Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке молока Костромской области за 2008-2010 года

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке молока  Костромской области за 2008-2010 года

 

В соответствии с приказом ФАС России от 07. 02. 2011 г. № 66 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы", письмом ФАС России от 07.12.2010 г. № АЦ/43327 «О методических рекомендациях по анализу состояния конкурентной среды на рынке сырого молока» Костромское УФАС России провело анализ и оценку состояния конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Костромской области.
Анализ рынка сырого молока  проводился в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного приказом ФАС России 28.04.2010 г. № 220 и Методическими указаниями по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке сырого молока, разработанными ФАС России (далее – Методические указания).

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке сырого молока.

При анализе рынка сырого молока  были использованы:
• Сведения, полученные от Департамента агропромышленного комплекса Администрации Костромской области;
• Сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, работающих на исследуемом рынке;
• Сведения, полученные от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области.

1. Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

В соответствии с заданием ФАС России анализ товарного рынка проводился  за период 2008-2010 г.г.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 13 Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, и определение взаимозаменяемых товаров.

Сырьем для производства молочной продукции является молоко. Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров. В молоке содержится более 100 ценнейших компонентов: до 20 сбалансированных аминокислот и жирных кислот, сахар-лактоза и др.

В статье 4 Федерального закона от 12.06.2008г. №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» даны понятия молока и сырого молока.

Молоко - продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений  каких-либо веществ из него.

Сырое молоко – это молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части.

Существует различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. В промышленной переработке используется преимущественно коровье молоко.

Техническим регламентом, вступившим в силу с 2009 года, установлены требования, предъявляемые к сырому коровьему молоку. Согласно п.6 ст. 5 данного регламента, массовая доля сухих обезжиренных веществ в коровьем сыром молоке должна составлять не менее чем 8,2 процента. Плотность коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет 3,5 процента, должна быть не менее, чем 1027 кг. на кубический метр при температуре 20 градусов Цельсия или не менее, чем эквивалентное значение для молока, массовая доля жира в котором другая. При этом, к сырому молоку, используемому для производства пищевых продуктов с определенными потребительским свойствами, могут предъявляться дополнительные требования, перечень которых изложен в п.7 ст.4 Технического регламента.

В зависимости от физико-химических показателей молоко натуральное коровье (сырье) бывает высшего, первого, второго сорта и несортовое.
Рассматривая вопрос по взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции, можно отметить, что технологический процесс  изготовления отдельных видов продукции молочных комбинатов допускает оперативную замену сырого молока сухим молоком.

Однако, во-первых, не все виды молочной продукции возможно изготовить из сухого молока (в частности, масло животное из сухого молока приготовить невозможно).

Во-вторых,  в связи с вступлением в действие Федерального закона от 12.06.2008г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», принятого в том числе в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и устанавливающего обязательные требования к молоку и молочной продукции, к процессам производства, хранения, перевозки, реализации  молока и молочной продукции, определяющего формы и правила оценки соответствия данной продукции, правила ее идентификации, возросли требования к выпускаемой предприятиями-переработчиками молочной продукции и, соответственно, к сырью для ее производства, в силу чего молочные продукты с соответствующими требованиями технического регламента  могут быть изготовлены только из сырого молока-сырья, а слово «молоко» может быть написано только на упаковке с цельным молоком.

Кроме того, необходимо учитывать также тот фактор, что молочная и кисломолочная продукция  относятся к социально-значимой группе продуктов питания и большинство населения не готово заменить натуральные продукты иными. Потребительские предпочтения остаются на стороне натурального коровьего молока.

Соответственно, сухое молоко не может быть по своим свойствам признано сопоставимым с сырым молоком и не может быть заменено в процессе производственного потребления (переработки), учитывая различные качественные характеристики, применение и функциональное  назначение.

Таким образом, выбор покупателя (предприятия-переработчика) относительно закупаемого для переработки сырья определяется в первую очередь действующими нормативными документами (в том числе Технологическим регламентом), функциональным назначением товара (приобретение молока –сырья с целью переработки и производства молока и молочной продукции), а также потребительскими свойствами товара и его качественными характеристиками, определяющими выбор покупателя и предпочтения конечного потребителя.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) сырое молоко классифицировано в подгруппе 012000 («Продукция животноводства»).

