Обзор состояния конкурентной среды на оптовых и розничных рынках автобобильного бензина и дизельного топлива на территории Костромской области за 2009 год

Обзор состояния конкурентной среды на оптовых и розничных  рынках автомобильного бензина  и дизельного топлива на территории Костромской области за 2009 год

 

1. Общие положения
Анализ оптового и розничного рынков нефтепродуктов на территории Костромской области проводился во исполнение Плана работы ФАС России по обзору и анализу товарных и финансовых рынков на период 2009-2010 г., утвержденного приказом ФАС России от  06.02.2008 г.  №28  "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы" и в соответствии  с  «Порядком проведения анализа  состояния конкурентной среды на товарных рынках», утвержденного Приказом ФАС России от  28.04.2010 № 220, а также с применением Методических указаний по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на оптовом и розничном рынке автомобильного бензина и дизельного топлива.
Целью проведения обзора  на оптовом  и розничном рынке нефтепродуктов является:
 определение  взаимозависимости между оптовыми и розничными рынками нефтепродуктов;
 установление субъектов, занимающих доминирующее положение на  исследуемых товарных рынках;
- оценка состояния конкурентной среды на оптовом и розничном  рынке нефтепродуктов в Костромской области.

2. Временной интервал исследования.
Временной интервал исследования рынков нефтепродуктов определен заданием ФАС России – 2009 год.

 

3. Товарные  границы рынка.
Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для ДВС.
Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного двигателя. Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.
Бензины предназначены для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТы по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: "Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...").
Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: "Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей..."). ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.
Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, в целях исследования определены две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив:
- дизельное топливо;
- автомобильные бензины.
Дизельное топливо
В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.
Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510). Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.
Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.
Автомобильные бензины
В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями.
Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ     Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и др.
Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.
Важнейшим физико-химическим показателем автомобильного бензина является детонационная стойкость. Высокая детонационная стойкость топлив обеспечивает их нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя.
Использование бензина с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля (например, увеличенная детонация может вызвать перегрев, повышенный износ или даже местные разрушения двигателя).
Единственным существенным показателем, классифицирующим  автобензины с точки зрения конечного потребителя, является октановое число топлива, который является показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов и показывает содержание изооктана (в % объема) в смеси с н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Октановое число определяется двумя методами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82).
При реализации автобензинов в розницу, по экспертным оценкам, выделяются четыре марочные группы автобензинов : "нормальный" (ОЧ=80), "регулярный"   (ОЧ=91/92/93), "премиальный (ОЧ=95),"супер" (ОЧ=98). А рынок дизельного топлива покупатели рассматривают рынок как  единый, не разбивая его на классы дизельного топлива.
Автомобильные бензины по существенным различиям в значении ОЧ разделяются на две подгруппы:
- низкооктановые (ОЧ не менее 76 по ММ, не менее 80 по ИМ): А-76, АИ-80, Нормаль-80;
- высокооктановые бензины (ОЧ 82,5 - 88 по ММ, 91 - 98 по ИМ): Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.
Таким образом, товарные границы рынка оптовой и розничной реализации нефтепродуктов определены как автомобильные бензины (ОКП 025110) низкооктановые – АИ –76 (АИ-80) и высокооктановые – АИ-92 (АИ-91, АИ-93); АИ-95 (АИ-96); АИ-98 и дизельное топливо (ОКП 025130) – летнее, зимнее.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК-029-2007 вид деятельности «оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин» 51.51.2  не подразделяется на подгруппы по видам топлива. На оптовых рынках  нефтепродуктов возможно объединение товарных групп, поскольку они рассматриваются в качестве взаимозаменяемых товаров.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК-029-2007 код 50.50  соответствует розничной торговле моторным топливом.

