АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по результатам анализа конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области за 2016 год

I. Общие положения

 

Настоящее исследование проведено во исполнение пункта 3.2. Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках 2017 - 2018 годы, утвержденного приказом ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, а также Методическими рекомендации по проведению анализа рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Целью проведения анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)), осуществляющих деятельность на территории Костромской области.

Анализ оценки конкуренции  проводился в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Закон о защите конкуренции);

2. Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04. 2010 № 220 (далее - Приказ № 220);

3. Письмом ФАС России от 06.02.2017 № ВК/669/17 «О направлении Методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в 2016 году во исполнение п.3.2 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования, утвержденного приказом ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16»;

6. Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике);

7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»;

8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации»;

9. Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденного приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст.

В качестве источников исходной информации использованы данные:

- департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области;

- хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по производству, распределению и отпуску электрической энергии.

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

 

В соответствии с целью проводимого исследования временной интервал исследования функционирования розничного рынка определен на основании сложившихся характеристик товарного рынка (ретроспективный анализ состояния конкурентной среды), а также согласно методическим рекомендациям ФАС России – временным интервалом исследования определен 2016 год.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

 

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.

Электроэнергия используется во всех сферах жизнедеятельности человека, непосредственно участвует в процессе создания других видов продукции, но при этом обладает совокупностью специфических свойств, отличающих ее от других товаров.

Во-первых, электрическую энергию невозможно визуально обнаружить как вещь, так как момент ее производства и потребления практически совпадают по времени, также ее нельзя накопить и сохранить в значительных количествах подобно другим товарам на складах или в специальных емкостях, поскольку в сети она присутствует лишь до того мгновения, пока сеть находится под напряжением, то есть пока энергия подается в сеть и потребляется.

Во-вторых, полезные свойства электрической энергии реализуются в процессе ее потребления, результатом ее использования может быть выполненная работа, какая-то другая технологическая операция, но сама электрическая энергия при этом исчезает, она не материализуется в  продукции или в иной форме.

В-третьих, передача электрической энергии как товара потребителю возможна только с использованием специальных технических средств – сети проводов, по которым электрическая энергия поступает в сеть потребителя.

Таким образом, электрическая энергия как товарная продукция отличается тем, что ее существование проявляется в потреблении, расходовании.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определение товара может быть определено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст,  установлен Раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», включающий группировку «Торговля электроэнергией» (код 40.13.2), которая предусматривает:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Согласно Закону об электроэнергетике:

- розничные рынки электрической энергии (далее - розничные рынки) – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, что свидетельствует об отсутствии товара-заменителя на исследуемом товарном рынке.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы розничного рынка электроэнергии могут быть определены как купля-продажа (поставка) электрической энергии (мощности) конечному потребителю.

 

IV. Географические границы товарного рынка

 

В соответствии с п.4 ст.4 Закона о защите конкуренции, товарный рынок является сферой обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Обращение на рынке такого специфического товара, как электроэнергия, зависит от расположения электрических сетей, сетевого оборудования и точек присоединения энергопринимающих устройств покупателей к этим сетям.

Договор купли-продажи электроэнергии может быть заключен только при наличии технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств покупателя к электрическим сетям.

Начало поставки электроэнергии зависит от заключения договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией. Изменение контрагента в договорных отношениях по вопросу оказания услуг передачи электроэнергии связано с большими финансовыми затратами, которые необходимо произвести для присоединения к сетям иных сетевых организаций. То есть выбор потребителем энергосбытовой (энергоснабжающей) организации зависит от договорных отношений с сетевой организацией, к сетям которой присоединен потребитель.

Выбор потребителем гарантирующего поставщика ограничен нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми порядок перехода к другому гарантирующему поставщику или энергосбытовой организации ограничен определенными условиями, и также связан с расположением сетей, к которым подключен потребитель. 

Ни одна из зон деятельности гарантирующих поставщиков не может пересекаться с зоной деятельности другого гарантирующего поставщика.

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора электроснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Таким образом, техническая возможность приобретения товара на розничном рынке электрической энергии (мощности) зависит от присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям сетевой организации.

Географические  границы исследуемого товарного рынка, в соответствии с Методическими рекомендациями, должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

Географическими границами деятельности энергосбытовых организаций, созданных в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрофикации, являются административные границы соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации осуществляют деятельность несколько энергосбытовых компаний, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, географическими границами деятельности данных компаний являются границы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В таблице 1 представлены хозяйствующие субъекты, имеющие статус гарантирующих поставщиков в Костромской области в 2016 году.

 

Таблица 1

Гарантирующие поставщики Костромской области в 2016 году и географические границы их деятельности

№ п/п

Наименование

хозяйствующего субъекта

Географические границы деятельности

Наименование документа, которым присвоен статус гарантирующего поставщика

1

ОАО «Костромская сбытовая компания»

Административные границы Костромской области, за исключением зоны деятельности                  ООО «Русэнергосбыт» и ОАО «Оборонэнергосбыт»

Постановление Региональной службы по тарифам администрации Костромской области                от 23.10.2006  № 06/51               «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласование зон деятельности гарантирующего поставщика»

2

ОАО «Оборонэнергосбыт»

Административные границы Костромской области, за исключением зоны деятельности                 ООО «Русэнергосбыт» и ОАО «Костромская сбытовая компания»

Постановление Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 08.08.2011 № 11/156 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласование зон деятельности гарантирующего поставщика»

3

ООО «Русэнергосбыт»

В границах балансовой принадлежности электрических сетей                 ОАО «РЖД», а также энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к сетям ОАО «РЖД» в административных границах Костромской области

Постановление Региональной службы по тарифам администрации Костромской области                от 23.10.2006  № 06/51               «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласование зон деятельности гарантирующего поставщика»

 

Географическими границами деятельности энергосбытовых организаций, созданных в результате реорганизации АО-энерго (далее – АО-энергосбыт), являются административные границы соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, географическими границами  исследования рынка являются административные границы Костромской области.

