Нарушен Федеральный закон при рекламе банковских услуг

Нарушен Федеральный закон при  рекламе банковских услуг 

 

 4 июля 2014 года Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил решение Арбитражного суда Костромской области от 24.01.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 по делу № А31-10797/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «АПР-Сити/ТВД» - без удовлетворения.

Напомним, Костромское УФАС России с 06.05 по 04.06.2013 провело внеплановую документарную проверку на предмет соблюдения ООО «АПР-Сити/ТВД» Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Установлено, что на принадлежащей ООО «АПР-Сити/ТВД» рекламной конструкции, установленной по адресу: город Кострома, улица И.Сусанина, дом 76/ улица Свердлова, размещена реклама Россельхозбанка о предоставлении кредита на один миллион рублей по ставке 12,5 процента годовых.

Информация, которая содержит наиболее привлекательные для потребителя условия, а именно: «Россельхозбанк*Кредит на миллион 1000000 от 12%*156000, г.Кострома, пр.Мира, д.6, (4942) 31-12-54*8 800 200 0290*www.rshb.ru», указана крупным шрифтом, видным с дальнего расстояния.

В то же время часть информации, которая необходима для того, чтобы клиент мог принять соответствующее решение, указана в нижней части рекламной площади, мелким, нечитаемым шрифтом, а именно: «С 10.01.2013 по 10.04.2013 потребительский кредит на срок до 6 месяцев включительно на сумму до 1 000 000 рублей предоставляется гражданам РФ в возрасте от 18 лет при условии, что срок возврата кредита наступает до достижения ими возраста 65 лет, и при страховании жизни и здоровья. При отсутствии страховании жизни и здоровья ставка составит 14,5 % годовых. Валюта кредита – рубли. Обеспечение по кредиту: поручительство физических либо юридических лиц или залог имущества. Комиссии за выдачу и возврат кредита отсутствуют».

Перпендикулярно тексту, набранному мелким, нечитаемым текстом с левой стороны (боковое поле) указано наименование юридического лица, оказывающего финансовую услугу, - ОАО «Россельхозбанк».  Перпендикулярно мелкому, нечитаемому тексту с  правой стороны (боковое поле) указаны сведения о лицензии – «генеральная лицензия Банка России № 3349».

Решением Костромского УФАС России от 30.08.2013 реклама «КРЕДИТ на 1000000 от 12,5 %», предоставляемого ОАО «Россельхозбанк», распространяемая с помощью наружной рекламной конструкции, принадлежащей ООО «АПР-Сити/ТВД», признана ненадлежащей ввиду отсутствия наименования лица, оказывающего услугу по кредиту (часть 1 статьи 28 Федерального закона № 38-ФЗ).

Это решение принято на основании того, что в спорной рекламе информация о лице, оказывающем банковские услуги, размещена способом, не позволяющим потребителям её воспринимать. Следовательно, такая информация считается отсутствующей.

На основании данного решения ООО «АПР-Сити/ТВД» выдано обязательное для исполнения предписание от 30.08.2013 о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Не согласившись с указанными решением и предписанием ООО «АПР-Сити/ТВД» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд пришли к выводу о несоответствии спорной рекламы действующему законодательству и отказали в удовлетворении заявленных требований.

Суды подтвердили, что реклама размещена на рекламной конструкции (высота центральной стойки – 4,5 метра), которая установлена вдоль проезжей части дороги; направлена на импульсивное восприятие информации потребителями.

Информация на рекламной конструкции расположена не на уровне глаз человека, а на определенной высоте (около 3 метров). Место расположения рекламной конструкции исключает наличие у пешеходов возможности максимально приблизиться к ней, водители транспортных средств и их пассажиры ограничены во времени, чтобы прочитать рекламную информацию в полном объеме, и объективно им доступна лишь информация, выполненная крупным шрифтом, а информация, которая набрана мелким шрифтом, остается скрытой для них.

При этом наименование кредитной организации, оказывающей банковские услуги (с указанием организационно-правовой формы) выполнено мелким шрифтом, размещено перпендикулярно тексту, оформленному мелким нечитаемым шрифтом, с левой стороны (боковое поле) и потребителями не воспринимается.

Оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что при формальном присутствии в рекламе необходимой информации, такие обстоятельства, как месторасположение рекламной конструкции, высота размещения текста, размер шрифта, ограниченное время считывания информации, не позволяют потребителям воспринимать сведения о лице, оказывающем банковские услуги, и соответственно, такая информация не может рассматриваться как её фактическое наличие.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что в нарушение статьи 28 Федерального закона № 38-ФЗ в рекламе о предоставлении кредита не содержится информация о лице, оказывающем рекламируемые банковские услуги. Следовательно, Костромское УФАС России правомерно признало такую рекламу ненадлежащей.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для её удовлетворения.

 

            Справка:

 

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического  лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

          

Пресс-служба Костромского УФАС России