Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на рынке производства глиняного (керамического) кирпича на территории Костромской области за период 2011 – 2012 годы

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по результатам анализа конкурентной среды на рынке производства глиняного (керамического) кирпича на территории Костромской области
за период 2011 – 2012 годы

I. Общие положения

Анализ рынка производства глиняного (керамического) кирпича на территории Костромской области за период 2011 – 2012 годы проводился во исполнение поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 29.11.2012 г. № ИШ-П9-7245, пункта 6 Плана мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов ФАС России от 29.11.2012 № 6553-П9.
При проведении анализа состояния конкуренции на рынке производства кирпича глиняного (керамического) на территории Костромской области использовались сведения департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской  области и территориального органа службы государственной статистики по Костромской области, а также сведения самих хозяйствующих субъектов, непосредственно работающих на указанном рынке.
Сведения анализа рынка производства глиняного (керамического) кирпича (далее – кирпич) на территории Костромской области будут использованы при формировании реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (далее – Реестр).
Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 26.07.2006 (ред. от 02.07.2013) № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);
2. Постановление Госстандарта России 06.11.2001 № 454-ст (ред. 14.12.2011) «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее – ОКВЭД);
3. Приказ ФАС России от 26.03.2008 № 95 «Об утверждении формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов» (далее – Приказ ФАС России № 95);
4. Приказ ФАС России от  28.04.2010 № 220 (ред. от 12.03.2013) «Об утверждении порядка проведения анализа конкуренции на товарном рынке» (далее  - Приказ № 220);
5. Межгосударственный стандарт ГОСТ 530-2012 «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 № 2148-ст.) – (далее – ГОСТ 530-2012).

II. Временной интервал исследования товарного рынка

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 220 временной интервал исследования должен составлять не менее одного года или срока существования товарного рынка. В соответствии с этим, Костромским УФАС России рынок изучался за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года.
Основной целью исследования являлось изучение сложившихся характеристик рассматриваемого рынка производства кирпича на территории Костромской области и определение конкурентной среды на изучаемом рынке, поэтому проводился ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на изучаемом рынке.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.
Предварительно продуктовые границы товара определены как производство кирпича глиняного (керамического) на территории Костромской области.
При анализе продуктовых границ товарного рынка выявлено, что согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) производство кирпича глиняного (керамического) относится к классификационной группе 26.4 «Производство кирпича,  черепицы  и  прочих  строительных изделий из обожженной глины». Эта группа включает виды деятельности, связанные с производством кирпича и других строительных изделий из обожженной глины и извести.
Кирпич – искусственный камень правильной формы, используемый в качестве строительного материала, произведённый из минеральных материалов, обладающий свойствами камня, прочностью, водостойкостью, морозостойкостью.
Также установлено, что существует три вида кирпича: керамический кирпич – из обожженной глины, силикатный, состоящий из песка и извести и гиперпрессованный кирпич.
Таким образом, теоретически кирпич глиняный (керамический) имеет взаимозаменяемые виды продукции.
Вместе с тем, каждый вид кирпича имеет свои технологические свойства и предназначен для своих целей.
Кирпич глиняный (керамический) – кирпич, производимый из глины с применением различных добавок (для регулирования тех или иных свойств) с последующим обжигом. Кирпич глиняный (керамический) регулируется ГОСТом 530-2012.
Силикатный кирпич изготавливается из смеси кварцевого песка, воздушной извести и воды. Отформованный кирпич подвергается автоклавной обработке – воздействию насыщенного водяного пара при температурах 170 – 200 °C и высоком давлении.
Силикатный кирпич регулируется межгосударственным стандартом ГОСТ 379-95 «Кирпич и камни силикатные. Технические условия» (утв. Постановлением Минстроя РФ от 04.12.1995 № 18-102) и относится к другой классификационной группе товаров по ОКВЭД 26.61 «Производство изделий из бетона для использования в строительстве».
Гиперпрессованный кирпич – это кирпич, произведенный безобжиговым методом.
Гиперпрессование основывается на процессе «холодной сварки», происходящей при прессовании под высоким давлением мелкопомолотых известняковых пород с небольшим количеством (до 10 %) цемента и воды. Основным сырьем (до 90 %) являются отсевы от разработки известняковых (карбонатных) пород: ракушечники, известняки, доломиты, травертины, мраморы и т.д.
Кирпич применяют с учетом требований действующих нормативных документов на проектирование, производство работ (строительных норм и правил, сводов правил) и стандартов в соответствии с проектной документацией по возведению зданий и сооружений.
Вид кирпича для кладки несущих, самонесущих и ненесущих конструкций, в т.ч. для облицовки фасадов зданий, плотность, марку по прочности и морозостойкость указывают в рабочих чертежах.
Пунктом 3.2 Приказа № 220 также предусмотрено, что определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.
В результате выборочного опроса покупателей, закупающих кирпич у костромских производителей, выявилось следующее.
По мнению всех покупателей, кирпичи различных видов по техническим причинам не могут быть взаимозаменяемыми между собой. Указанные товары имеют различную функциональную предназначенность и соответственно использование указанных товаров в качестве взаимозаменяемых привело бы к нарушению технологии производства при строительстве капитальных объектов.
Возможность замены кирпича другими видами строительных материалов при строительстве зданий зависит исключительно от проектной документации. Строительные работы выполняются на основании проектов, разрабатываемых проектными организациями с учетом особенностей грунтов и других условий проектирования.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Соответственно, здание (сооружение) не может быть возведено не в соответствии с утвержденной проектной документацией, которой определяются, в том числе и строительные материалы, из которых будет построено здание.
Каждый вид кирпича имеет свое предназначение, заложенное проектной документацией. В состав проектной документации уже включаются сведения о конструктивных и архитектурных решениях объекта капитального строительства. При этом подрядчик не имеет возможности в одностороннем порядке принять решение о замене тех или иных элементов конструкции. Соответственно, кирпичи различных видов не могут быть взаимозаменяемыми между собой.
Таким образом, если проектной документацией строительство здания или сооружения предполагается из кирпича глиняного (керамического), то оно должно быть построено только из него.

