Экспертный совет: Биржевая торговля нефтепродуктами может стать полноценным индикатором справедливой цены

9 декабря 2009 года состоялось первое заседание Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) по рынку нефти и нефтепродуктов. С учетом тематики это заседание было проведено совместно с Экспертным советом ФАС России по финансовым рынкам. Темой обсуждения стало развитие биржевой торговли нефтепродуктами в Российской Федерации.

В заседании помимо руководства ФАС России приняли участие представители заинтересованных органов власти - Администрации Президента РФ, Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, Минэнерго РФ, МИД РФ, ФСТ России, ФСРФ России, Государственной Думы РФ. Также к работе экспертных советов были привлечены представили нефтяных компаний, финансовых организаций, биржевых площадок, аналитических агентств, профильных союзов и ассоциаций, эксперты, ученые.

Открывая заседание Председатель экспертного совета по рынку нефти и нефтепродуктов - заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин отметил, что нынешняя ситуация на рынках нефтепродуктов очевидно является следствием монополизации рынков и непрозрачного ценообразования.

Рынок нефти и нефтепродуктов Российской Федерации имеет олигопольный характер. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) занимают основную долю на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. Доступ независимых от ВИНК участников рынка к перерабатывающим мощностям затруднен, объемы предложения нефти и нефтепродуктов независимых участников малы.

Ценообразование на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке характеризуется непрозрачностью, использованием ВИНКами трансфертных цен внутри своей группы лиц. ВИНКи имеют возможность переносить центр прибыли в любой сегмент рынка (переработка - опт - мелкий опт - розница), что дает возможность осуществлять ценовое давление на независимых участников рынка на всех сегментах рынка.

А. Голомолзин отметил, что, согласно данным Росстата, предприятия сухопутного транспорта являются убыточными (-6% в 1 полугодии 2008 года и -5% в 1-м полугодии 2009 года), в том числе по причине дороговизны автомобильного топлива. При этом рентабельность нефтедобычи и нефтепереработки составляла по 37% в 1-м полугодии 2008 года и 34 и 23% в 1-м полугодии 2009 года. По количеству автомобилей на душу населения Россия в два-три раза отстает от Европы, еще больше - от США. По объему авиаперевозок Россия почти на порядок отстает от США и ЕС. Для России с ее географическим местоположением такое отставание недопустимо.

Об остроте проблем обеспечения топливом на заседании говорили руководитель ИнфоТЭК Н.В. Шуляр, генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков В.А. Рябов.

Проблемы рынков нефтепродуктов из разряда чисто экономических перемещаются в плоскость энергетической безопасности. Этим и обусловлено внимание Президента РФ и Председателя Правительства РФ к рынкам нефтепродуктов. Правительством РФ даны поручения ведомствам и заинтересованным организациям, направленные на развитие биржевой торговли.

В рамках рассмотренных дел о нарушениях антимонопольного законодательства ФАС России были выданы предписания нефтяным компаниям не только о прекращении злоупотребления своим доминирующим положением на оптовых рынках нефтепродуктов, но и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Компании обязаны обеспечить реализацию не менее 10% от всех реализуемых объемов нефтепродуктов (автомобильных бензинов, дизельного топлива и авиационного керосина) на внутреннем рынке, на товарной бирже и/или на электронной торговой площадке. При этом необходимо обеспечить условия рыночного ценообразования и иные требования антимонопольного законодательства (достаточное количество участников, процедуры равного доступа к торгам и участия в торгах, порядок установления начальной цены, механизм организации торгов и др.).

«Вторым антимонопольным пакетом» практика применения антимонопольного законодательства была закреплена законодательно. Были внесены изменения в закон о защите конкуренции и расширены полномочия антимонопольного органа, касающиеся возможности выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.

В течение более чем 10 последних лет нефтяные компании противодействовали формированию биржевых торгов. Вопрос ставился неоднократно, но постоянно блокировался, в том числе на ведомственном уровне. После введения оборотных штрафов и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, а также осознания того, что ФАС России эти меры применял, применяет и будет применять, ВИНК активизировались.

Со второго полугодия 2008 года нефтяные компании начали торговать на биржах и электронных торговых площадках.

