Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на рынке производства силикатного кирпича на территории Костромской области за период 2011 – 2012 годы

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по результатам анализа конкурентной среды на рынке производства силикатного кирпича на территории Костромской области
за период 2011 – 2012 годы

I. Общие положения

Анализ рынка производства силикатного кирпича на территории Костромской области за период 2011 – 2012 годы проводился во исполнение поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 29.11.2012 г. № ИШ-П9-7245, пункта 6 Плана мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов ФАС России от 29.11.2012 № 6553-П9.
При проведении анализа состояния конкуренции на рынке производства силикатного кирпича на территории Костромской области использовались сведения департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской  области и территориального органа службы государственной статистики по Костромской области, а также сведения самих хозяйствующих субъектов, непосредственно работающих на указанном рынке.
Сведения анализа рынка производства силикатного кирпича (далее – кирпич) на территории Костромской области будут использованы при формировании реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (далее – Реестр).
Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 26.07.2006 (ред. от 02.07.2013) № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);
2. Межгосударственный стандарт ГОСТ 379-95 «Кирпич и камни силикатные. Технические условия» (введен в действие постановлением Минстроя РФ от 04.12.1995 № 18-102) – (далее – ГОСТ 375-95).
3. Постановление Госстандарта России 06.11.2001 № 454-ст (ред. 14.12.2011) «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее – ОКВЭД);
4. Приказ Ростехрегулирования 22.11.2007 № 329-ст «ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (ред. от 24.12.2012) – (далее – ОКПД);
5. Приказ ФАС России от 26.03.2008 № 95 «Об утверждении формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов» (далее – Приказ ФАС России № 95);
6. Приказ ФАС России от  28.04.2010 № 220 (ред. от 12.03.2013) «Об утверждении порядка проведения анализа конкуренции на товарном рынке» (далее  - Приказ № 220).

