• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Костромской области (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2008 и 2009 гг.

Сфера деятельности: Розничная торговля

1. Общие положения
Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проведен на основании Приказа ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 годы» в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».
Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится с целью определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, определения объема товарного рынка и долей каждого хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, определения уровня концентрации товарного рынка, выявления барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок, формирования реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, а также использования результатов анализа для выявления нарушений антимонопольного законодательства на товарном рынке.
При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации использовались:
• сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;
• сведения, полученные от Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области;
• сведения, полученные от Департамента здравоохранения Костромской области.

2. Временной интервал исследования товарного рынка
Временной интервал исследования рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится по итогам 2008 и 2009 гг.


3. Продуктовые границы товарного рынка
В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка являются услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.
Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».

4. Географические границы товарного рынка
Анализ проводится в географических границах муниципальных районов и городских округов (МР И ГО) Костромской области.
Таблица 1. Перечень городских округов и муниципальных районов субъекта РФ
Наименование городского округа или муниципального района Численность населения, тыс.чел.
2008 2009
Антроповский 8503 8256
Буйский 12181 11917
Вохомский 12074 11711
Галичский 9780 9325
Город Буй 25727 25330
Город Волгореченск 17671 17565
Город Галич 17739 17438
Город Кострома 271687 269711
Город Мантурово 18250 17816
Город Нерехта и Нерехтский 37700 37343
Город Нея и Нейский 16100 15770
Город Шарья 38613 38628
Кадыйский 8593 8177
Кологривский 7559 7387
Костромской 44330 44243
Красносельский 18495 18566
Макарьевский 17431 16945
Мантуровский 5862 5600
Межевской 5214 5099
Октябрьский 5515 5369
Островский 12657 12177
Павинский 5711 5578
Парфеньевский 7228 7061
Поназыревский 9117 8717
Пыщугский 5651 5649
Солигаличский 10939 10674
Судиславский 14028 14094
Сусанинский 8583 8512
Чухломский 12712 12508
Шарьинский 11368 11165

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
Покупателями на исследуемом  рынке являются физические лица.
Продавцами на данном рынке являются хозяйствующие субъекты – аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля). В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», аптечное учреждение - это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств.
В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

В 2008 г. в Костромской области осуществляли свою деятельность 65 хозяйствующих субъектов, имеющих 197 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил - 1151769,85 тыс.руб.
В 2009 г. в Костромской области осуществляли свою деятельность 70 хозяйствующих субъектов, имеющих 215 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил - 1431565,16 тыс.руб.
В разрезе городских округов и муниципальных районов информация представлена ниже:


Таблица 2. Количество хозяйствующих субъектов, аптечных учреждений и их суммарный товарооборот
Наименование городского округа или муниципального района Количество хозяйствующих субъектов Количество аптечных учреждений Объем товарного рынка (суммарный товарооборот аптечных учреждений городского округа или муниципального района), тыс.руб.
2008 2009 2008 2009 2008 2009
Город Кострома 15 17 90 97 577373,8 712110,78
Город Буй 3 4 7 8 63598,39 74815
Город Нерехта и Нерехтский 6 6 10 10 59243,66 71991
Красносельский 2 2 4 4 48528,36 60683,52
Город Шарья 5 7 10 15 48478,1 60400,94
Город Волгореченск 3 3 5 5 31580,62 48735,41
Город Галич 4 4 4 4 35378,86 42838,6
Город Мантурово 3 4 9 10 25071,73 38229,57
Костромской 1 2 11 12 35456 37861
Город Нея и Нейский 2 2 2 2 22958,4 28578
Макарьевский 1 2 4 5 19062 27202
Солигаличский 3 3 3 3 18846,84 22709,15
Чухломский 2 2 3 3 18097,4 21071,1
Судиславский 2 3 2 3 15255,29 20924,18
Островский 3 3 3 3 16749 20244
Шарьинский 4 4 4 4 15185,99 16797,09
Вохомский 3 3 3 3 13329 14370
Кологривский 2 2 2 2 11815,86 14319,38
Поназыревский 3 3 3 3 10314,6 13208,5
Кадыйский 1 2 3 4 8336,35 11896,16
Антроповский 2 2 3 3 10014,7 11286,9
Пыщугский 2 2 2 2 8877,9 10196
Парфеньевский 1 1 1 1 8472,2 9793,4
Сусанинский 2 2 2 2 5204,3 8893,3
Межевской 1 1 1 1 7433,9 8876,7
Октябрьский 2 2 2 2 6270,6 8003,3
Павинский 1 1 1 1 6802,3 7902,2
Буйский 2 2 2 2 3446,7 7031
Мантуровский 1 1 1 1 587 597
Галичский 0 0 0 0 0 0
Всего по субъекту РФ 65 70 197 215 1151769,85 1431565,16