Соответственно, основываясь на статье 4 Закона о защите конкуренции и пункте 3.7 Приказа № 220, по мнению потребителей изучаемого рынка, товары не являются между собой взаимозаменяемыми.
Также, на основании пунктов 3.8 и 3.9 Приказа № 220, предусматривающих тест гипотетического монополиста,  покупателям предложили ответить на вопрос какими товарами и в каком объеме они предпочтут заменить кирпич глиняный (керамический), если цена на него долговременно (дольше одного года) повысится на 5 – 10 %, а цены на остальные товары останутся неизменными.
Все опрошенные покупатели ответили, что даже при изменении цены на кирпич глиняный (керамический) на 5 – 10 %, они будут закупать все равно его, так как другие товары не являются взаимозаменяемыми по технической и ценовой категории.
На основании изложенного, границей товарного рынка будет являться кирпич глиняный (керамический).

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Предварительно, географические границы рынка производства кирпича определены как территория Костромской области.
Согласно результатам опроса заводов-производителей кирпича, а также покупателей кирпича было установлено следующее:
- в процессе транспортировки потребительские свойства кирпича сохраняются;
- перемещение товара может осуществляться как автомобильным транспортом (КАМАЗ, МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ), так и железнодорожным. Таким образом, возможность перемещения товара между территориями существует.
- покупатели кирпича, действующие на рынке Костромской области осуществляли перевозку товара, как транспортом продавцов, так и собственным транспортом. В связи с этим большинство заводов – производителей не включают в отпускную цену на кирпич транспортные расходы.
Основная масса договоров на поставку кирпича заключены костромскими заводами – производителями с местными покупателями. Также имеются договоры с покупателями из других регионов, таких как г. Москва и г. Ярославль.
Как было установлено в ходе анализа в 2011 г.  49 % объема кирпича реализовывалось на территории Костромской области, в 2012 г. эта цифра снизилась и стала составлять лишь 40,5 %. Весь остальной объем вывозился в другие регионы.
Вместе с тем, Костромское УФАС России изучает рынок самого производства кирпича глиняного (керамического) на территории Костромской области.
Все заводы – производители располагаются на территории Костромской области. Для изготовления кирпича требуются специальные установки и оборудование, которые размещаются в зданиях и сооружения на территории самого завода. Костромские заводы зарегистрированы местными налоговыми органами, поэтому налоговые отчисления поступают в бюджет региона.
Средневзвешенная отпускная цена за 1 шт. изделия костромских заводов – изготовителей в 2011 г. составила 6,91 руб., в 2012 г. – 9,11 руб.
Таким образом, мы видим, что средневзвешенная отпускная цена на кирпич повысилась в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 24 %.
Цену на изготавливаемый кирпич устанавливают сами костромские заводы – производители, ориентируясь на сложившуюся рыночную цену. На цену кирпича существенно влияет изменение цен на глину, основную составную часть глиняного (керамического) кирпича.
Спрос на кирпич не имеет ярко выраженного сезонного характера, сезонность характерна только для застройщиков коттеджей и индивидуального жилья, но, увеличение спроса в летний период всегда прогнозируется. Очевидна зависимость рынка производства кирпича от строительства, так как строительные организации являются основными потребителями кирпича и склонны выражать прогнозы дальнейшего развития рынка.
Исходя, из вышеизложенного следует, что географическими границами рынка производства кирпича глиняного (керамического) за период 2011 – 2012 годов являются границы Костромской области.