II. Временной интервал исследования товарного рынка

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 220 временной интервал исследования должен составлять не менее одного года или срока существования товарного рынка. В соответствии с этим, Костромским УФАС России рынок изучался за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года.
Основной целью исследования являлось изучение сложившихся характеристик рассматриваемого рынка производства кирпича на территории Костромской области и определение конкурентной среды на изучаемом рынке, поэтому проводился ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на изучаемом рынке.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.
Предварительно продуктовые границы товара определены как производство силикатного кирпича на территории Костромской области.
При анализе продуктовых границ товарного рынка выявлено, что согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) производство силикатного кирпича относится к классификационной группе 26.61 «Производство изделий из бетона для использования в строительстве». Эта группа включает виды деятельности, связанные с производством строительных изделий из бетона, цемента и искусственного камня: плиток, плит, кирпича, в том числе силикатного, щитов, листов, панелей, труб, шпал, столбов и т.п.
Также, производство силикатного кирпича относится по ОКПД к группе товаров 26.61.11.112 «Кирпич силикатный».
Кирпич – искусственный камень правильной формы, используемый в качестве строительного материала, произведённый из минеральных материалов, обладающий свойствами камня, прочностью, водостойкостью, морозостойкостью.
Силикатный кирпич изготавливается из смеси кварцевого песка, воздушной извести и воды. Отформованный кирпич подвергается автоклавной обработке – воздействию насыщенного водяного пара при температурах 170 – 200 °C и высоком давлении.
Производство кирпича силикатного регулирует ГОСТ 379-95.
Кирпич силикатный изготавливается в форме прямоугольного параллелепипеда, размер которого составляет: длинна 250 миллиметров, ширина 120 миллиметров, толщина 65 миллиметров.
Силикатный кирпич нежелательно использовать для стен в условиях повышенной влажности, поскольку кирпич хорошо впитывает влагу, а также для кладки, подвергающихся воздействию высоких температур, так как при высокой температуре происходит разложение его гидратных составляющих.
Силикатный кирпич применяют для кладки стен и столбов в гражданском и промышленном строительстве, но его нельзя применять для кладки фундаментов, печей, труб и других частей конструкций, подвергающихся воздействию высоких температур, сточных и грунтовых вод, содержащих активную углекислоту.
Также установлено, что помимо силикатного кирпича существуют еще керамический (глиняный) кирпич – из обожженной глины и гиперпрессованный кирпич.
Таким образом, теоретически силикатный кирпич имеет взаимозаменяемые виды продукции.
Вместе с тем, каждый вид кирпича имеет свои технологические свойства и предназначен для своих целей.
Кирпич глиняный (керамический) – кирпич, производимый из глины с применением различных добавок (для регулирования тех или иных свойств) с последующим обжигом. Кирпич глиняный (керамический) регулируется ГОСТом 530-2012 и относится к другой классификационной группе по ОКВЭДу 26.4 «Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины».
Гиперпрессованный кирпич – это кирпич, произведенный безобжиговым методом.
Гиперпрессование основывается на процессе «холодной сварки», происходящей при прессовании под высоким давлением мелкопомолотых известняковых пород с небольшим количеством (до 10 %) цемента и воды. Основным сырьем (до 90 %) являются отсевы от разработки известняковых (карбонатных) пород: ракушечники, известняки, доломиты, травертины, мраморы и т.д.
Кирпич применяют с учетом требований действующих нормативных документов на проектирование, производство работ (строительных норм и правил, сводов правил) и стандартов в соответствии с проектной документацией по возведению зданий и сооружений.
Вид кирпича для кладки несущих, самонесущих и ненесущих конструкций, в т.ч. для облицовки фасадов зданий, плотность, марку по прочности и морозостойкость указывают в рабочих чертежах.
Например, кладку кирпичных цоколей зданий необходимо выполнять из полнотелого керамического кирпича. Применение для этих целей силикатного кирпича не допускается. Вентиляционные каналы в стенах выше чердачного перекрытия так же выполняются только из полнотелого керамического кирпича.
Пунктом 3.2 Приказа № 220 также предусмотрено, что определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.
В результате выборочного опроса покупателей, закупающих кирпич у костромских производителей, выявилось следующее.
По мнению покупателей, кирпичи различных видов по техническим причинам не могут быть взаимозаменяемыми между собой. Указанные товары имеют различную функциональную предназначенность и соответственно использование указанных товаров в качестве взаимозаменяемых привело бы к нарушению технологии производства при строительстве капитальных объектов.
Также, имеются такие детали при возведении зданий, при которых могут применяться только определенные виды кирпича и замене на другие виды продукции они не подлежат.
Заводом-производителем отмечается, что существуют иные взаимозаменяемые товары для силикатного кирпича, это: панели,
Панельное домостроение – один из способов сборного строительства, основанный на использовании предварительно изготовленных крупных железобетонных панелей и плит заводского производства при возведении крупных жилых, административных и зданий общественного назначения.
При панельном домостроении осуществляется стандартная планировка и таким образом, при строительстве отсутствует свобода планировки.
Каркасное строительство применяется в большинстве своем для малоэтажного строительства.
Основной принцип монолитного строительства в том, что несущий скелет здания сделан из цельного бетона.
Ячеистый бетон – искусственный пористый строительный материал на основе минеральных вяжущих и кремнезёмистого заполнителя. Является одной из разновидностей лёгкого бетона.
