Чтобы не выходили на рынок недобросовестные поставщики

Как известно, все органы власти, а с января этого года еще МУПы и ГУПы, должны выполнять закупки по 44-му Федеральному закону «О закупках». Сегодня это около 40-45 процентов рынка, в котором активно участвует бизнес. Через закупочные процедуры в нашей области проходит примерно 12 миллиардов рублей в год. И для костромских антимонопольщиков, подчеркивает заместитель руководителя УФАС России по Костромской области Олег Ревельцев, эта сфера — предмет пристального наблюдения.

 

- Олег Владимирович, очень приличные суммы вращаются в этой сфере, и бизнесу они интересны. 
- Конечно. Но дилемма при этом есть: как обеспечить баланс между интересами заказчика, которому надо купить недорого, качественно и в срок, и бизнеса, который должен конкурировать (а только конкуренция дает реальное снижение цен). Поставщики и  производители понимают: в некоторых случаях это единственный рынок, на который они могут зайти. Например, при поставках очень специфичной медицинской техники. 
- Тем не менее контракты бизнес порой нарушает.
- Когда бизнес уклоняется от заключения контракта по необоснованным причинам или не исполняет его, кроме штрафов, пени, обращения банковских гарантий в пользу заказчика, есть еще реестр недобросовестных поставщиков. Включенное в него лицо два года не может принимать участие в закупках. Кроме того, на реестр начинают обращать внимание другие участники рынка. Скажем, крупный бизнес может сделать вывод, что такой контрагент не соответствует его представлениям о партнерстве. 
- Что-нибудь из ярких примеров включения в реестр вспомните.
- Буквально в конце января арбитражный суд Костромской области отказал одному из ООО в признании недействительным решения нашего управления о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков. Суть в том, что год назад госпиталь для ветеранов заключил с этим ООО контракт. За десять дней общество должно было поставить посуду для пищеблока.
- Что пошло не так?
- Товар общество поставило с нарушением сроков. И при приемке выяснилось: есть некомплектность, недостача товара, несоответствие страны происхождения. Приемку посуды госпиталь приостановил. А потом, пройдя все предусмотренные законом процедуры, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия антимонопольного управления установила факт невыполнения поставщиком условий контракта, и сведения в отношении ООО и его учредителей включили в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик обжаловал это решение, но арбитражный суд, как я уже сказал, оставил его в силе. Мы, конечно, довольны такой судебной практикой.
- Не всегда все заканчивается так успешно?
- Да, 44-й закон устанавливает очень четкий порядок расторжения контрактов. И порой бывает обидно не включать в реестр недобросовестного поставщика из-за незначительного нарушения процедурных моментов. Показателен пример одной из костромских больниц, которая получила от поставщика сухофрукты с плесенью. Больница отправила их на экспертизу, которая подтвердила: сухофрукты не соответствуют требованиям ГОСТа по органолептическим показателям. На основании протоколов лабораторных испытаний заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке и уведомил нас об этом. Но мы, к сожалению, не смогли включить поставщика в реестр.
- В чем причина?
- Больница при отборе проб нарушила порядок, прописанный в контракте. Заказчик не вызвал представителя поставщика для участия в проверке качества продукции, акты о выявленных дефектах принимаемой продукции и об отборе проб не составил... Вроде бы это не так существенно, по сравнению с некачественным товаром, но заказчик должен учитывать: надо очень четко соблюдать процедуру расторжения контракта, прописанного в нем. Эта малость привела к тому, что поставщику не запретили участвовать в торгах, и он может поставить сухофрукты с плесенью кому-то еще.
- А поставщики что должны учитывать?
- Они должны четко знать: могут поставить строго только то, что написано в контракте. Если там записано «производства Китая», значит, Китая, а не Индии. Сначала измените условия в контракте при согласии заказчика, потом поставляйте. Заказчики у нас находятся в более жестких условиях, чем поставщики. И жаль, если среди них оказывается малый и средний бизнес, который в стране сейчас активно поддерживают.
- Чтобы понимать масштаб, скажите, сколько у нас заключается контрактов и сколько поставщиков попадает в реестр недобросовестных?
- С 2012 года, количество лиц, которые находятся в реестре недобросовестных поставщиков, не превышает в нашей области 45. В прошлом году у нас заключили 11 тысяч контрактов. При этом в реестр недобросовестных попал 31 поставщик. Замечу, что в 2015-2016 годах резко снизилось количество контрактов, расторгнутых по решению суда. Дело в том, что в конце 2014-го появилось новое условие в законе: право одностороннего отказа заказчика с соблюдением определенной процедуры. И в этот момент количество односторонних расторжений увеличилось - заказчики стали выбирать более простой способ. 
- Всего 0,3 процента от общего количества контрактов оказались недобросовестными. Это же очень мало.
- Это значит, что либо у нас очень высокое качество исполнения контрактов, либо заказчики выбирают расторжение по соглашению сторон (чтобы не заниматься механизмом, который занимает два-три месяца - вспомним пример госпиталя). Мы еще проанализируем этот вопрос.
- 44-й закон реализуется уже около десяти лет. А вопросы до сих пор возникают.
- По сути институт реестра недобросовестных поставщиков еще молодой - будут еще копья ломаться, будет он трансформироваться. Но, думаю, тут не только закон должен работать. Недобросовестное поведение должны порицать представители самого бизнеса, чтобы такие поставщики не выходили на рынок.