Среди хозяйствующих субъектов аптечные сети имеют следующие:
Таблица 3. Хозяйствующие субъекты, имеющие 2 и более аптечных учреждения в Костромской области
Наименование хозяйствующего субъекта Количество аптечных учреждений Перечень городских округов или муниципальных районов, в которых действуют аптечные учреждения хозяйствующего субъекта
2008 2009
ИП З. 21 21 Красносельский
   Город Кострома
ООО «Фармлига»  18 21 Город Нерехта и Нерехтский
   Город Кострома
   Город Шарья
МУП г. Костромы "Аптека № 64"  20 20 Город Кострома
ГУП "Костромская областная аптечная база"  13 13 Кадыйский
   Шарьинский
   Судиславский
   Город Галич
   Город Нерехта и Нерехтский
   Город Шарья
   Город Буй
   Город Кострома
ГП «Сельский аптекарь»  13 13 Костромской
   Город Кострома
МУП города Костромы « Аптека № 79»  10 10 Город Кострома
ООО «Аптечная сеть Аптека Чижова»  0 9 Судиславский
   Город Шарья
   Город Кострома
ООО "Фарма"  7 7 Город Буй
   Сусанинский
   Буйский
   Город Галич
ИП Г. 5 6 Город Шарья
   Шарьинский
   Город Кострома
ООО "Лидер-Фарм"  5 5 Город Кострома
МУП «Аптека №41»  5 5 Мантуровский
   Город Мантурово
ООО «Бэст»  4 4 Макарьевский
ИП Л. 4 4 Город Кострома
  ООО «ШАГИ»  3 3 Город Кострома
ИП М. 3 3 Город Кострома
ООО "Лекарь"  3 3 Город Волгореченск
ООО "Кватро"  3 3 Город Нерехта и Нерехтский
МУ Шарьинская ЦРБ им. Каверина В.Ф.  3 3 Город Шарья
МУЗ "Буйская ЦРБ"  3 3 Буйский
   Город Буй
ООО "Гермес-Фарма"  3 3 Город Мантурово
ООО "Планета-Фарм"  2 2 Город Кострома
ИП П.  2 2 Павинский
   Пыщугский
ИП Б. 2 2 Город Мантурово
ООО «Коммерсант»  2 2 Чухломский
ООО "Здоровье"  0 2 Макарьевский
   Кадыйский
МУП "Аптека № 28"  2 2 Антроповский

 

Таблица 4. Количество аптечных учреждений по формам собственности
№ п/п Наименование городского округа или муниципального района Количество аптечных учреждений
  государственной формы собственности муниципальной формы собственности частной формы собственности иных форм собственности
  2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009
1 Антроповский - - 2 2 1 1 - -
2 Буйский - - 1 1 1 1 - -
3 Вохомский - - 1 1 2 2 - -
4 Город Буй 1 1 2 2 4 5 - -
5 Город Волгореченск - - - - 5 5 - -
6 Город Галич 1 1 - - 3 3 - -
7 Город Кострома 5 5 30 30 55 62 - -
8 Город Мантурово - - 4 4 5 6 - -
9 Город Нерехта и Нерехтский 2 2 1 1 7 7 - -
10 Город Нея и Нейский - - 1 1 1 1 - -
11 Город Шарья 1 1 3 3 6 11 - -
12 Кадыйский 3 3 - - - 1 - -
13 Кологривский - - 1 1 1 1 - -
14 Костромской 11 11 - - - 1 - -
15 Красносельский - - - - 4 4 - -
16 Макарьевский - - - - 4 5 - -
17 Мантуровский - - 1 1 - - - -
18 Межевской - - - - 1 1 - -
19 Октябрьский - - 2 2 - - - -
20 Островский - - 1 1 2 2 - -
21 Павинский - - - - 1 1 - -
22 Парфеньевский - - 1 1 - - - -
23 Поназыревский - - 1 1 2 2 - -
24 Пыщугский - - 1 1 1 1 - -
25 Солигаличский - - 1 1 2 2 - -
26 Судиславский 1 1 1 1 - 1 - -
27 Сусанинский - - 1 1 1 1 - -
28 Чухломский - - 1 1 2 2 - -
29 Шарьинский 1 1 1 1 2 2 - -
Всего по субъекту РФ 26 26 58 58 113 131 0 0