4. Географические границы рынка
Географические границы рынка предварительно определены как административные границы (территория) Костромской области, обусловленные экономической возможностью приобретения необходимых партий нефтепродуктов в пределах географических границ региона. Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара.
Оптовый рынок
Географические границы оптового рынка нефтепродуктов определены заданием ФАС  России и включают всю территорию Российской Федерации.
В Костромской области отсутствует первичный оптовый рынок нефтепродуктов, на котором в качестве продавцов выступают нефтеперерабатывающие заводы и их сбытовые структуры и организации. В связи с этим, формирование объемов рынка происходит за счет нефтепродуктов, ввозимых на территорию области из других регионов.
При анализе оптового рынка НФП необходимо учитывать, что оптовая реализация НФП включает следующие этапы:
1) оптовые поставки на территорию Костромской области из других регионов, на нефтебазы, резервуары, склады ГСМ железнодорожным транспортом, бензовозами  для последующей оптовой продажи (включая мелкий опт) и на АЗС для последующей розничной продажи;
2) оптовые поставки в пределах Костромской области, которые осуществляются между хозсубъектами Костромской области (посредническое звено), т.е. отпуск НФП с нефтебаз, складов ГСМ и т.д.
Розничный рынок
Места розничной реализации нефтепродуктов территориально фиксированы. Основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на А3С являются организационно-транспортные  схемы приобретения нефтепродуктов потребителями и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением потребителями нефтепродуктов на АЗС. Географические границы розничного рынка нефтепродуктов Костромской области представляют собой совокупность локальных рынков с размытыми границами в пределах административных границ региона.
Основным параметром при определении географических границ  розничного рынка нефтепродуктов Костромской области  являлась экономическая возможность приобретения нефтепродуктов потребителями на автозаправочных станциях. А также анализ проводился с учётом экономико-географического положения и автотранспортной инфрастуктуры Костромской области, где определялась территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта предприятий и организаций.
Таким образом, на территории Костромской области расположены 26 локальных рынков, из которых 25 локальных рынков расположены на территориях районов области и 1 локальный рынок охватывает территорию городского округа   город Кострома.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов.
Оптовый рынок.   На территории Костромской области реализацией нефтепродуктов на оптовом рынке  занимается Ярославский филиал ОАО «ТНК-Столица». Указанная  компания принадлежит к  вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) ОАО "ТНК-ВР", деятельность которой включает полный цикл добычи, переработки, транспортировки, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов. Для  независимых розничных продавцов нефтепродуктов  Костромской области  ОАО "ТНК-Столица"  до настоящего момента является основным  оптовым поставщиком.
На территории Костромской области отсутствуют нефтяные месторождения, нет  нефтеперерабатывающих заводов, отсутствует инфраструктура поставки нефтепродуктов по трубопроводам. Оптовые поставки нефтепродуктов в регион осуществляются железнодорожным  транспортом с Ярославского нефтеперерабатывающего завода на  нефтебазы, принадлежащие  ОАО "ТНК-Ярославль". ОАО "ТНК-Ярославль" также принадлежит к ВИНК "ТНК-ВР" и имеет  в собственности на территории Костромской области не только ёмкости под хранение (нефтебазы), но  и  разветвленную сеть АЗС. 
Данный  хозяйствующий субъект оптового рынка имеет прочные хозяйственные связи со своим производителем нефтепродуктов, что дает ему заметное преимущество перед потенциальными конкурентами, желающими войти на оптовый рынок.
Наряду с оптовым рынком имеется и мелкооптовая торговля автобензинами и дизельным топливом, но доля данных продаж  не превышает 5%  в общем объёме. Нередко  мелкие и средние партии нефтепродуктов реализуются или перепродаются между хозсубъектами на территории региона, прежде чем поступить в розничную реализацию.
Из-за высокой стоимости закупки и доставки нефтепродуктов завоз мелких партий ГСМ в Костромскую область экономически нецелесообразен, выход на рынок новых хозяйствующих субъектов требует значительных финансовых и материальных затрат, в связи с чем конкуренция на рынке не развита.
Оптовыми покупателями нефтепродуктов на рассматриваемом товарном рынке являются: органы государственной власти, администрации муниципальных и сельских образований области, учреждения, крестьянско-фермерские хозяйства, хозяйствующие субъекты различных форм собственности, в т.ч. индивидуальные предприниматели, использующие нефтепродукты для собственных производственных целей, дальнейшей перепродажи, а также для розничной реализации через АЗС.
Розничный  рынок. На рынке по розничной реализации нефтепродуктов Костромской области осуществляют хозяйственную деятельность  22 хозяйствующих субъекта. По сравнению с прошлым годом число АЗС увеличилось, что говорит о стабилизации экономической ситуации на исследуемом рынке.
Розничная торговля нефтепродуктами в 2009 году осуществлялась на 93 АЗС, расположенных на территории области. Состав розничных продавцов нестабилен, что является следствием политики собственников АЗС. В целях оптимизации налогообложения, снижения количества проверок АЗС передаются собственниками в аренду различным индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, так что в течение года на одной АЗС может не раз поменяться продавец (лицо, осуществляющее реализацию НФП от своего имени). При этом, как показал опрос хозсубъектов, в большинстве случаев собственники АЗС являются основными поставщиками НФП – посредниками для лиц, арендующих у них АЗС.
На 15 локальных товарных рынках розничной реализации нефтепродуктов в 2009 году функционировал единственный продавец - ОАО «ТНК-Столица», что говорит о значительной монополизации данных локальных рынков. На 9 локальных рынках Костромской области реализация нефтепродуктов осуществляется  двумя операторами  рынка: кроме  ОАО «ТНК-Столицы» реализацию нефтепродуктов на различных локальных рынках  реализацию осуществляет кто-нибудь из независимых  розничных операторов  данного рынка.
Спрос на нефтепродукты в  Костромской области зависит от сезона. Период наибольшего потребления автобензина и дизтоплива – третий квартал, период наименьшего потребления автобензина и дизтоплива – первый квартал года.
Самыми крупными локальными рынками розничной реализации нефтепродуктов на территории Костромской области являются локальный рынок городского округа город Кострома и локальный рынок Костромского района. На локальном рынке города Костромы функционируют 14 продавцов.
На локальном рынке Костромского муниципального района реализацией нефтепродуктов занимаются 6 хозяйствующих субъектов, из которых невозможно отдать преимущество кому-либо из операторов исследуемого рынка. Специфика изучаемого рынка состоит в том, что данный рынок является «прозрачным», т.е. информация о ценах конкурирующих организаций легко доступна и это дает возможность каждому из них устанавливать розничные цены на своих АЗС с учетом цен конкурентов.
  В состав розничных покупателей (потребителей) нефтепродуктов входят: предприятия общественного транспорта, транспортные подразделения предприятий региона, учреждений, органов власти и местного самоуправления (ведомственный транспорт), юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, владеющие, как правило, единицей подвижного состава.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка
  Для определения уровня концентрации товарного рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива рассчитан коэффициент рыночной концентрации (Crn) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
- высокий - при 70% <= CR <= 100% ;
- умеренный - при 45% <= CR < 70% ;
- низкий - при CR < 45% .
Розничный рынок нефтепродуктов Костромской области является высококонцентрированным  на всех сегментах реализуемых нефтепродуктов: бензины автомобильные по маркам и дизтопливо.
В соответствии с различными значениями  индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
- высокий - при  2000 <= HHI <= 10000;
- умеренный - при 1000 <= HHI < 2000;
- низкий - при  HHI < 1000.
Значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля Гиршмана также указывает на высокую концентрацию анализируемго рынка, поскольку по всем сегментам это значение находится в пределах  2000 <= HHI <= 10000. По сегменту АИ-98 индекс Герфиндаля-Гиршмана равен 10 000, поскольку ОАО «ТНК-Столица» является единственным поставщиком и продавцом данного вида топлива для автомобилей  в  Костромском регионе.

