ФАС России подозревает ОАО «РЖД» в уклонении от предоставления грузоотправителям комплексной транспортной услуги по перевозке зерновых грузов

4 февраля 2009 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила дело в отношении ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Основанием для возбуждения дела послужили обращения грузоотправителей.
Согласно материалам, имеющимся в распоряжении ФАС России, перевозчик (ОАО «РЖД») уклоняется от предоставления комплексной транспортной услуги по перевозке зерновых грузов железнодорожным транспортом общего пользования непосредственно грузоотправителю, в части предоставления вагонов-зерновозов парка перевозчика.
Указанные действия вынуждают грузоотправителей привлекать третьих лиц (экспедиторскую организацию - ООО «ЛП Транс») для организации перевозок в подвижном составе группы лиц ОАО «РЖД» и оплачивать данным лицам агентское вознаграждение (по данным Российского Зернового Союза агентское вознаграждение в 2008 году составило в среднем от 240 рублей до 600 рублей за тонну зерновых грузов).
Необходимо признать, что практика оплаты услуг экспедитора при заказе и подаче вагонов существовала и ранее, однако, у грузоотправителя было право выбора либо обратиться к перевозчику ОАО «РЖД» за комплексной транспортной услугой, предоставляемой на условиях публичного договора по регулируемым государством ценам (тарифам), либо обратиться к экспедиторской организации за услугой по организации перевозки и оплатить посреднические услуги профессионального участника рынка в сфере железнодорожных перевозок.
В настоящий момент, по информации ряда грузоотправителей, обращения в ОАО «РЖД» о предоставлении зерновозов парка перевозчика не удовлетворяются, поскольку обязательным условием осуществления перевозки является оплата посреднических услуг экспедиторской организации, определенной или определяемой ОАО «РЖД».
Ситуация, связанная с необходимостью оплачивать посреднические услуги третьих лиц, не только противоречит публичности договора перевозки железнодорожным транспортом общего пользования, но и, безусловно, отражается на потребителе (за счет увеличения стоимости транспортной составляющей в конечной цене перевозимой продукции) и/или производителе (за счет снижения его рентабельности за счет увеличения стоимости транспортной составляющей в цене перевозимой продукции).
Рассмотрение дела состоится 5 марта 2009 года.