График 1. Изменение соотношения частных и государственных (муниципальных) аптечных учреждений в Костромской области в 2007-2009 гг., %


6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке
Основными данными для расчета объема товарного рынка в географических границах каждого городского округа и муниципального района являются годовые товарообороты одиночных аптечных учреждений, аптечных учреждений, входящих в аптечные сети или в одну группу лиц, в соответствующем городском округе и муниципальном районе в 2008 и 2009 гг. Годовой объем рынка рассчитывается как сумма годовых товарооборотов всех аптечных учреждений соответствующего городского округа и муниципального района в стоимостном выражении.
Источник получения данных по товарообороту - информация, представленная хозяйствующими субъектами, а также органами статистики, налоговых органов, органов государственной власти и местного самоуправления.
Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в географических границах каждого городского округа и муниципального района рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных учреждений данного хозяйствующего субъекта, действующих в каждом городском округе и муниципальном районе в стоимостном выражении, к годовому объему рассматриваемого товарного рынка соответствующего городского округа и муниципального района.
В результате исследования рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами выявлены следующие хозяйствующие субъекты и группы лиц, имеющие в течение 2008-2009 гг. долю на товарном рынке более чем тридцать пять процентов:


Таблица 5. Хозяйствующие субъекты и группы лиц, имеющие в течение 2008-2009 гг. долю на товарном рынке более чем тридцать пять процентов:
№ п/п Наименование хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц Наименование городского округа или муниципального района, в котором хозяйствующий субъект имеет долю более 35% Количество аптечных учреждений хозяйствующего субъекта в рассматриваемом городском округе или муниципальном районе Доля, занимаемая хозяйствующим субъектом в рассматриваемом городском округе или муниципальном районе, %
   2008 2009 2008 2009
1 ИП С. Антроповский 1 1 55,88 70,7
2 МУП "Аптека№ 28" Антроповский 2 2 44,12
3 МУЗ "Буйская ЦРБ") Буйский 1 1 88,73 57,45
4 ООО "Фарма" Буйский 0 1 0 42,55
5 ООО "Арника" Вохомский 1 1 35,64 41,34
6 Группа лиц:  ИП П.. Муниципальное предприятие Аптека №39 Вохомский 2 2 64,36 58,66
7 ООО "Фарма" Город Буй 4 4 73,8 68,06
8 ООО "Лекарь" Город Волгореченск 3 3 62,04 66,59
9 ГУП "Костромская областная аптечная база" Город Галич 1 1 48,64 52,96
10 МУП «Аптека №41» Город Мантурово 4 4 68,44 40,07
11 ИП Б. Город Мантурово 0 2 0 36,82
12 ГУП "Костромская областная аптечная база") Город Нерехта и Нерехтский 2 2 39,88 43,29
13 МП "Аптека №22" Город Нея и Нейский 1 1 82,45 79,49
14 ГУП "Костромская областная аптечная база" Кадыйский 3 3 100 86,05
15 МП "Аптека №42" Кологривский 1 1 49,7 44,37
16 ООО "Синтез" Кологривский 1 1 50,3 55,63
17 ГП «Сельский аптекарь» Костромской 11 11 100 96,58
18 ИП З. Красносельский 3 3 89,25 89,82
19 ООО «Бэст» Макарьевский 4 4 100 84,18
20 МУП «Аптека №41» Мантуровский 1 1 100 100
21 ООО "Аптека Чижова Межевского района" Межевской 1 1 100 100
22 МУП "Аптека № 48" Октябрьский 1 1 90,29 91,54
23 МП Аптека 18 Островский 1 1 51,77 50,94
24 ООО "Мир здоровья" Островский 1 1 39,99 41,06
25 ИП П. Павинский 1 1 100 100
26 МУП "Аптека № 24" Парфеньевский 1 1 100 100
27 МУП «Районная аптека» Поназыревский 1 1 72,84 71,63
28 ИП П. Пыщугский 1 1 71,74 70,87
29 ИП А. Солигаличский 1 1 39,14 36,58
30 ИП Г.. Солигаличский 0 1 0 39,81
31 ГУП "Костромская областная аптечная база" Судиславский 1 1 54,2 55,23
32 МУП Аптека № 13 Судиславский 1 1 45,8 41,26
33 ООО "Фарма" Сусанинский 1 1 41,78 54,42
34 МУП "Аптека №14" п.Сусанино Костромской области Сусанинский 1 1 58,22 45,58
35 ООО «Коммерсант» Чухломский 2 2 42,18 43,41
36 МУП "Чухломская районная аптека №30" Чухломский 1 1 57,82 56,59
37 ГУП "Костромская областная аптечная база" Шарьинский 1 1 77,46 78,28

