Обзор состояния конкурентной среды на рынке нефтепродуктов за 2008 год

Обзор состояния конкурентной среды на оптовых и розничных  рынках автомобильного бензина  и дизельного топлива на территории Костромской области за 2008 г.

 

1. Общие положения
Анализ оптового и розничного рынков нефтепродуктов на территории Костромской области проводился во исполнение Плана работы ФАС России по обзору и анализу товарных и финансовых рынков на период 2009-2010 г., утвержденного приказом ФАС России от  06.02.2008 г.  №28  «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» и в соответствии  с  «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 №108, а также с применением Методических указаний по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на оптовом рынке автомобильного бензина и дизельного топлива.
Целью проведения обзора  на оптовом  рынке нефтепродуктов является:
- определение  взаимозависимости между оптовыми и розничными рынками нефтепродуктов;
- оценка состояния конкурентной среды на оптовом рынке нефтепродуктов в Костромской области.
2. Временной интервал исследования.
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Временной интервал исследования рынка нефтепродуктов определен заданием ФАС России – 2008 год.
3. Продуктовые границы рынка.
Единственным существенным показателем, классифицирующим  автобензины с точки зрения конечного потребителя, является октановое число топлива. При реализации автобензинов в розницу, по экспертным оценкам, выделяются четыре марочные группы автобензинов: «нормальный» (ОЧ=80), «регулярный»   (ОЧ=91/92/93), «премиальный (ОЧ=95), «супер» (ОЧ=98). А рынок дизельного топлива рассматривают как  единый, не разбивая его на классы дизельного топлива.
Обзор  розничного рынка проводится в разрезе вышеупомянутых групп: автомобильные бензины АИ-76/80, АИ-90/92, АИ-95, АИ-98, дизельное топливо.
На оптовых рынках  нефтепродуктов возможно объединение товарных групп, поскольку они рассматриваются в качестве взаимозаменяемых товаров.
4. Географические границы рынка
Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара.
Оптовый рынок. Географические границы оптового рынка нефтепродуктов определены заданием ФАС  России и включает всю территорию Российской Федерации.
Розничный рынок. Места розничной реализации нефтепродуктов территориально фиксированы. Основными ограничениями экономической  возможности приобретения нефтепродуктов на А3С являются организационно-транспортные схемы приобретения нефтепродуктов потребителями и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением потребителями нефтепродуктов на АЗС.
Географические границы розничного рынка нефтепродуктов Костромской области представляют собой совокупность локальных рынков с размытыми границами в пределах административных границ региона. Основным параметром при определении географических границ  розничного рынка нефтепродуктов Костромской области, являлась экономическая возможность приобретения нефтепродуктов потребителями на автозаправочных станциях, а также с учётом экономико-географического положения и автотранспортной инфрастуктуры Костромской области, где определялась территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта предприятий и организаций.
Таким образом, на территории Костромской области расположены 26 локальных рынков, из них – 25 локальных рынков расположены на территориях районов области и 1 локальный рынок охватывает территорию города Костромы.
5. Состав хозяйствующих субъектов.
Оптовый рынок. На территории Костромской области реализацией нефтепродуктов на оптовом и розничном рынке до апреля 2008 года занимался единственный хозяйствующий субъект ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт», которое входит в группу лиц ОАО «Славнефть». С апреля 2008 года, в связи со сменой одного хозяйствующего субъекта другим, реализацией нефтепродуктов на территории Костромской области занимается Ярославский филиал ОАО «ТНК-Столица».
Наряду с оптовым рынком имеется и мелкооптовая торговля автобензинами и дизельным топливом, но доля данных продаж  не превышает 5%  в общем объёме. Мелким оптом занимаются хозяйствующие субъекты, имеющие в собственности 2-3 АЗС.
Розничный рынок. На рынке по розничной реализации нефтепродуктов Костромской области осуществляют хозяйственную деятельность в общей сложности 18 хозяйствующих субъектов. Доминирующее положение в реализации  по различным группам бензина на региональном рынке занимает ОАО  «ТНК-Столица».  Кроме «ТНК-Столица»  крупным продавцом   в розницу  можно выделить  ОАО «Костромская топливная компания».
Соответствующий товарный рынок  Костромской области имеет  88 автозаправочных станций, принадлежащих различным операторам. По сравнению с прошлым годом количество АЗС уменьшилось.На 18 локальных товарных рынках  с 1 апреля 2008 года функционировал единственный продавец ОАО «ТНК-Столица», а до этого момента ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт».
На локальном рынке города Костромы функционируют 11 продавцов, из них наиболее крупными являются ОАО «ТНК-Столица», а с объемной долей реализации более 5% ООО «Костромская топливная компания», ЗАО «Кассис» и ООО «Гранд-Ойл».
На оставшихся  локальных рынках работают по 2 хозяйствующих субъекта, в том числе  ОАО «ТНК-Столица».
6. Оценка состояния конкуренции на оптовом и розничном рынке нефтепродуктов.
Рынок нефтепродуктов в Костромской области весьма специфичен. Его отличия от аналогичных рынков других регионов России определяются многими факторами, среди которых наиболее существенными представляются два из них. Первый фактор – отсутствие на территории области собственных нефтеперерабатывающих заводов, вследствие чего местные оптовые поставщики вынуждены закупать бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты у нефтеперерабатывающих предприятий других регионов. Второй фактор – доставка топлива в регион осуществляется в основном железнодорожным транспортом. Альтернативные варианты доставки товара характеризуются высокой стоимостью по сравнению со стоимостью услуг, оказываемых железной дорогой.
Формирование объемов оптового рынка происходит за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию области из других регионов. Два основных звена, оптовая и розничная реализация нефтепродуктов, напрямую связаны друг с другом.
В целом на розничном рынке нефтепродуктов  Костромской области удовлетворение потребностей покупателей в нефтепродуктах достаточно, однако в отдельных районах области имеется дефицит АЗС. Это связано с неравномерным расположением АЗС на территории области.  Большинство АЗС, главным образом  сосредоточены в областном центре и муниципальных районах с наиболее развитой инфраструктурой и большой пропускной способностью федеральных трасс.
На данных товарных рынках нефтепродуктов не выявлено наличия административных барьеров. Вместе с тем имеются экономические барьеры, связанные с недостаточным уровнем спроса в области, низким платежеспособным спросом, а также достаточно большими финансовыми первичными затратами.
Уровень конкуренции на оптовом и розничном рынке нефтепродуктов Костромской  области недостаточен. Расчетные коэффициенты концентрации свидетельствуют, что рынки реализации бензина, а также дизельного топлива в границах Костромской  области, являются высококонцентрированными со слаборазвитой конкуренцией.
За период 2008 года заявлений о нарушении АМЗ на вышеупомянутых  рынках нефтепродуктов в Костромское УФАС Росси не поступали и дела не возбуждались.