оказываемых услуг, а также необходимость наличия лицензии на осуществление услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов I-IV класса опасности, услуги, способные заменить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не выявлены.

 

Определение географических границ рынка

 

При определении географических границ рынка учитывался характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке твердых бытовых отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по транспортировке твердых бытовых отходов с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по транспортировке, твердых коммунальных отходов следует считать административные границы города Костромы.

Географические границы рынка услуг по переработке отходов следует считать также административные границы города Костромы.

При определении географических границ рынка учитывался характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке твердых бытовых отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по транспортировке твердых бытовых отходов с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по транспортировке, твердых коммунальных отходов следует считать административные границы города Костромы.

Географические границы рынка услуг по переработке отходов следует считать также административные границы города Костромы.

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

 

Продавцами являются хозяйствующие субъекты – предоставляющие услуги по транспортировке, хранению, переработке и размещению твердых коммунальных отходов на основании соответствующей лицензии, либо без нее, если это не противоречит закону.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках по транспортировке, хранению и размещению ТБО включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие указанные услуги в географических границах города Костромы.

Смотреть Приложение № 2,3

Покупателями услуг являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы.

 

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

 

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (Vm) является общий объем по сбору и транспортированию отходов в натуральных показателях (тыс. куб. м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).

Доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Di = Vi / Vm).

Показатели высокого уровня концентрации товарного рынка свидетельствуют о неразвитой конкуренции на данном рынке. Расчеты объемов товарных рынков, долей хозяйствующих субъектов, уровни концентрации товарных рынков представлены в Приложении 1.

 

Определение барьеров входа на рынок

 

Барьеры входа — это такие обстоятельства, которые увеличивают риск предпринимательства, продлевают время становления субъекта на рынке или повышают финансовые затраты на вход нового поставщика.

Проводится анализ существующих в каждом из муниципальных районов и городских округов барьеров входа на рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных услуг, в том числе:

а) административные ограничения (условия лицензирования отдельных видов деятельности; экологические ограничения и т.д.);

б) экономические ограничения (необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке и т.д.);

в) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок.

В ходе проведения анализа выявлены следующие барьеры входа на рынок:

- обязательное лицензирование услуг по сбору и транспортированию ТКО;

- рост стоимости ГСМ и автозапчастей;

- увеличение расценок на по стоимости талонов на вывоз и утилизацию ТКО;

- требование Администрации области оборудовать автотранспорт системами ГЛОНАС, датчиками движения и камерами фиксации;

- значительные первоначальные капитальные вложения ;

 

Определение уровня концентрации товарных рынков

 

Определение уровня концентрации товарных рынков осуществляется в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

                n

(СR) = SUM  D,

              i=1    i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

            N    2

HHI = SUM D,

           i=1  i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий – при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный – при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <=  HHI < 2000;

- низкий – при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Для оценки уровня развития конкуренции, необходим расчет коэффициента рыночной концентрации CR3, который является суммой долей трех наиболее крупных хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке, а также индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), который выражается в сумме квадратов долей трех крупных хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов:

 в натуральном выражении равен 83,02% индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) составляет 2596.308035, что свидетельствует об высоком уровне концентрации товарного рынка в г. Костроме.

в стоимостном выражении равен 83,12 % индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) составляет 2469.262279, что свидетельствует об высоком уровне концентрации товарного рынка в г. Костроме. (приложение №1)

 

Оценка состояния конкурентной среды на рынке

 

По результатам проведенного анализа установлено, что Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных услуг г. Костромы в 2016 году характеризуется как высоко концентрированный.

При оценке состояния конкурентной среды по результатам проведенного анализа хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, выявлено что:

Барьерами входа на рынок являются:

- обязательное лицензирование услуг по сбору и транспортированию ТКО;

- рост стоимости ГСМ и автозапчастей;

- увеличение расценок на по стоимости талонов на вывоз и утилизацию ТКО;

- требование Администрации области оборудовать автотранспорт системами ГЛОНАС, датчиками движения и камерами фиксации;

- значительные первоначальные капитальные вложения.