7. Уровень концентрации товарного рынка
Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.
Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов по каждому муниципальному району и городскому округу. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.


Таблица 6. Уровень концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

№ п/п Наименование городского округа или муниципального района Коэффициент рыночной концентрации CR3, % Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана(HHI) Вывод об уровне концентрации товарного рынка
  2008 2009 2008 2009 2008 2009
1 Галичский 0 0 0 0 - -
2 Антроповский 100 100 5069,26 5857,03 Высокий Высокий
3 Буйский 100 100 7999,77 5111 Высокий Высокий
4 Вохомский 100 100 4501,62 4138,08 Высокий Высокий
5 Город Буй 100 95 5819,08 5061,39 Высокий Высокий
6 Город Волгореченск 100 100 4885,2 4996,28 Высокий Высокий
7 Город Галич 92 92 3413,23 3744,89 Высокий Высокий
8 Город Кострома 57 54 1375,59 1300,04 Умеренный Умеренный
9 Город Мантурово 100 100 5431,64 3495,43 Высокий Высокий
10 Город Нерехта и Нерехтский 86 82 2748,37 2811,13 Высокий Высокий
11 Город Нея и Нейский 100 100 7106,46 6739,05 Высокий Высокий
12 Город Шарья 78 70 2398,65 1993,29 Высокий Умеренный
13 Кадыйский 100 100 10000 7598,62 Высокий Высокий
14 Кологривский 100 100 5000,18 5063,32 Высокий Высокий
15 Костромской 100 100 10000 9339,81 Высокий Высокий
16 Красносельский 100 100 8081,71 8171,42 Высокий Высокий
17 Макарьевский 100 100 10000 7336,22 Высокий Высокий
18 Мантуровский 100 100 10000 10000 Высокий Высокий
19 Межевской 100 100 10000 10000 Высокий Высокий
20 Октябрьский 100 100 8246,25 8451,31 Высокий Высокий
21 Островский 100 100 4347,28 4344,62 Высокий Высокий
22 Павинский 100 100 10000 10000 Высокий Высокий
23 Парфеньевский 100 100 10000 10000 Высокий Высокий
24 Поназыревский 100 100 5722,66 5627,51 Высокий Высокий
25 Пыщугский 100 100 5945,54 5871,03 Высокий Высокий
26 Солигаличский 100 100 3383,88 3480,43 Высокий Высокий
27 Судиславский 100 100 5035,27 4765,13 Высокий Высокий
28 Сусанинский 100 100 5135,17 5038,99 Высокий Высокий
29 Чухломский 100 100 5122,22 5086,85 Высокий Высокий
30 Шарьинский 94 94 6188,36 6297,06 Высокий Высокий


8. Уровень обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами
Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных учреждений – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. В городских округах и муниципальных районах, где действует недостаточное количество аптек, рынок чаще всего является высококонцентрированным.