В 2009 году нарастающим итогом, включая октябрь 2009 года, объем реализованных нефти и нефтепродуктов на биржах и ЭТП составил 5420 тыс. онн, в т.ч.:
электронная площадка на Еoil.ru 4050 тыс. т
электронная торговая площадка ОАО «Газпром нефть»
(на базе платформы Еoil.ru) 80 тыс. т
Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса 700 тыс. т
СПбМТСБ - 222 тыс. т
Биржа «Санкт-Петербург» 105 тыс. т

Как отметил в своем выступлении М. Перфилов (Argus Media), в ближайшее время предстоит выстроить оптимальную иерархию рынка нефтепродуктов, включая спотовый рынок, срочный рынок, рынок производных финансовых инструментов. При этом большинство из выступающих отметили, что каждой из этих площадок удалось заметно продвинуться в своей сфере.

Площадка Еoil.ru имеет наибольший накопленный объем проданных нефтепродуктов и наибольшее количество участников, включая не только нефтетрейдеров, но и нефтяные компании. При этом, что очень важно, по результатам реальных торгов ведется индекс оптовых цен на нефтепродукты, готовится к запуску фьючерсный контракт на этот индекс с возможностью внедрения на их основе механизмов хеджирования сделок.

МБНК организовала продажу наибольшего среди биржевых площадок объема нефтепродуктов. В порядке развития биржевой торговли проработала вопросы организации торгов на едином базисе на основе трубопроводной системы «Транснефтепродукта» и задействования в системе торгов Росрезерва с целью товарных интервенций на рынке для сглаживания ценовых колебаний.

СПбМТСБ является наиболее динамично развивающейся биржевой площадкой - по итогам ноября на ней был продан максимальный среди организованных площадок объем - порядка 200 тыс. тонн. В настоящее время обсуждается вопрос о регистрации на уполномоченной бирже всех внебиржевых контрактов с целью определения индекса цен на нефтепродукты. Представители СПбМТСБ предлагают формировать композитный индекс, полученный на основе результатов торгов на биржевом спотовом рынке и на основе данных по внебиржевым контрактам. Это создаст объективный ценовой ориентир для участников рынка.

Нарекания со стороны ФАС вызвала представленная СПбМТСБ система формирования базисов поставки по федеральным округам с привязкой к ним конкретных НПЗ. ФАС считает недопустимым сегментировать привязкой к НПЗ федеральный рынок нефтепродуктов: федеральный рынок должен строится исходя из возможности или целесообразности для покупателя приобретать нефтепродукты с любого НПЗ.

Специализацией биржи «Санкт-Петербург» является торговля фьючерсными контрактам на нефтепродукты. Ее представитель обратил внимание участников заседания (это делали и другие участники) на необходимость возврата в законодательство о биржевой торговле возможность закупок топлива по биржевым ценам для государственных заказчиков. Эта мера важна кроме прочего для стимулирования спроса на биржевых площадках.

Председатель Экспертного совета по финансовым рынкам - заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров проинформировал участников совместного заседания о проекте постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о порядке предварительного согласования особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже».

На совместном заседании двух экспертных советов обсуждались вопросы и проблемы биржевой торговли. Свою точку зрения высказали регуляторы, нефтяные компании, биржевые площадки и другие заинтересованные стороны. В целом участники обсуждения были едины во мнении о необходимости использования биржевых торгов на рынке нефтепродуктов и положительных перспективах этого механизма для формирования рыночного ценообразовании.

При этом необходима детальная проработка имеющихся проблем, связанных со спецификой ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов, правовыми, организационными, технологическими аспектами проведения торгов.

Было решено создать рабочую группу по биржевой торговле нефтепродуктами, заседание которой должно состояться в течение двух недель, ее целью является обобщение и оценка высказанных предложений, подготовка мероприятий по развитию в стране организованной торговли.

Участники заседания договорились подготовить предложения о повестке заседаний Экспертного совета ФАС по нефти и нефтепродуктам на 2010 год. В числе вопросов, как предполагается, будет обсуждение правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов; разработка комплекса мер по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов; вопросы интеграции рынков нефти и нефтепродуктов в рамках ЕврАзЭС в связи с созданием Таможенного Союза. В контексте последней инициативы в конце этой недели состоится визит А. Голомолзина в Казахстан для участия в заседании аналогичного экспертного совета по нефтепродуктам при антимонопольном ведомстве Казахстана, а также в заседании рабочей группы по нефтепродуктам Штаба по проведению совместных расследований при Межгосударственном совете по антимонопольной политике стран СНГ.