Аналитический отчет по итогам обследования рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей на территории Костромской области за 2010 г.

Аналитический отчет по итогам обследования  рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей на территории Костромской области за 2010 г.

 

1. Общие положения

В соответствии с приказом ФАС России от 07.02.2011 №66 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы" и в соответствии с письмом ФАС России от 01.04.2011 г. № АГ/11751 «О проведении анализа рынка» Костромское УФАС России провело обследование  рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей на территории Костромской области.
Анализ рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей проводился в соответствии с Методическими указаниями по проведению обследования  на рынке рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей на территории Костромской области.
Целью настоящего обследования является оценка состояния конкурентной среды на рынке  сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей и выявление  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  в соответствие с признаками, установленными ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 13- ФЗ «О защите конкуренции», в том числе для последующего включения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.
При обследовании рынка (СУГ) для заправки автомобильного транспорта на территории Костромской области Костромское УФАС России руководствовалось требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), а также Методических  указаний по проведению обследования рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей, разработанных ФАС России.
При обследовании рынка  сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей  на территории Костромской области  были  использованы:
• Сведения, полученные от Верхе-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
• Сведения, полученные от органов исполнительной власти Костромской области;
• Сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, работающих на исследуемом рынке.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Временной интервал  рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей определен заданием ФАС России – 2010 год.

 


3. Определение продуктовых границ товарного рынка.

Для заправки автомобилей используется сжиженный углеводородный газ (далее — СУГ), производимый преимущественно из попутного нефтяного газа. СУГ получают как продукт переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах или при добыче нефти и природного газа. СУГ представляет собой смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов.
Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301 описывает наименование продукции кодом 02 7239 3 «Газы углеводородные сжиженные прочие».
Состав СУГ для заправки автомобилей регламентирует ГОСТ 27578-87 «Газы углеводродные сжиженные для автомобильного транспорта и ГОСТ 52087-2003 используются следующие группировки ОКП:
- 02 7239 0501 – пропан автомобильный (ПА);
- 02 7239 0502 – пропан-бутан автомобильный (ПБА).
Технические условия», предусматривающий две марки: зимнюю — ПА (пропан автомобильный) и летнюю ПБА (пропан-бутан автомобильный). В марке ПА содержится (85 +/ - 10) % пропана, остальное бутан  и не более 6% непредельных углеводородов.
На  автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) поступает, в основном, газ по ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные коммунально-бытового потребления. Технические условия».
Для заправки автомобилей используется сжиженный углеводородный газ  (СУГ), производимый          преимущественно из попутного нефтяного газа (ПНГ).  СУГ получают как продукт переработки нефти  на нефтеперерабатывающих заводах или при добыче нефти и природного газа. СУГ представляет собой смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов.
Согласно разъяснениям ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» не рекомендуется  использовать СУГ для коммунально-бытового потребления в качестве моторного топлива для транспортных средств, поскольку транспортные средства спроектированы и сертифицированы для работы на СУГ по ГОСТ 27578-87. Кроме того, при использовании СУГ для коммунально-бытового потребления в качестве моторного топлива для транспортных средств возникает риск ущерба для здоровья людей, всех видов имущества и для окружающей среды, превышающий допустимый.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) представлен такой вид экономической деятельности как розничная торговля моторным топливом (код ОКВЭД - 50.5). Исходя из дифференциации по применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничной реализации СУГ, используемого в качестве моторного топлива продуктовыми границами определен следующий товар: газ сжиженный (газы углеводородные сжиженные) (ОКП 02 7230).
Розничная реализация СУГ, используемого в качестве моторного топлива ведется на АГЗС.