В Костромской области молочные комбинаты для производства молочной и кисломолочной продукции используют молоко сырое коровье. Технологические схемы производства большинства видов молочной продукции предусматривают использование молока-сырья натурального.

Соответственно, товаром на рынке   молочного сырья перерабатывающими предприятиями является сырое молоко (коровье). Сфера обращения данного товара состоит из определенных этапов: производство молочного сырья сельхозпроизводителями – реализация ими молока – закупка молока перерабатывающими предприятиями. Закупка молока является последней стадией обращения данного товара в анализируемом сегменте товарного рынка.

 

3. Определение географических границ товарного рынка.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой  возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных  географических границах.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитывается следующее: требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями, возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к  товару, наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара, расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы, особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов. Поскольку молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор как удаленность производителя молока от предприятий-переработчиков, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.

Отсутствие, как правило, у предприятий-производителей молока холодильных установок и специального транспорта для перевозки молока обуславливают близость рынка сырого молока к переработчику. Как для сельскохозяйственных предприятий, так и для предприятий-переработчиков экономически целесообразно организовать доставку молока при минимальных транспортных расходах, которые ежегодно увеличиваются в связи с ростом цен на ГСМ, запчасти и т.д. Данное обстоятельство приводит к сужению географических границ рассматриваемого рынка.

Необходимым условием для обращения товара (молочного сырья) является развитость транспортной составляющей (наличие и состояние дорог). Неудовлетворительное качество дорог в сельской местности и между отдельными районами также влияет на дальность перевозки молочного сырья и его качество и, соответственно, приводит к сужению границ рассматриваемого рынка.

Важным фактором, влияющим на условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке, является ограниченный срок хранения сырого молока, соответственно его закупка осуществляется на условиях, исключающих большие временные затраты на его хранение и доставку до перерабатывающих предприятий. Кроме того, в силу указанных обстоятельств, исключается возможность заготовки сырого молока впрок, в связи с чем существует объективная необходимость обеспечения ежедневных закупок сырья – молока для загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий.

Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы рынка закупки сырого молока для переработки, являются: ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.

Немаловажными факторами при определении географических границ рынка является конкуренция со стороны предприятий-переработчиков за сельхозпроизводителей сырья, влияние сезонных факторов, меняющихся в течение года (в том числе объемы производства сырого молока, возможности его транспортировки и др.), что делает географические границы закупки сырого молока «плавающими»  (стёртыми).

Учитывая вышеизложенное, а также то, что основные объемы закупки сырого молока для дальнейшей переработки осуществляются из хозяйств Костромской области, субъекты исследуемого рынка осуществляют деятельность также на территории региона, границы деятельности предприятий-переработчиков по закупке сырого молока взаимно пересекаются, географическими границами анализируемого рынка  определена территория Костромской области.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по закупке сырого молока  для последующей переработки (покупателями) являются предприятия-переработчики молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, сыра. В границах Костромской области основными участниками рынка молока для последующей переработки  являются предприятия-переработчики, для которых основным видом деятельности является  производство молочной продукции из сырого молока:

1. ООО «Макарьевские сыры» ул. Юрьевецкая, д. 73, г. Макарьев,  Костромская область, 157460.

2. ОАО «Юнимилк» филиал «Молочный комбинат «Костромской», ул. Зелёная, д. 3, Кострома, 156019.

3. ООО «Мантуровский сыродельный комбинат», ул. Гвардейская, д. 2, г. Мантурово, Костромская область, 157300.

4. ООО «Вохомский сырзавод», ул. Промышленная, д. 28, п. Вохма, Костромская область, 157760.

5. ООО «Островский молокозавод», ул. Заводская, д.4, п. Островское, Костромская область, 157960.

6. ООО «Воскресенский сыродел», ул. Островского, д.3, г. Буй, Костромская область, 157000.

7. ООО «БагиЦА», ул. Молодёжная, д. 4, п. Апраксино, Костромской район,  Костромская область,156510

8. ЗАО «Нерехтский комбинат молочных продуктов», ул. Дружбы, 23, г. Нерехта, Костромская область,157780

9. ООО «Космол», ул Советская, д.144, Кострома, 156023

10. ООО «Галичский молочный завод», ул. 40-летия Октября, д. 23, г. Галич, Костромская область, 157100.

