В чем измерять? В штуках или оптом? Суд внес ясность

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

20 ноября 2017 года завершилось рассмотрение Арбитражным судом Костромской области делу об оспаривании решения Костромского УФАС России, послужившего аннулированию закупки товаров медицинского назначения для нужд медицинского государственного учреждения Костромской области.

Напомним, 06.05.2017 на официальном сайте в сети Интернет в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документацию об аукционе в электронной на право заключения контракта на поставку расходных материалов для клинико-биологической лаборатории ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы».

В пункте 11 раздела 2 аукционной документации среди прочего указан объект закупки:

наименование товара - Пробирки пластиковые с завинчивающейся крышкой;

ОКПД 2 – 32.50.13.190

характеристика товара - Пробирка пластиковая, коническая 10 мл с завинчивающейся пробкой. Упаковка не менее 50 шт., количество – 3250, единицы – упаковка.

13.06.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области поступила жалоба от ООО НПФ «Костромская Медтехника» на действия аукционной комиссии ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы».

В жалобе заявитель указывает, что формирование количественных характеристик товара «Пробирки пластиковые с завинчивающейся крышкой» в виде, предложенном Заказчиком нарушает требования части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В адрес Заказчика им был сделан запрос: «Заказчик позволяет участнику предлагать к поставке товар с бо`льшим количеством штук в упаковке, но не наделяет правом изменять количество упаковок. Во избежание двусмысленного толкования количественных характеристик требуемого к поставке товара и необоснованных отклонений заявок аукционной комиссией просим внести изменения и указать количественные характеристик требуемого товара в штуках с сохранением указания Упаковка не менее ______ штук.».

Если учитывать разъяснения Заказчика, к поставке по данной позиции запрошено 3250 упаковок по 50 шт. в каждой, таким образом, общее количество пробирок составляет 162 500 штук.

Если потенциальный участник предлагает к поставке пробирке в упаковке по 100 штук при этом не имеет право менять количество упаковок, общее количество пробирок будет составлять 325 000 штук.

В результате рассмотрения жалобы комиссия Костромского УФАС России решением от 20.06.2017 № 12-10-74/2017 признала жалобу ООО НПФ «Костромская Медтехника» частично обоснованной, признав факт нарушения Заказчиком статьи 7, статьи 8, части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, а также части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Антимонопольный орган в своем решении в отношении спорного объекта закупки пришел к следующему выводу: так как объектом закупки по позиции 11 Описания объекта закупки является "Пробирки пластиковые с завинчивающейся крышкой", а не упаковка, количество пробирок в упаковке не определено в конечном виде, из приведенных характеристик не возможно определить точное количество необходимого к поставке товара, то есть по данной позиции отсутствует установленный объем поставляемого товара, что в свою очередь является нарушением части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Заказчику выдано обязательное для выполнения предписание об исправлении выявленных нарушений путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2017 № 12-10-74/2017, которое было исполнено, а результаты электронного аукциона аннулированы.

Общество с ограниченной ответственностью «КМ-Комплект» приняло участие в указанной закупке. Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.06.2017 общество признано победителем в закупке.

Не согласившись с решением Костромского УФАС России и вынесенным на его основании предписанием общество с ограниченной ответственностью «КМ-Комплект» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным.

Суд пришел к следующим выводам.

Использование заказчиком в аукционной документации двусмысленных формулировок не должно приводить к необходимости уяснения участниками требований к оформлению первой части заявки в таком виде, в каком они будут противоречить нормам Закона № 44-ФЗ.

Принимая решение об участии в аукционе, участник должен располагать конкретными сведениями о свойствах и характеристиках используемых им материалов (товаров) и указывать именно их.

Природа проведения аукциона заключается не только в обеспечении участия в нем всем желающим и недопущения ограничения конкуренции, но и в обеспечении возможности заказчику выбрать для него наиболее привлекательный результат выполнения работ, оказания услуг либо поставки товара, соответствующий его требованиям, то есть в обеспечении возможности выбора, основываясь на конкретных и точных данных, представленных участниками аукциона.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным условием договора признается его предмет. При этом предмет должен содержать признаки (конкретные характеристики), индивидуализирующие товар. Отсутствие в заявке участника конкретных характеристик товара приводит к невозможности определения, какой конкретно товар предлагается к поставке участником размещения заказа, что в свою очередь влечет неопределенность предмета договора в данной части.

ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» установила в пункте 11 раздела 2 аукционной документации среди прочего указан объект закупки:

наименование товара - Пробирки пластиковые с завинчивающейся крышкой; характеристика товара - пробирка пластиковая, коническая 10 мл с завинчивающейся пробкой. Упаковка не менее 50 шт.  количество - 3250 единицы – уп.

Вместе с тем, ввиду выпуска производителями товара в различных упаковках, а также отличающихся по количеству самого средства в упаковке, приоритетом для определения потребности заказчика является общее количество товара, которое требуется заказчику для удовлетворения нужд учреждения здравоохранения.

Однако сведений об общем (максимальном) количестве товара в документации об аукционе по позиции 11 раздела 2 не указано, что свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение соответствует нормам действующего законодательства, равно как и выданное на его основании предписание.

Пресс-служба

Костромского УФАС России