Таблица 7. Уровень обеспеченности населения услугами аптечных учреждений


№ п/п Наименование городского округа или муниципального района Вывод об уровне концентрации товарного рынка Численность населения, тыс.чел. Количество аптечных учреждений Соотношение численности населения и количества аптечных учреждений, тыс.чел. Вывод об уровне обеспеченности населения услугами аптечных учреждений
  2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009
1 Галичский - - 9780 9325 0 0 0 0
2 Антроповский Высокий Высокий 8503 8256 3 3 2834,33 2752 Высокая плотность Высокая плотность
3 Буйский Высокий Высокий 12181 11917 2 2 6090,5 5958,5 Недостаток аптечных учреждений Недостаток аптечных учреждений
4 Вохомский Высокий Высокий 12074 11711 3 3 4024,67 3903,67 Нормальная плотность Высокая плотность
5 Город Буй Высокий Высокий 25727 25330 7 8 3675,29 3166,25 Высокая плотность Высокая плотность
6 Город Волгореченск Высокий Высокий 17671 17565 5 5 3534,2 3513 Высокая плотность Высокая плотность
7 Город Галич Высокий Высокий 17739 17438 4 4 4434,75 4359,5 Нормальная плотность Нормальная плотность
8 Город Кострома Умеренный Умеренный 271687 269711 90 97 3018,74 2780,53 Высокая плотность Высокая плотность
9 Город Мантурово Высокий Высокий 18250 17816 9 10 2027,78 1781,6 Высокая плотность Высокая плотность
10 Город Нерехта и Нерехтский Высокий Высокий 37700 37343 10 10 3770 3734,3 Высокая плотность Высокая плотность
11 Город Нея и Нейский Высокий Высокий 16100 15770 2 2 8050 7885 Недостаток аптечных учреждений Недостаток аптечных учреждений
12 Город Шарья Высокий Умеренный 38613 38628 10 15 3861,3 2575,2 Высокая плотность Высокая плотность
13 Кадыйский Высокий Высокий 8593 8177 3 4 2864,33 2044,25 Высокая плотность Высокая плотность
14 Кологривский Высокий Высокий 7559 7387 2 2 3779,5 3693,5 Высокая плотность Высокая плотность
15 Костромской Высокий Высокий 44330 44243 11 12 4030 3686,92 Нормальная плотность Высокая плотность
16 Красносельский Высокий Высокий 18495 18566 4 4 4623,75 4641,5 Нормальная плотность Нормальная плотность
17 Макарьевский Высокий Высокий 17431 16945 4 5 4357,75 3389 Нормальная плотность Высокая плотность
18 Мантуровский Высокий Высокий 5862 5600 1 1 5862 5600 Недостаток аптечных учреждений Недостаток аптечных учреждений
19 Межевской Высокий Высокий 5214 5099 1 1 5214 5099 Недостаток аптечных учреждений Недостаток аптечных учреждений
20 Октябрьский Высокий Высокий 5515 5369 2 2 2757,5 2684,5 Высокая плотность Высокая плотность
21 Островский Высокий Высокий 12657 12177 3 3 4219 4059 Нормальная плотность Нормальная плотность
22 Павинский Высокий Высокий 5711 5578 1 1 5711 5578 Недостаток аптечных учреждений Недостаток аптечных учреждений
23 Парфеньевский Высокий Высокий 7228 7061 1 1 7228 7061 Недостаток аптечных учреждений Недостаток аптечных учреждений
24 Поназыревский Высокий Высокий 9117 8717 3 3 3039 2905,67 Высокая плотность Высокая плотность
25 Пыщугский Высокий Высокий 5651 5649 2 2 2825,5 2824,5 Высокая плотность Высокая плотность
26 Солигаличский Высокий Высокий 10939 10674 3 3 3646,33 3558 Высокая плотность Высокая плотность
27 Судиславский Высокий Высокий 14028 14094 2 3 7014 4698 Недостаток аптечных учреждений Нормальная плотность
28 Сусанинский Высокий Высокий 8583 8512 2 2 4291,5 4256 Нормальная плотность Нормальная плотность
29 Чухломский Высокий Высокий 12712 12508 3 3 4237,33 4169,33 Нормальная плотность Нормальная плотность
30 Шарьинский Высокий Высокий 11368 11165 4 4 2842 2791,25 Высокая плотность Высокая плотность


По уровню обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Костромская область преимущественно относится к региону с нормальной и высокой плотностью аптечных организаций. Однако в таких муниципальных образованиях как г. Нея и Нейский район, Буйский, Мантуровский, Межевской, Павинский и Парфеньевский муниципальные районы имеется недостаток аптечных учреждений.