 

7. Описание барьеров входа на рынок
Барьеры входа на рынок анализируются с точки зрения возможности потенциальных конкурентов стать участниками данного рынка.
На данных товарных рынках нефтепродуктов не выявлено наличия административных барьеров. Вместе с тем, имеются экономические барьеры, связанные с недостаточным развитием экономики области, низким платежеспособным спросом, а также достаточно большими финансовыми первичными затратами. Анализ информации выявил наличие барьеров входа на оптовый товарный рынок - существенных первоначальных капитальных вложений, связанных со строительством и эксплуатацией нефтебаз. Также существуют ограничения, связанные с пожарной и экологической безопасностью, так как деятельность по хранению и реализации нефтепродуктов представляет повышенную пожароопасность и опасность для окружающей среды. Данные барьеры являются труднопреодолимыми.
Основными барьерами вхождения на розничный рынок нефтепродуктов Костромской области являются:
-низкая платежеспособность покупателей в сельской местности;
-влияние сезонности спроса на условия обращения товара и состояние конкурентной среды (так, в теплое время года потребление нефтепродуктов, а значит и спрос на них, существенно возрастает. Максимальный рост цен на нефтепродукты фиксируется в летние месяцы. Это связано с активизацией сельскохозяйственных работ, а также ростом интенсивности автомобильного движения);
- высокие затраты на строительство и эксплуатацию АЗС.