Предназначен, в основном, для строительной теплоизоляции: утепление по железобетонным плитам перекрытий и чердачных перекрытий, в качестве теплоизоляционного слоя многослойных стеновых конструкций зданий различного назначения; для теплозащиты поверхностей оборудования и трубопроводов при температуре до 400°С; жаростойкие ячеистые бетоны применяются для теплоизоляции оборудования с температурой поверхности до 700°С.
Вместе с тем, как отмечается непосредственно покупателями, по своим потребительским свойствам, силикатный кирпич может быть заменен указанными выше строительными материалами.
Однако, как отмечают покупатели силикатного кирпича, в соответствии со СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», строительство зданий и сооружений осуществляется на основе технико-экономического обоснования (проекта) строительства, разрабатываемого проектными организациями с учетом особенностей грунтов и других условий проектирования. Данным проектом определяется в том числе, архитектурно-строительное решение и его соответствие архитектурному замыслу.
Также, в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Соответственно, здание (сооружение) не может быть возведено не в соответствии с утвержденной проектной документацией, которой определяются, в том числе и строительные материалы, из которых будет построено здание.
Каждый вид кирпича имеет свое предназначение, заложенное проектной документацией. В состав проектной документации уже включаются сведения о конструктивных и архитектурных решениях объекта капитального строительства. При этом подрядчик не имеет возможности в одностороннем порядке принять решение о замене тех или иных элементов конструкции. Соответственно, кирпичи различных видов не могут быть взаимозаменяемыми между собой.
Также, как установлено настоящим анализом, силикатный кирпич не может быть взаимозаменяемым с иными строительными материалами по той же причине.
Таким образом, если проектной документацией строительство здания или сооружения, часть здания или сооружения предполагается из силикатного кирпича, то оно должно быть построено только из него.
Соответственно, основываясь на статье 4 Закона о защите конкуренции и пункте 3.7 Приказа № 220, по мнению потребителей изучаемого рынка, силикатный кирпич не имеет взаимозаменяемых товаров.
Также, на основании пунктов 3.8 и 3.9 Приказа № 220, предусматривающих тест гипотетического монополиста,  покупателям предложили ответить на вопрос какими товарами и в каком объеме они предпочтут заменить кирпич глиняный (керамический), если цена на него долговременно (дольше одного года) повысится на 5 – 10 %, а цены на остальные товары останутся неизменными.
Опрошенные покупатели ответили, что даже при изменении цены на силикатный кирпич на 5 – 10 %, они будут закупать все равно его, так как другие товары не являются взаимозаменяемыми по технической и ценовой категории.
Также, пунктом 3.7 Приказа № 220 предусмотрено, что товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара).
Исходя из анализа ценообразования, средняя цена на кирпич глиняный (керамический) в 2012 г. составила 9,11 руб., а на силикатный кирпич средняя цена в 2012 г. – 7,92 руб.
Таким образом, для замены кирпича силикатного кирпичом глиняным (керамическим) расходы покупателя возрастут в среднем на 13,1 %, т.е. замена покупателю будет экономически невыгодна.
На основании изложенного, границей товарного рынка будет являться силикатный кирпич.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Предварительно, географические границы рынка производства силикатного кирпича определены как территория Костромской области.
Согласно результатам опроса заводов-производителей кирпича, а также покупателей кирпича было установлено следующее:
- в процессе транспортировки потребительские свойства кирпича сохраняются;
- перемещение товара может осуществляться как автомобильным транспортом (КАМАЗ, МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ), так и железнодорожным. Таким образом, возможность перемещения товара между территориями существует.
- покупатели кирпича, действующие на рынке Костромской области осуществляли перевозку товара, как транспортом продавцов, так и собственным транспортом. В связи с этим большинство заводов – производителей не включают в отпускную цену на кирпич транспортные расходы.
Основная масса договоров на поставку кирпича заключены с местными покупателями. Также имеются договоры с покупателями из других регионов, таких как г. Москва и г. Ярославль.
Как было установлено в ходе анализа в 2011 г. и в 2012 г. 6 % объема кирпича вывозилось за пределы Костромской области, весь остальной объем реализовывался на территории области.
Вместе с тем, Костромское УФАС России изучает рынок самого производства силикатного кирпича на территории Костромской области.
Как было установлено в ходе анализа, на территории Костромской области существует только один завод, производящий силикатный кирпич. Для изготовления кирпича требуются специальные установки и оборудование, которые размещаются в зданиях и сооружения на территории самого завода. Единственный костромской завод зарегистрирован местным налоговым органам, поэтому налоговые отчисления поступают в бюджет региона.
Средневзвешенная отпускная цена за 1 шт. изделия ОАО «Костромской силикатный завод» в 2011 г. составила 7,66 руб., в 2012 г. – 7,92 руб.
Таким образом, мы видим, что средневзвешенная отпускная цена на кирпич повысилась в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 3,3 %.
Цену на изготавливаемый кирпич устанавливает сам завод, ориентируясь на сложившуюся рыночную цену. На цену кирпича существенно влияет изменение цен на песок и известь, основную составную часть силикатного кирпича.
Спрос на кирпич не имеет ярко выраженного сезонного характера, сезонность характерна только для застройщиков коттеджей и индивидуального жилья, но, увеличение спроса в летний период всегда прогнозируется. Очевидна зависимость рынка производства кирпича от строительства, так как строительные организации являются основными потребителями кирпича и склонны выражать прогнозы дальнейшего развития рынка.
Исходя, из вышеизложенного следует, что географическими границами рынка производства силикатного кирпича за период 2011 – 2012 годов являются границы Костромской области.