                                                                                                                                                                                                                                                            

9. Барьеры входа на товарный рынок


Источник получения данных о барьерах входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами - информация, представленная хозяйствующими субъектами, работающими на исследуемом рынке.
На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2008-2009 гг. в Костромской области выявлены следующие барьеры входа:
Таблица 8. Барьеры входа на товарный рынок

Основные группы барьеров Перечень барьеров Описание сути барьеров
Экономические ограничения Низкая платежеспособность населения Низкая платежеспособность населения, особенно в сельской местности
Высокий уровень конкуренции
Величина устанавливаемых торговых надбавок
Снижение доходности Недостаток собственных оборот-ных средств, отсутствие доступных кредитных ресурсов на фоне обострения конкуренции постепен-но приводит к снижению товаро-оборота аптечных учреждений (особенно муниципальных),  снижению их рентабельности и в конечном итоге – уходу их с рынка
Тарифы ЖКХ Рост тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию
Высокая арендная плата Проблемы с помещениями для торговли, в том числе высокие затраты на приобретение помещений в собственность, высокая арендная плата
Отдаленность  Отдаленность населенных пунктов от районных центров и областного центра
Административные ограничения Получение лицензии Трудности при получении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (усложненный процесс, длительные сроки рассмотрения заявок)
Установление торговых надбавок
Проверки котролирующих органов Увеличение количества проверок (плановых и внеплановых) контролирующих и надзорных органов
Большой объем отчетности в раз-личные инстанции Регулярное представление объемной информации в различные надзорные органы, что требует больших трудозатрат
Другие ограничения входа на товарный рынок Недостаток квалифицированных кадров Недостаток квалифицированных кадров, отсутствие молодых специалистов, низкая квалифи-кация специалистов в отдельных муниципальных образованиях, особенно в сельской местности


10. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Таким образом, проведенный анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами показал, что в 2-х муниципальных образованиях (город Кострома, город Шарья) рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, в 27 муниципальных образованиях (Антроповский, Буйский, Вохомский, город Буй, город Волгореченск, город Галич, город Мантурово, город Нерехта и Нерехтский, город Нея и Нейский, Кадыйский, Кологривский, Костромской, Красносельский, Макарьевский, Мантуровский, Межевской, Октябрьский, Островский, Павинский, Парфеньевский, Поназыревский, Пыщугский, Солигаличский, Судиславский, Сусанинский, Чухломский, Шарьинский) рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.


Таблица 9. Оценка состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах городских округов и муниципальных районов Костромской области
Состояние конкурентной среды Наименование муниципального района или городского округа Рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке
Рынок с неразвитой конкуренцией Антроповский 1. На федеральном уровне:
упрощение системы лицензирования и уменьшение длительности оформления разрешительных документов.
2. На региональном уровне и уровне органов местного самоуправления:
рассмотреть вопросы государственной и муниципальной поддержки аптечным организациям, осуществляющим социальные функции, для выполнения которых требуются дополнительные финансовые затраты (обеспечение льготных категорий граждан, реализация наркотических средств и психотропных веществ, изготовление лекарственных средств), в частности
- по предоставлению помещений для открытия аптечных предприятий в местах, удобных для населения;
- по оплате аренды помещений.

Буйский
Вохомский
Город Буй
Город Волгореченск
Город Галич
Город Мантурово
Город Нерехта и Нерехтский
Город Нея и Нейский
Кадыйский
Кологривский
Костромской
Красносельский
Макарьевский
Мантуровский
Межевской
Октябрьский
Островский
Павинский
Парфеньевский
Поназыревский
Пыщугский
Солигаличский
Судиславский
Сусанинский
Чухломский
Шарьинский
Рынок с недостаточно развитой конкуренцией Город Кострома
Город Шарья


