ФАС России признала ОАО «ТНК-BP Холдинг» нарушившим антимонопольное законодательство на топливном рынке России

25 июня 2009 года Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) приняла решение о признании ОАО «ТНК-BP Холдинг» нарушившим пункт 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В рамках рассмотрения дела было установлено, что ОАО «ТНК-BP Холдинг» злоупотребило доминирующим положением на рынке, создало дискриминационные условия для независимых участников оптового рынка нефтепродуктов. Кроме того, компания изымала из обращения нефтепродукты, результатом чего явился рост оптовых цен на топливо, что привело к ущемлению интересов других лиц и ограничило конкуренцию.

В феврале нынешнего года руководитель ФАС России Игорь Артемьев заявил, что принято решение о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нефтяных компаний ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-BP Холдинг». Поводом для возбуждения стал необоснованный рост цен в начале года в оптовом сегменте рынка нефтепродуктов.

Данное обстоятельство привело к резкому замедлению устоявшейся динамики снижения стоимости топлива на заправках, которая началась осенью 2008 года сразу после вынесения решения в отношении нефтяных компаний о признании их нарушившими антимонопольное законодательство. Тогда антимонопольная служба также выдала предписания указанным юридическим лицам с требованием восстановить условия конкуренции.

Ранее сообщалось, что материалы для возбуждения дел были получены на основании данных собственного мониторинга ФАС России по ситуации на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов, данных независимых исследовательских организаций, а также многочисленных жалоб от физических и юридических лиц, поступивших по различным каналам в антимонопольную службу. Ситуация повторилась в мае и июне текущего года.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях, нарушение антимонопольного законодательства является основанием для наложения штрафа на юридических лиц в размере от 1 до 15% от выручки компании за год, предшествующий году нарушения.

В данном случае расчет может быть произведен исходя из дохода, который был получен компанией в 2008 году на соответствующих товарных рынках на территории Российской Федерации.