11. ООО «Красносельский маслосырзавод», ул. Заводская, д. 32, п. Красное-на-Волге, Костромская область, 157940.

12. ОАО СХП «Инфраструктура — АГРО», Местечко Объездное, д. 3, Буйский район, Костромская область, 157000.

13. ООО «Нерехтские сыры», с. Спас, Нерехтский район, Костромская область, 157823.

14.   ООО «Сыродел», ул. К.Маркса, д. 76, п. Сусанино, Костромская область, 157080.

15.  ООО «Солигаличский гормаслосырзавод», ул. Промышленная, д. 28, д. Балыново,Солигаличский район, Костромская область, 157170.

16.  ООО «Парфеньевские сыры», пр-д Сырзавода, д.1, с. Парфеньево, Парфеньевский район, Костромская область, 157270.

17.  СПК «Старт», д. Горлово, Поназыревский район, Костромская область, 157582.

18.  ИП Комлева Г.Ю., с. Буяково, Сусанинский район, Костромская область, ул. Центральная, д.1-А.

Производителями и поставщиками молочного сырья являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности, крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области ( далее - Костромастат) всего производство молока  в Костромской области за указанный период составило ( в том числе и в сельскохояйственных организациях):

в 2008 году — 156974 тонн;
в 2009 году — 145560 тонн;
в 2010 году — 133152 тонн.

Отмечаем, что на территории Костромской области также осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты - ООО «Север», ООО «Потрусово», ООО СП «Межевское» - которые не осуществляют закупку сырого молока и производят молочную продукцию на собственном сырье.

По представленным данным  Костромастатом, невозможно выделить   ввоз сырого молока отдельно на территорию Костромской области, поскольку учитывается совместно - ввоз молока и молочных продуктов. В общем итоге учитывается цельномолочная продукция, которая отнесена к промышленному или сельскохозяйственному производству, и для учёта используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП). Таким образом, ввоз молока и молочных продуктов в Костромскую область сельскохозяйственными организациями  составил:

в 2008 году-10534 тонн;
в 2009 году-3287 тонн;
в 2010 году-2584 тонн.

Производственные отношения между поставщиками (продавцами) молока-сырья и предприятиями-переработчиками (покупателями) строятся на договорной основе. В договоре сторонами предусматриваются качество и срок поставки молока, порядок и форма расчетов, ответственность сторон, способ доставки молока-сырья.
Главными критериями определения цены в процессе переговоров между сторонами являются: качество закупаемого молока (сортность, степень охлаждения, физическо-химические показатели), объем поставляемого сырья, способ доставки молока-сырья, сезонность производства сырья. Расчёты за поставляемую продукцию осуществляются по договорным ценам в зависимости от качества продукции и времени года.

Однако, учитывая, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные  финансовые вложения, которыми большинство сельхозпроизводителей не обладает, производители сырого молока не имеют, как правило, большой возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи увеличением его производства).

 

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

В соответствии с  Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, объем  рынка определен  как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки в географических границах рассматриваемого рынка (без учета вывезенного молока за пределы области и с учетом закупленного для переработки молока в других регионах). Данный показатель позволяет наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым и географическим границам рассматриваемого рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В  2008 году на рынке молока в Костромской области функционировало — 13 предприятий — переработчиков. В последующие годы число предприятий-переработчиков молочного сырья увеличилось: 2009 году - 16, в 2010 году -  18 хозяйствующих субъектов, осуществляющих переработку молока.

Лидирующую позицию по закупке сырого молока  в 2008 году  с долей   20,9 % занимает  «ХХХ». В последующие годы предприятие теряет своё лидерство и рыночные доли  «ХХХ»  в 2009-2010 г.г. существенно снижаются - до 1,9 %  и 0,3 % соответственно. В настоящее время предприятие находится в стадии банкротства.

Заметно отличаются в 2008 году от остальных хозяйствующих субъектов,  рыночные доли ещё 3 предприятий-переработчиков: «ХХХ» - 19,4 %,  "ХХХ"  -12,1% и  «ХХХ» - 9,3%. Доли остальных хозяйствующих субъектов значительно ниже.

В  2009 году  рынок молока претерпевает некоторые изменения поскольку на рынок выходят ещё три хозяйствующих субъекта и происходит перераспределение  рыночных долей. «ХХХ» занимает в 2009 году лидирующую позицию, хотя и доля его на рынке, по сравнению с 2008 годом снизилась с 19,4% до 17,1%. В 2010 году доля данного предприятия снизится до 15,9 %.

