Аналитический отчет по результатам исследования рынка услуг по размещению твердых бытовых отходов г. Костромы

В связи с рассмотрением заявления ЗАО «КостромаЭкоСервис» от 05.09.2011 в отношении действий ООО «Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов» по признакам нарушения антимонопольного законодательства специалистами отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы Костромского УФАС России проведен анализ рынка услуг по размещению твердых бытовых отходов на территории г. Костромы.
Целью проведения анализа является установление доминирующего положения ООО «Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов» на рынке услуг по размещению твердых бытовых отходов.
Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок), которым предусмотрена процедура оценки состояния конкурентной среды.
При анализе данного рынка в качестве исходной информации были использованы:
• Сведения, полученные от администрации г. Костромы;
• Сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, работающих на исследуемом товарном рынке.

 

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Временным интервалом исследования данного рынка является 2010 г. и 9 месяцев 2011 г.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка.
Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка осуществляем исходя из существа поступившего заявления по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке услуг по размещению твердых бытовых отходов.
Основным видом деятельности ООО «Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов» является удаление и обработка твердых отходов. Код услуги по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД - 90.00.2.
Группировка, соответствующая виду деятельности по коду ОКВЭД: 90.00.2 «Удаление и обработка твердых отходов», включает в себя:
• сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;
•  сбор и удаление строительного мусора;
•  уничтожение отходов методом  сжигания  или  другими способами:  измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;
• обработку  и  уничтожение  опасных  отходов,  включая очистку загрязненной почвы;
• захоронение радиоактивных отходов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
ООО «Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов» осуществляет свою деятельность по сбору и транспортировке отходов на территории г. Костромы и Костромской области, а также по использованию и размещению отходов I-VI класса опасности на свалке у д. Семенково Костромского района на основании лицензии, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Костромской области.
Услуги по размещению (утилизации) отходов на свалке Семенково оказываются в рамках договора, заключенного 19.07.2005 г. между ООО «Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов» и МУ «СМЗ по ЖКХ».
На законодательном уровне предусмотрено также деление отходов на бытовые и промышленные (основание – ст. 8 Федерального закона от 24.06.98 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 3 Федерального закона от 10.01.02 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В целях проведения настоящего исследования принимаем к дальнейшему рассмотрению следующие продуктовые границы рынка - услуги по размещению твердых бытовых отходов, код услуги по ОКВЭД - 90.00.2.

 

3. Определение географических границ товарного рынка.
Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона "О защите конкуренции" основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на данной территории и отсутствии этой возможности за ее пределами.
Географические границы рынка услуг по размещению твёрдых бытовых отходов определяются по принципу признания покупателями равной доступности данных услуг, а именно их экономической возможностью воспользоваться услугами хозяйствующих субъектов, имеющих в своём распоряжении объекты размещения отходов, т.е. специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, например полигон, посредством которых осуществляется хранение и захоронение отходов.
По информации, представленной администрацией г. Костромы и хозяйствующими субъектами, на территории г. Костромы и Костромского района расположены два объекта размещения отходов. Данные объекты находятся в ведении следующих организаций (лицензиатов деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов):
1. ООО «Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов» (полигон у д. Семенково Костромского района);
2. ООО «Гермес» (полигон промышленных отходов у д. Холм Костромского района).
При этом необходимо учесть, что полигон у д. Холм предназначен в основном для размещения промышленных, а не бытовых отходов. Основным полигоном для размещения твердых бытовых отходов является полигон у д. Семенково Костромского района.
Таким образом, географическими границами исследуемого товарного рынка являются административные границы г. Костромы и Костромского муниципального района.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
На рынке услуг по размещению твёрдых бытовых отходов в географических  границах г. Костромы и Костромского района в настоящее время работают два хозяйствующих субъекта, которые имеют лицензии на оказание услуг по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов:
1. ООО «Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов»;
2. ООО «Гермес».
Потребителями услуг по размещению ТБО на основании заключенных договоров являются хозяйствующие субъекты г. Костромы и Костромского района. Некоторые потребители приобретают талоны на размещение ТБО по разовым заявкам.

 

5. Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, в соответствии с Порядком, является объем продаж (оказанных услуг) на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах.
Общий объем реализации товара определяется как сумма реализации товара (оказанных услуг) на данном рынке всеми продавцами.
Результаты анализа конкурентной среды на рынке услуг по размещению твердых бытовых отходов за 2010 г. и 9 месяцев 2011 г. представлены в таблице*

* Не подлежит размещению на сайте.

 

Проведенный анализ показал лидирующее положение на рынке услуг по размещению твердых бытовых отходов ООО «Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов», доля которого за анализируемый период времени превышает 90 процентов.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов, признается доминирующим (если только не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим).
Таким образом, ООО «Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов» занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению твердых бытовых отходов в географических границах г. Костромы и Костромского муниципального района.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.
Для определения уровня концентрации рынка услуг по размещению твердых бытовых отходов был использован индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
Индекс рыночной концентрации данного рынка находится в пределах 2000<ННI<10000. Это говорит о том, что анализируемый рынок является высококонцентрированным.

 

7. Барьеры входа на товарный рынок.
К барьерам входа на товарный рынок услуг по размещению твёрдых бытовых отходов можно отнести следующие ограничения:
1. Экономические ограничения, в том числе:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
- транспортные ограничения (необходимость наличия спецтранспорта);
2. Административные ограничения, в том числе:
- условия лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
- процедура получения земельного участка для организации полигона или строительства мусороперерабатывающего завода, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, так и исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

Проведенный анализ рынка услуг по размещению твердых бытовых отходов в географических границах г. Костромы и Костромского муниципального района за период 2010 г. и 9 месяцев 2011 г. позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемый рынок является высококонцентрированным. На данном рынке доминирующее положение занимает ООО «Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов», доля которого за анализируемый период времени превышает 90 процентов.