ОАО «РЖД» нарушило антимонопольное законодательство при проведении торгов

12 октября 2010 года Федеральная антимонопольная служба признала ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в осуществлении действий (бездействия) при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В 2009-2010 году Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов – филиал ОАО «РЖД» провела два открытых конкурса на право заключения договоров оказания услуг по техническому обслуживанию колесотокарных станков для вагоноремонтных предприятий. Оценка конкурсных заявок претендентов по указанным конкурсам осуществлялась по двум критериям: балльной оценке и оценке финансово-коммерческих предложений. Сопоставление конкурсных заявок и расчет баллов по каждому участнику конкурсов проводились в соответствии методиками ОАО «РЖД», информация о которых доводилась до сведения участников только после оглашения результатов конкурсов.

Комиссия ФАС России установила, что, несмотря на то, что предметом указанных конкурсов были одни и те же работы, методики ОАО «РЖД» содержали различный порядок определения победителя (различные оцениваемые показатели и критерии начисления по ним баллов), при этом оба проведенных конкурса выиграло одно и то же лицо.

Таким образом, информация о порядке определения победителя по указанным конкурсам не была доведена до хозяйствующих субъектов, желающих принять в них участие. В этой связи участники конкурсов до момента определения по ним победителя не имели представления о том, каким образом будут оценены представляемые ими в рамках конкурса документы и информация, что могло негативным образом отразиться на качестве и составе представляемых материалов. В свою очередь ОАО «РЖД», нигде не публикуя порядок определения победителя, в том числе критерии начисления баллов, имело возможность в одностороннем порядке вносить в них изменения с целью создания преимущественных условий участия в торгах определенному участнику.

Изучив материалы дела, и заслушав доводы ответчика, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что рассматриваемые действия ОАО «РЖД» могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении указанных конкурсов.

Кроме того, частью 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.