8. Оценка состояния конкуренции на оптовом и розничном рынке нефтепродуктов.
Рынки производства, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в Российской Федерации в целом относятся к вертикально интегрированным. На них доминирующее положение занимают крупные   ВИНКи, которые занимаются производством и реализацией нефтепродуктов по всей технологической цепочке: добыча нефти – переработка (производство бензинов, дизтоплива, мазута, машинных масел) – оптовая торговля – розничная торговля через систему фирменных АЗС. Вертикальная интеграция на данном рынке сопровождается высокой экономической концентрацией, отсутствием внутренней региональной конкуренции на рынке нефтепродуктов, устранением объективных ценовых индикаторов и непрозрачности работы.
Костромской регион располагает недостаточно развитой сетью автодорог, обеспечивающей его связи со всеми экономическими районами страны. Административные районы области  между собой и городом Костромой связаны автомобильными дорогами областного и местного назначения, часть которых не имеют благоустроенных выходов на сопряженные с Костромской областью территории, что затрудняет доступ к инфраструктуре нефтепродуктообеспечения соседних областей.
Рынок нефтепродуктов в Костромской области весьма специфичен. Его отличия от аналогичных рынков других регионов России определяются многими факторами, среди которых наиболее существенными представляются два из них. Первый фактор – отсутствие на территории области собственных нефтеперерабатывающих заводов, вследствие чего местные оптовые поставщики вынуждены закупать бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты у нефтеперерабатывающих предприятий других регионов. Второй фактор – доставка топлива в регион осуществляется в основном железнодорожным транспортом. Альтернативные варианты доставки товара характеризуются высокой стоимостью по сравнению со стоимостью услуг, оказываемых железной дорогой.
Формирование объемов оптового рынка в регионе происходит за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию области из других регионов. Два основных звена, оптовая и розничная реализация нефтепродуктов, напрямую связаны друг с другом.
В целом, на розничном рынке нефтепродуктов  Костромской области, удовлетворение потребностей покупателей в нефтепродуктах достаточно, однако в отдельных районах области имеется дефицит АЗС. Это связано с неравномерным расположением АЗС на территории области.  Большинство АЗС   сосредоточены в  областном центре и муниципальных районах с наиболее развитой инфраструктурой и большой пропускной способностью федеральных трасс.
Хочется отметить, что уровень конкуренции на оптовом и розничном рынке нефтепродуктов Костромской  области недостаточен, поскольку  данные рынки, в той или иной степени, контролируются дочерней структурой  крупнейшей российской нефтяной компании  ОАО "ТНК-Столица". Расчетные коэффициенты концентрации свидетельствуют, что рынки реализации бензина, а также дизельного топлива в границах Костромской  области, являются высококонцентрированными со слаборазвитой конкуренцией.
В этой связи необходимо применение комплексных мер по развитию конкуренции на данных рынках, таких, как:
- развитие практики конкурсных и биржевых механизмов организации поставок нефтепродуктов для государственных нужд в Костромской области, в частности создание региональной биржи нефтепродуктов;
- рассмотрение на законодательном уровне вопроса о запрете на совмещение в рамках одного лица деятельности по оптовой и розничной торговле нефтепродуктами;
- меры, направленные на развитие конкуренции и преодоление регионального раздела рынка нефтепродуктообеспечения, в том числе по привлечению на региональный рынок Костромской области иных нефтяных компаний;
- создание резервного фонда земель, предназначенных для размещения нефтехранилищ и АЗС, с указанием их размещения по территории региона;
-     выделение земельных участков для строительства АЗС на конкурсной основе,
- меры по развитию в Костромской области сети альтернативных автозаправочных станций, предлагающих в качестве моторного топлива сжиженный углеводородный газ (СУГ);
-  меры господдержки сельхозтоваропроизводителей для закупки топлива в периоды максимального спроса (посевная и уборочная компании и т.д.).