«Детям до...» получила законную поддержку

Связанные персоны: Заместитель начальника управления Никитина Татьяна Евгеньевна



Федеральная антимонопольная служба выпустила разъяснения к поправкам в закон «О рекламе», последовавшим за принятием закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью».

По нынешнему законодательству реклама информационной продукции, то есть СМИ, фильмов, книг, телеканалов и радиостанций, а также веб-сайтов, должна содержать указание, на какую возрастную аудиторию рассчитан продукт. С 1 сентября вся информационная продукция делится на пять категорий - для детей до 6 лет, старше 6, старше 12, старше 16 и запрещенная для детей (т.е. предназначенная для граждан старше 18 лет).

«Категория информационной продукции может обозначаться знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей», - говорится в документе ФАС.

Антимонопольщики подчеркивают, что в законе не говорится ни слова о размерах такого указания. Однако дополнять закон соответствующими поправками в ведомстве не планируют, в ФАС нашли другой выход из сложившейся ситуации.
- Рекламодатель самостоятельно определяет размер и композиционное исполнение указания категории в рекламе. Но необходимо учитывать, что закон «О рекламе» не допускает рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре или которая может вводить потребителей в заблуждение, - рассказала «Известиям» замначальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. - Если потребитель не может различить указание, рекламу можно изучать на предмет признаков нарушения закона.
Маркетологи такую позицию называют провокационной.

- Административная инициатива, исходящая от органа исполнительной власти, не может не содержать в себе четких норм исполнения, - подчеркивает член совета Гильдии маркетологов Николас Коро. - Иначе это можно трактовать как провокативную законодательную инициативу, чтобы по собственному усмотрению карать и властвовать. Под этим традиционно подразумевается коррупционная составляющая.

Также в обновленном законе «О рекламе» оставался неясным вопрос с маркировкой рекламы, содержащей ссылку на веб-сайт компании-производителя. Если здесь необходимо обозначать возрастную категорию, к которой относится сайт, то под маркировку попадает практически вся реклама.

В ФАС »Известиям» сообщили, что наличие в рекламе ссылки на сайт не обязывает рекламораспространителей указывать возрастные ограничения для него. А вот если в рекламе делается акцент на сайт, то маркировка становится обязательной.

- По нашему мнению, если в рекламе товара, не являющегося информационной продукцией, содержится ссылка на сайт в качестве источника дополнительной информации о товаре, без акцентирования внимания именно на данном сайте, то в такой рекламе не требуется указания на категорию, предусмотренную для этого сайта, - говорит Татьяна Никитина.

Специалисты отрасли уверены, что, пока не появится регламент исполнения закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью», в том числе в части рекламы, следовать новым требованиям, несмотря на разъяснения, будет трудно.

- Пока нет регламента, никакие письма и инструкции не исправят неразберихи с исполнением нововведений, - сетует академик Российской академии рекламы Вячеслав Черняховский. - В самом законе четких требований нет, а регламент можно ждать примерно через полгода.