Правительство РФ утвердило проект постановления «Об утверждении Правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах Российской Федерации»

22 июля 2009 года Правительство Российской Федерации утвердило проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах Российской Федерации». Принят документ исключительной важности, разработка которого предусмотрена планом антикризисных мер Правительства Российской Федерации, утвержденным 7 ноября 2008 года.

Правила определяют общие принципы и порядок доступа потребителей к услугам в аэропортах. Они обязывают операторов аэропорта не допускать создания условий, ставящих в неравное положение одного потребителя по сравнению с другим, проводить в отношении потребителей единую ценовую (тарифную) политику, обеспечивать доступность информации о перечне услуг в аэропортах, порядке их выполнения, тарифах и сборах. Правилами определяется приоритетность выделения слотов авиаперевозчикам, порядок рассмотрения заявок, в том числе при доступе к услугам по обеспечению авиационным топливом воздушных судов, устанавливается порядок разрешения споров.


В 2007 году Правительство Российской Федерации по предложению ФАС России соответствующим постановлением снизило административные барьеры входа на рынок авиаперевозок в виде квотирования объемов перевозок и лицензирования отдельных маршрутов, открыв дорогу конкуренции между перевозчиками. «Сегодня на воздушной линии могут работать до 6-8 авиакомпаний. Конкуренция заставила снижать стоимость перевозок, сохраняя и наращивая их объемы и тем самым позволила авиакомпаниям с меньшими потерями преодолевать последствия кризиса», - отметил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

С устранением административного барьера сформировались иные - технологические и экономические в виде деятельности операторов аэропортов, в том числе, ТЗК, а также работы авиапредприятий, совмещающих аэропортовую и авиаперевозочную деятельность.

В ряду общих проблем функционирования рынка авиаперевозок особую остроту и значимость имеют две - это доступ авиакомпаний к услугам в аэропортах, в том числе услуги топливно-заправочных компаний (ТЗК) и стоимость авиатоплива.

Анализ дел, возбужденных ФАС России в отношении лиц, оказывающих услуг в аэропортах, показывает, что под ударом может оказаться любая авиакомпания. Только по обращению ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» в июне 2009 года Федеральная антимонопольная служба возбудила дела в отношении организаций, оказывающих услуги по авиатопливообеспечению в аэропортах г. Анапа, г. Краснодар,г. Калиниград, г. Минеральные Воды, г. Красноярск, г. Хабаровск. ФАС России признала ОАО «Аэропорт Анапа», ЗАО «Кредитинвест» (Минеральные Воды), ОАО «Международный аэропорт Краснодар», ЗАО «Авианефть»(Калиниград), отказавшиеся принять на хранение принадлежащее перевозчику топливо в объемах, необходимых для обеспечения собственных рейсов, нарушившими антимонопольное законодательство. Дела, возбужденные в отношении ЗАО «СибирьАвиаСервис» (Красноярск) и ОАО «Хабаровский аэропорт» находятся в стадии рассмотрения.

Ранее, осенью 2008 года ФАС России по результатам рассмотрения дел, возбужденных по обращениям авиакомпаний «Ютэйр», «Сибирь», «Центр-Авиа», «Интеравиа» нарушителями антимонопольного законодательства были признаны аэропорты ОАО «Аэропорт «Кольцово», ОАО «КД АВИА» (Калиниград), ОАО «Саратовские авиалинии», ГУП «Аэропорт «Якутск». Основанием для возбуждения дел явился отказ аэропортов в заключении договоров на обслуживание авиаокмпании или отказ в предоставлении удобных для перевозчика слотов. Таким образом, проблема доступа к услугам в аэропортах касается всех перевозчиков независимо от размеров авиакомпании и характеристик ее маршрутной сети, отличие может быть в том, что для некрупных компаний она стоит еще более остро.

Пристальное внимание антимонопольными органами уделяется и другой проблеме - стоимости авиатоплива. Только в 2008 год ФАС России и территориальные органы ФАС России возбудили около 70 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках авиационного керосина. По результатам рассмотрения этих дел наложено штрафов на сумму более 5,6 миллиардов рублей. 17 февраля 2009 года ФАС России повторно возбуждены дела в отношении нефтяных компаний ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (в том числе, создание дискриминационных условий в январе-феврале и мае-июне 2009 года). По результатам рассмотрения дел ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» признаны нарушившими антимонопольное законодательство. Дела в отношении ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «НК «Роснефть» находятся в стадии рассмотрения.

В целях разрешения кризиса в сфере авиатопливообеспечения Правительством Российской Федерации был предложен ряд мер, предусматривающих, в том числе, переход к расчетам за авиатопливо в прямых договорах поставки по формуле цене, проведение торгов авиатопливом на биржевой и электронной площадках, завершение процесса разделения авиапредприятий с выделением самостоятельных аэропорта и авиакомпании. Утверждение «Правил доступа к услугам субъектов естественных монополий», являясь мерой системного характера, занимает важное место в ряду названных мер.

«Принятый Правительством Российской Федерации документ направлен на повышение прозрачности отношений аэропортов и авиакомпаний, имеет своей задачей защиту интересов как участников рынка - операторов аэропортов, авиаперевозчиков, ТЗК, так и потребителей оказываемых ими услуг, прежде всего, пассажиров. Устранение барьеров на рынках авиаперевозок и аэропортовых услуг, развитие конкуренции предполагает более полное удовлетворение спроса на разнообразные и качественные услуги, предлагают гражданам новые удобные маршруты, определяют снижение стоимости перевозок. Так, с выходом на линию Москва - Минеральные Воды нового перевозчика авиакомпании ЮТэйр цена на авиабилеты на данном маршруте снизилась в полтора раза, а граждане получили возможность выбора авиакомпании», - подчеркнул Анатолий Голомолзин.

В настоящее время ФАС России приступает к проверке обоснованности тарифной политики российских авиакомпаний, предполагающей множественность видов тарифов и различные условия их применения, обоснованности схем продажи и возврата авиабилетов, в связи с чем готовятся соответствующие запросы в авиапредприятия и уполномоченные органы государственной власти.

Граждане, располагающие информацией по данному вопросу, могут направлять ее в Федеральную антимонопольную службу.