Географические границы товарного рынка определены методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

Согласно Закону об электроэнергетике заключить договор купли-продажи, договор поставки электрической энергии (мощности) на розничном рынке можно с гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией или производителем электрической энергии. При этом потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии.

Гарантирующий поставщик электрической энергии – коммерческая организация, обязанная в соответствии с Законом об электроэнергетике или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Энергосбытовые организации – организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

Производители электрической энергии являются субъектами розничного рынка, если они не имеют право на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 Закона об электроэнергетике.

Покупателями на исследуемом розничном рынке электрической энергии (мощности) Костромской области являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (в том числе промышленные предприятия, коммерческие и некоммерческие организации, сельхозпроизводители, население и др.).

Поставка электрической энергии (мощности) гражданам – потребителям и приравненным к ним группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления, а исполнителям коммунальной услуги по электроснабжению – в объемах электрической энергии (мощности) осуществлялась по регулируемым ценам (тарифам).

В таблице 2 представлен перечень хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области в 2016 году согласно данным департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области.

 

Таблица 2

Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес

1

2

3

Гарантирующие поставщики

1

ОАО «Оборонэнергосбыт»

127055, гМосква, ул.Образцова, д.4А, кор.1

2

ООО «Русэнергосбыт»

105066, г.Москва, ул.Ольховская, д.27, стр.3

3

ПАО «Костромская сбытовая компания»

156013, г.Кострома, пр-т Мира, 37-39/28

Независимые энергосбытовые организации

1

ООО «Гарант Энерго»

129090, г.Москва, пер.Протопоповский, д.17, стр.2, оф.1

2

ОАО «Московское городское энергосбытовое предприятие»

125581, г.Москва, ул.Лавочкина, д.34

3

ООО «Инициатива ЭСК»

119571, г.Москва, ул.Академика Анохина, д.9, помещ.8

Производители электрической энергии (мощности)

на розничном рынке

1

Филиал «Костромская ГРЭС» АО «Интер РАО- Электрогенерация»

156901, Костромская область, г.Волгореченск

2

МУП «Шарьинская ТЭЦ»

Костромская область, г.Шарья, п.Ветлужский, ул.Центральная, д.1

3

ГУ ОАО «ТГК-2» по Верхневолжскому региону г.Кострома

156961, г.Кострома, ул.Индустриальная, д.38

 

Организации, действующие на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Костромской области, приобретают электрическую энергию на оптовом рынке с последующей перепродажей на розничном рынке.

Филиал «Костромская ГРЭС» АО «Интер РАО- Электрогенерация»,  ГУ ОАО «ТГК-2» по Верхневолжскому региону г. Кострома куплю-продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке в 2016 году не осуществляли.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Расчет общего объема розничного рынка электрической энергии (мощности) за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей энергосбытовых организаций и производителей электрической энергии (мощности) на розничном рынке произведен на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражение (кВт.ч).

Объем розничного рынка электрической энергии определяется как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками), производителями электрической энергии (мощности) на розничном рынке, осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке электрической энергии (мощности) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем  товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Результаты расчетов объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов представлены в приложении №3 к отчету.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий – при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный – при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <=  HHI < 2000;

- низкий – при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов.

1. Коэффициент рыночной концентрации Cr:

Cr = 98,8

2.Индекс рыночной индексации Герфиндаля-Гиршмана HHI:

HHI =5690,5

В соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, которые находятся в границах 70% ≤ Cr ≤ 100% и 2 000 ≤ HHI  ≤ 10 000, можно сделать вывод о том, что локальные рынки электрической энергии (мощности) в Костромской области являются высококонцентрированными с неразвитой на них конкуренцией.

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

 

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке.

Основными экономическими барьерами входа на розничный рынок электрической энергии (мощности) Костромской области являются следующие:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости деятельности;

- несвоевременная плата за потребленную электрическую энергию, включая задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства перед энергоснабжающими организациями;

- большие затраты на установку автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, необходимой для выхода на оптовый рынок электрической энергии;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции на модернизацию активов и повышение конкурентоспособности, которые невозможно возместить в случае прекращения хозяйственной деятельности.

Вышеназванные барьеры входа новых хозяйствующих субъектов на розничный рынок электроэнергии относятся к труднопреодолимым, поскольку затраты на их преодоление не всегда оправдываются.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Конкурентная среда на розничном рынке электрической энергии на территории Костромской области отличается низким уровнем развития конкуренции. Доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области занимает гарантирующий поставщик ОАО «Костромская сбытовая компания» (72,9%).

В Костромской области отсутствуют  хозяйствующие субъекты, вышедшие в течение 2016 года на оптовый рынок.

В приложении 1 представлена информация об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Костромской области на 2016 год и о необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций на территории Костромской области на 2016 год.

В приложении 2 – сведения о плате за технологическое присоединение за 2016 год.