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, входят заводы – производители осуществляющие производство силикатного кирпича на территории Костромской области.
На основании представленной информации Департаментом строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области, информации налогового органа,  а также информации самих хозяйствующих субъектов, следует, что на территории Костромской области за исследуемый период времени производством силикатного кирпича занимался только один завод, это ОАО «Костромской силикатный завод» - 156604, г. Кострома, ул. Ярославская, д. 43.
Завод в веден в эксплуатацию в 1930 г. Проектная мощность завода по производству силикатного кирпича составляет 30 млн. шт. кирпича в год.
Пунктом 5.4 Приказа № 220 предусмотрено, что в ходе анализа изучения рынка, для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, определяется принадлежность их к группе лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции.
Так как, ОАО «Костромской силикатный завод» является единственным производителем силикатного кирпича на территории Костромской области, то на данном рынке он не входит не в одну группу лиц, в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции.
Покупателями на данном рынке являются физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, приобретающие кирпич для собственных нужд, а также для целей дальнейшей перепродажи или использования в строительстве.

VI. Объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема товарной массы в обороте за 2011 – 2012 годы в продуктовых и географических границах рынка производства кирпича осуществлялся на основании показателя объема производства товара на территории Костромской области.
По сведениям ОАО «Костромской силикатный завод», общий объем производства силикатного кирпича на территории Костромской области в 2011 г. составил более 20 000 тыс. шт., в 2012 г. – более 25 000 тыс. шт. Соответственно прирост производства силикатного кирпича за год составил 20 %.
Так как на территории Костромской области в 2011 г. и в 2012 г. производством кирпича силикатного занимался только ОАО «Костромской силикатный завод», соответственно он занимал долю в 2011 г. и в 2012 г. – 100 %.

VII. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка производства кирпича рассчитан коэффициент рыночной концентрации (Cr) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
высокий – при 70% <= CR3 <= 100% или 2 000 <= HHI <= 10 000;
умеренный – при 45% <= CR3 < 70% или 1 000 <= HHI < 2 000;
низкий – при CR3 <= 45% или HHI <= 1 000.

На рынке производства кирпича глиняного (керамического) в 2011 г. коэффициент рыночной концентрации (Cr) составил 100 %, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) 10 000, в 2012 г. Cr – 100 %, HHI – 10 000.
На основании представленных расчетов следует, что рассматриваемый рынок производства силикатного кирпича является высококонцентрированным.

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

На основании информации, представленной хозяйствующими субъектами можно сделать вывод о том, что в настоящее время выход на товарный рынок производства кирпича на территории Костромской области имеет некоторые препятствия.
К экономическим ограничениям можно отнести необходимость осуществления значительных, первоначальных капитальных вложений, большие налоговые отчисления, завышение тарифов РЖД, преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка. Этот барьер входа на рынок является преодолимым.
К административным барьерам хозяйствующие субъекты отнесли: длительность оформления документов для разработки новых месторождений полезных ископаемых, срок оформления которых может составлять 1 год и более (поиск месторождений, включение Департаментом природных ресурсов Костромской области месторождения в государственный реестр, проведение аукциона, оформление земельных правоотношений, изменение категории земельного участка, разработка проектной документации (технической карты), государственная экспертиза, оформление лицензии на право добычи полезных ископаемых и т.д.).
Отсутствие качественного оборудования отечественного производства по более низкой цене, чем зарубежные аналоги также является одним из барьеров входа на изучаемый рынок. Также участники рынка отмечают, что существует такой барьер, как низкий объем строительства.

IX. Оценка состояния конкуренции на рынке
производства силикатного кирпича

Сопоставление и анализ количественных и качественных характеристик товарного рынка позволяет определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый товарный рынок и оценить степень развитости конкуренции на данном рынке.
Рынок производства силикатного кирпича на территории Костромской области можно отнести к высококонцентрированным рынкам с неразвитой конкуренцией. На изученном рынке производства силикатного кирпича на территории региона присутствует только один хозяйствующий субъект, это в свою очередь замедляет развитие конкурентной среды.

Файлы для скачивания

Аналитический отчет
Тип файла: doc
Размер файла: 0.15 МБ