 

4. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с Методическими указаниями анализ рынка  определен заданием ФАС — территория Костромской области.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
Продавцами на анализируемом рынке являются юридические и физические лица, осуществляющие оптовую и розничную торговлю СУГ для заправки автомобилей на заправочных станциях, а также оказывающие услуги по транспортировке и /или хранению СУГ.
Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке СУГ для автомобильного транспорта в 2010 году, были проанализированы все представленные в адрес Костромского УФАС России сведения.
В 2010 году реализацию газомоторного топлива осуществляли следующие хозяйствующие субъекты:
1. ООО «Костромагазресурс», ул. Галичская, д. 119, Кострома,156961;
2. ООО «Регион Газ Снаб», ул. Запрудня, 3, Кострома, 156003;
3. ИП Денискин А.В., ул Мясницкая, д. 54,кв. 36, Кострома, 156005;
4. ИП Яблокова И.Н., ул. Шагова, д. 205, кв.57, Кострома, 156027;
5. ИП Кустов С.М., пр. Мира, 119, Кострома, 156013.
Розничную реализацию СУГ на территории Костромской области хозяйствующие субъекты осуществляли через 14 АГЗС, принадлежащие им на правах собственности, аренды или на иных правах.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
Согласно пункта 6.2 Порядка объем рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта определялся как сумма объемов реализации СУГ хозяйствующими субъектами на территории Костромской области. При этом не допускался повторный учет одного и того же товара. Расчет общего объема СУГ за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка  производился на основании объема реализации в натуральных показателях (тоннах).
Согласно пункту 6.3 Порядка доля хозяйствующего субъекта на указанном товарном рынке рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.
По данным, представленными хозяйствующими субъектами, объем рынка СУГ на территории Костромской области за 2010 год составил 6 589,9 тонн. Наибольшая доля в объеме  реализации СУГ, принадлежит ХХХ и  составляет более 65 %.

7. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Барьеры входа на рынок СУГ анализируются с точки зрения возможности потенциальных конкурентов стать участниками данного рынка.
На данном товарном рынке имеются экономические барьеры, связанные с недостаточным развитием экономики области, низким платежеспособным спросом, а также достаточно большими финансовыми первичными затратами. Анализ информации выявил наличие барьеров входа на рынок СУГ – существенных первоначальных капитальных вложений, связанных со строительством и эксплуатацией АГЗС. Также существуют ограничения, связанные с пожарной безопасностью, так как деятельность по хранению и реализации СУГ представляет повышенную пожароопасность.
По информации предоставленной хозяйствующими субъектами главный барьер на рынок экономический.
Большинство опрошенных респондентов считают главным барьером входа на рынок – экономический. Здесь главным препятствием служат:
 сроки окупаемости капитальных вложений;
 отсутствие эффективной политики малого предпринимательства;
 барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок.
Большинство операторов рынка реализации СУГ считают, главным административным барьером отсутствие эффективной государственной политики в области инвестиций, кредитов, налогов, цен.
Деятельность, связанная получением, использованием, переработкой образованием, хранением, транспортировкой воспламеняющихся веществ-газов, в соответствии с Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 599 "Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов" подлежит обязательному лицензированию.
Кроме того, административные ограничения связаны с длительностью процедуры отведения, либо предоставления в аренду, земельных участков под строительство АГЗС, высокая стоимость оплаты проведения различного рода экологических, санитарных, природоохранных экспертиз и экспертиз промышленной безопасности, сертификация технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
Таким образом, можно сделать вывод, что барьеры для входа на обследованный рынок следует оценивать как труднопреодолимые.

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

Всего в 2010 г. на рынке реализации СУГ работали 5 хозяйствующих субъектов, реализующих СУГ по средством 14 АГЗС.
Самым крупным хозяйствующим субъектом на данном рынке является ООО «ХХХ» занимающее доминирующее положение на данном рынке, более 65 %.
В соответствии с этим рынок по реализации СУГ являются высококонцентрированным с недостаточно развитой конкурентной средой.
На рынке по оптовой реализации СУГ как покупателями, так и поставщиками являются хозяйствующие субъекты расположенные на территории, как Костромской области, так и Московской, Ивановской, Ярославской и Владимирской.
Таким образом, географическая граница оптового рынка нефтепродуктов не ограничивается территорией одного региона. В соответствии с этим рынок оптовой реализации СУГ является межрегиональным.