11. Выводы и предложения
Всего в 2009 г. на рынках услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Костромской области осуществляли свою деятельность 70 хозяйствующих субъектов, имеющих 215 аптечных учреждений. По сравнению с 2008 г. общее количество аптечных учреждений увеличилось на 18. Прирост количества аптечных учреждений произошел за счет частных аптек. Количество государственных и муниципальных аптек в сравнении с 2008 г. осталось неизменным, а доля их уменьшилась на 3.5% и составила 36.1% от числа всех аптечных учреждений области. В большинстве муниципальных образований области в течение ряда лет имеет место тенденция замещения государственных и муниципальных аптечных учреждений частными. Эта тенденция может повлечь за собой ухудшение обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан, так как сокращение числа государственных и муниципальных аптек означает сокращение количества учреждений, выполняющих социальные функции. Вместе с тем, в некоторых муниципальных образованиях социальные функции взяли на себя частные аптеки (например, в Красносельском муниципальном районе – ИП Зафирова В.К.).
Среди хозяйствующих субъектов, работающих на рынках услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Костромской области, аптечные сети имеют 26. Наиболее крупными по объему товарооборота являются ИП Зафирова В.К. и ГУП Костромская областная аптечная база. Аптечная сеть ИП Зафирова В.К. занимает доминирующее положение на рынке Красносельского муниципального района, аптечная сеть ГУП Костромская областная аптечная база имеет долю более 50% на рынках г. Галича, Судиславского, Кадыйского и Шарьинского муниципальных районов.
Проведенный анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами показал, что в 2-х муниципальных образованиях (город Кострома, город Шарья) рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, в 27 муниципальных образованиях (Антроповский, Буйский, Вохомский, город Буй, город Волгореченск, город Галич, город Мантурово, город Нерехта и Нерехтский, город Нея и Нейский, Кадыйский, Кологривский, Костромской, Красносельский, Макарьевский, Мантуровский, Межевской, Октябрьский, Островский, Павинский, Парфеньевский, Поназыревский, Пыщугский, Солигаличский, Судиславский, Сусанинский, Чухломский, Шарьинский) рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.
Наиболее крупный локальный рынок - рынок г. Костромы можно отнести к умеренно концентрированным рынкам с недостаточно развитой конкурентной средой. Основную долю в розничной продаже лекарственных средств на данном рынке в 2009 г. занимают следующие хозяйствующие субъекты: ИП Зафирова В.К., ООО "Шаги" МУП "Аптека № 64". На рынке г. Костромы в настоящее время нет хозяйствующих субъектов, имеющих долю более 35 процентов.
К умеренно концентрированным рынкам с недостаточно развитой конкурентной средой можно отнести также рынок г. Шарьи.
Остальные 27 рынков розничной реализации лекарственных средств в муниципальных образованиях области являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией. В большинстве муниципальных образований на рынке имеются хозяйствующие субъекты с признаками доминирования. В частности, это объясняется небольшим количеством хозяйствующих субъектов, действующих на большинстве данных рынков. Так, в четырех муниципальных образованиях области обеспечением населения лекарственными средствами занимается всего по одному хозяйствующему субъекту, в двенадцати муниципальных образованиях – по два хозяйствующих субъекта, а в Галичском муниципальном районе нет ни одного аптечного учреждения. Это объясняется недостаточной привлекательностью рынка в связи с низким уровнем платежеспособного спроса населения, а также отсутствием квалифицированных специалистов-фармацевтов, особенно в сельской местности.
Анализ качественных показателей структуры рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами показал, что основными барьерами входа на рынок можно считать:
1. Экономические барьеры. К экономическим ограничениям наиболее часто отмечаемым аптечными учреждениями, можно отнести недостаточную привлекательность рынка в большинстве муниципальных образований области в связи с низким уровнем платежеспособного спроса населения, особенно в сельской местности, высокий уровень конкуренции, рост тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию, высокая арендная плата. Для государственных и муниципальных аптечных учреждений основными барьерами являются проблемы недостатка собственных оборотных средств и высоких издержек на выполнение социальных функций.
2. Административные барьеры представляют собой ограничения, вводимые органами власти и управления. К административным барьерам можно отнести трудности, связанные с получением лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, а также увеличение количества проверок (плановых и внеплановых) контролирующих и надзорных органов.
3. Другие ограничения входа на товарный рынок.
Недостаток квалифицированных кадров, отсутствие молодых специалистов, низкая квалификация специалистов в отдельных муниципальных образованиях, особенно в сельской местности.

По результатам проведенного исследования рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами и в целях контроля и предупреждения нарушений антимонопольного законодательства предлагается внести следующие изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов:
1. Включить в Реестр семь вновь выявленных хозяйствующих субъектов, занимающих на рынках услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения муниципальных районов и городских округов долю более 35 процентов;
2. Исключить из Реестра два хозяйствующих субъекта в связи со снижением их доли на соответствующих рынках муниципальных районов ниже 35 процентов;
3. Внести изменения по восьми ранее включенным в Реестр хозяйствующим субъектам .