Увеличивается в 2009-2010 г.г. доля   «ХХХ» - с 12,1% в 2008 году до 17,1% в 2010 году. В 2010 году данный хозяйствующий субъект  становится лидером по закупке сырого молока.

Из таблицы видно, что в 2010 году заметно увеличиваются доли  остальных предприятий,  которые ранее были незначительными- в среднем на 2 %.

 

6. Определение показателей концентрации товарного рынка.

В соответствии с пунктом 40 Порядка, для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент  рыночной  концентрации (CR ) - сумма долей  на товарном рынке (выраженных в  процентах) определенного  числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

    - высокий - при 70% <= CR  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;
                                                  3
    - умеренный - при 45% <= CR  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;
                                                       3
 низкий - при CR  < 45% или HHI < 1000.

 

   В Таблице № 2 представлены индексы и уровень концентрации по годам:

№ Наименование предприятие-переработчика 2008 2009 2010
1 ХХХ 20,9% 
2 ХХХ 19,4% 17,1% 15,9%
3 ХХХ 12,7% 15,1% 17,1%
4 ХХХ  10,1% 11%
ННI 1595 1025 1073
CR 3 53 42 44

 

В соответствии с представленными  в Таблице  2 данными индекс рыночной концентрации Герфинадля-Гиршмана за исследуемый период находится в значении 1000 <= HHI < 2000, а коэффициент  рыночной коцентрации CR 3 в значении  45% <= CR  < 70%. Таким образом, в соответствии с указанными значениями региональный рынок молока относится  к умеренноконцентрированным рынкам.

7. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

-выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
-определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся:
• экономические ограничения;
• административные ограничения;
• стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов направленная на создание барьеров входа на рынок;
• наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок и др. 

Основными барьерами входа на рынок  молока для последующей переработки являются экономические ограничения, в том числе барьеры капитальных затрат: для осуществления переработки молочного сырья и производства молочных продуктов необходимы финансовые и трудовые ресурсы. Крупные предприятия на рынке имеют техническое и экономическое превосходство перед более мелкими субъектами, что дает им определенные превосходства в уровне затрат и конкурентоспособности производимой продукции.

Существенным барьером входа на рынок  молока для последующей переработки является ограниченный объем рынка сырого молока, являющегося сырьем для молокоперерабатывающих предприятий, сезонные особенности данной отрасли (сезонные колебания цен и объемов производимого сырья), высокий спрос на молочное сырье.

Вместе с тем, в связи с отсутствием административых барьеров, ограничивающих ввоз-вывоз молочного сырья, данный рынок открыт для межрегиональной торговли. Случаев отказов перерабатывающими молочными предприятиями в заключении договоров на закупку молока не выявлено.
В то же время увеличение затрат на транспортировку молочного сырья обуславливает сельхозпроизводителей к необходимости ограничения выбора молочных предприятий для сдачи молока. Это обстоятельство и привело к сужению в ряде  случаев географических границ рассматриваемого рынка. Молочные предприятия в основном принимают молоко от хозяйств района своего местонахождения и близлежащих, так как транспортировка молока на дальние расстояния при отсутствии танков охладителей или приемных пунктов приводит к ухудшению качества молока, а сельхозпредприятия также из-за высоких транспортных затрат в большинстве своем поставляют молочное сырье на предприятия своего муниципального района .

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке. Выводы и предложения.

 

По итогам изучения рынка молока  для последующей переработки предприятиями-переработчиками на территории Костромской области в 2008 году действовало 13 предприятий-переработчиков, в 2009 году — 16, в 2010 году - 18.  Границы деятельности предприятий-переработчиков по закупке сырого молока взаимно пересекаются, поскольку субъекты исследуемого рынка осуществляют деятельность  на территории региона. Географическими границами анализируемого рынка  определена территория Костромской области. В ходе анализа установлено, что  на региональном рынке молока преимущественно преобладают местные производители.

Рынок закупки сырого молока, предназначенного  для последующей переработки, в границах Костромской области является умеренноконцентрированным: на данном рынке отсутствуют предприятия с долей более 35 % и занимающие доминирующее положение.