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, входят заводы – производители осуществляющие производство кирпича глиняного (керамического) на территории Костромской области.
На основании представленной информации Департаментом строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, информации налогового органа, а также информации самих хозяйствующих субъектов, следует, что на территории Костромской области за исследуемый период времени производством кирпича глиняного (керамического) занимались следующие хозяйствующие субъекты:
1. ЗАО «Армёнский кирпичный завод» - 156026, г. Кострома, ул. Гагарина, д. 21. Завод введен в эксплуатацию в 2010 г. Проектная мощность – 12 млн. шт. кирпича в год.
2. ООО «Воскресенье» - 156536, Костромской район, п. Ильинское. Завод введен в эксплуатацию в 1991 г. Проектная мощность – 15 млн. шт. кирпича в год;
3. ООО «Нерехтский завод керамических материалов 2007» - 157800, Костромская обл., г. Нерехта, ул. Энергетиков, д. 30. Завод введен в эксплуатацию в 2007 г. Проектная мощность предприятия 15 млн. кирпича в год.
Также хочу отметить, что на рынке производства глиняного (керамического) кирпича на территории Костромской области появился новый хозяйствующий субъект ООО «Нерехтский завод керамических материалов», осуществляющий свою деятельность с апреля 2013 г.
Пунктом 5.4 Приказа № 220 предусмотрено, что в ходе анализа изучения рынка, для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, определяется принадлежность их к группе лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции.
ЗАО «Армёнский кирпичный завод» входит в одну группу лиц с  Инвестиционным строительным объединением «Костромагорстрой». Фактически эта группа лиц представляет собой вертикально-интегрированную структуру. ИСПО «Костромагорстрой» - это комплекс строительных предприятий и производств, выполняющих полный цикл проектных, строительных, монтажных и отделочных работ, необходимых для сдачи дома под ключ.
Каждый из вышеупомянутых хозяйствующих субъектов области имеет свой собственный карьер по добыче глины и использует необходимые для производства кирпича материалы.
Покупателями на данном рынке являются физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, приобретающие кирпич для собственных нужд, а также для целей дальнейшей перепродажи или использования в строительстве.

VI. Объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема товарной массы в обороте за 2011 – 2012 годы в продуктовых и географических границах рынка производства кирпича осуществлялся на основании показателя объема производства товара на территории Костромской области.
По сведениям хозяйствующих субъектов, общий объем производства кирпича глиняного (керамического) на территории Костромской области в 2011 г. составил 28,2 млн. шт., в 2012 г. – 35,8 млн. шт.
Доля хозяйствующих субъектов на рынке производства кирпича глиняного (керамического) на территории Костромской области приведена в таблице.

Наименование хозяйствующего субъекта Доля в 2011 г., % Доля в 2012 г., в %
ЗАО «Арменский кирпичный завод» более 5 % более 5 %
ООО «Воскресенье» более 30 % более 20 %
ООО «Нерехтский завод керамических материалов 2007» более 50 % более 50 %

Анализ показал, что наибольшую долю на рынке производства кирпича глиняного (керамического) на территории Костромской области в 2011 г. и в 2012 г. занимало ООО «Нерехтский завод керамических материалов 2007» с долей более 50 %.
ООО «Нерехтский завод керамических материалов 2007» осуществляет 95 % всех поставок за пределы Костромской области, а именно в г. Москву и г. Ярославль.

VII. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка производства кирпича рассчитан коэффициент рыночной концентрации (Cr) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
высокий – при 70% <= CR3 <= 100% или 2 000 <= HHI <= 10 000;
умеренный – при 45% <= CR3 < 70% или 1 000 <= HHI < 2 000;
низкий – при CR3 <= 45% или HHI <= 1 000.

На рынке производства кирпича глиняного (керамического) в 2011 г. коэффициент рыночной концентрации (Cr3) составил 100 %, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) 4 516,23, в 2012 г. Cr3 – 100 %, HHI – 4 805,12.
На основании представленных расчетов следует, что рассматриваемый рынок производства кирпича глиняного (керамического) является высококонцентрированным.

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

На основании информации, представленной хозяйствующими субъектами можно сделать вывод о том, что в настоящее время выход на товарный рынок производства кирпича на территории Костромской области имеет некоторые препятствия.
К экономическим ограничениям можно отнести необходимость осуществления значительных, первоначальных капитальных вложений, преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка. Этот барьер входа на рынок является преодолимым.
К административным барьерам хозяйствующие субъекты отнесли: длительность оформления документов для разработки новых месторождений полезных ископаемых, срок оформления которых может составлять 1 год и более (поиск месторождений, включение Департаментом природных ресурсов Костромской области месторождения в государственный реестр, проведение аукциона, оформление земельных правоотношений, изменение категории земельного участка, разработка проектной документации (технической карты), государственная экспертиза, оформление лицензии на право добычи полезных ископаемых и т.д.).
Отсутствие качественного оборудования отечественного производства по более низкой цене, чем зарубежные аналоги также является одним из барьеров входа на изучаемый рынок.

IX. Оценка состояния конкуренции на рынке производства кирпича глиняного (керамического)

Сопоставление и анализ количественных и качественных характеристик товарного рынка позволяет определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый товарный рынок и оценить степень развитости конкуренции на данном рынке.
Рынок производства кирпича глиняного (керамического) на территории Костромской области можно отнести к высококонцентрированным рынкам с недостаточно развитой конкурентной средой. Стоит отметить, что с апреля 2013 г. на рынок вышел новый хозяйствующий субъект, это ООО «Нерехтский завод керамических материалов». Таким образом, можно ожидать дальнейший рост объемов поставок продукции на рынок кирпича глиняного (керамического).

Файлы для скачивания

Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на рынке производства глиняного (керамического) кирпича
Тип файла: doc
Размер файла: 0.15 МБ