Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории города Костромы

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов  на территории города Костромы


Анализ выполнен во исполнение п.  3.1  Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014  годы,  утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2013  № 773/12,  с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов,  положения хозяйствующих субъектов на данных рынках,  определения хозяйствующих субъектов,  имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35  процентов и внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов,  имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара,  если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов,  выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка)  и проблем,  влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках,  а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.
Учитывая разнонаправленность услуг по транспортировке и размещению,  связанных с этапами технологического цикла отходов,  данные услуги могут предоставляться как одним хозяйствующим субъектом (продавцом услуг),  так и несколькими хозяйствующими субъектами (продавцами услуг). Необходимо отметить,  что транспортировка твердых коммунальных отходов осуществляется предприятиями,  имеющими соответствующие (специализированные)  транспортные средства,  дальнейшая переработка и захоронение отходов производится на объектах размещения отходов.  При этом данные услуги находятся в единой,  взаимосвязанной,  технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку (форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки,  технология сбора (смешанный,  раздельный и т.п.)  и транспортировки определяются технологией переработки).
Настоящий анализ выполнен в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010  № 220  «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее -  Порядок),  а также согласно Методических рекомендаций по проведению анализа рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов,  направленных ФАС России письмом от 27.03.2013  г.  №АЦ/11598/13  (далее — Рекомендации).


  
         1. Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
В соответствии с заданием ФАС России анализ товарного рынка проводился  за 2012 год.

        2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

Продуктовые границы определены Костромским  УФАС России как услуги по транспортировке твердых коммунальных услуг и услуги по размещению твердых коммунальных услуг.

        3. Определение географических границ товарного рынка.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей  4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ  основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой  возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных  географических границах.
При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические  возможности приобретения товара покупателями, учитывается следующее: требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями, возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к  товару, наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара, расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы, особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.
При определении географических границ рынка, с точки зрения экономической возможности покупателя, следует учитывать дальность места нахождения объекта размещения отходов.
Учитывая такую специфику,  географические границы рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными).  В рамках проведения данного анализа,  согласно Рекомендациям,  географическими границами рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов приняты административные границы городов с населением более 100  тысяч жителей и административных центров субъектов Российской Федерации.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области,  на территории субъекта Российской Федерации — Костромская область, расположено только одно муниципальное образование численностью более 100  000  человек — город Кострома.
Таким образом,  географические границы рынков услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов – административно-территориальные границы города Костромы.

    4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Перечень хозяйствующих субъектов,  предоставляющих анализируемых услуги,  определен в результате анализа следующих материалов:
-информации из реестра лицензий,  представленных территориальным органом Росприроднадзора;
-сведения из регионального кадастра отходов производства и потребления соответствующего субъекта Российской Федерации;
-информация,  полученная от хозяйствующих субъектов,  действующих на исследуемых товарных рынках.
На территории города Костромы на рынках услуг по транспортировке  и размещению ТБО в 2012 году осуществляли деятельность 10 хозяйствующих субъектов:
1. ООО «Экрон-САХ», ул. Галичская, д.126, 156013;
2. ООО «Предприятие по утилизации ТБО», ул. Новосельская, д.156551;
3. ООО «Предприятие по уборке города», пр. Мира, д. 2, Кострома, 156013;
4. КРО ОООИВА (Костромская региональная организация общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы – «Инвалиды войны» Производственный участок -3), ул. Боровая, д. 34-а, Кострома, 156025;
5. ЗАО «КостромаЭкоСервис», ул. Ленина, д. 10, Кострома, 156000;
6. ООО «Жилподряд», ул. Ленина, д. 5, Кострома;
7. ООО «Коммунсервис», ул. Ленина, д. 5, Кострома;
8. ООО «Гермес», ул. Юбилейная, д. 10, Кострома,156009;
9. ООО «Чистый двор», ул. Костромская, д.73, Кострома, 156012;
10. ООО «КостромаТеплоТранспортПлюс», ул. Юрия Смирнова, д.28, Кострома, 156008
 
     5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

В соответствии с п. 6.1 порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории города Костромы основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж. 
Расчет общего объема рассматриваемого рынка,  определенного в продуктовых и географических границах,  и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.
Расчет объема исследуемых товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на них приведен в Приложении  1.

6. Определение показателей концентрации товарного рынка.

В соответствии с пунктом 40 Порядка, для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
    а) коэффициент  рыночной  концентрации (CR ) - сумма долей  на товарном рынке (выраженных в  процентах) определенного  числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
- высокий - при 70% <= CR3  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;
- умеренный - при 45% <= CR3  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;
-низкий - при CR3  < 45% или HHI < 1000.

В соответствии с представленными  в Приложении 1  данными,  индекс рыночной  концентрации  Герфинадля-Гиршмана  за 2012 год  на рынке  услуг по транспортировке ТБО  находится в значении 1000 <= HHI < 2000, а коэффициент  рыночной концентрации CR 3 в значении  45% <= CR  < 70%.    
Таким образом,  в  соответствии с указанными значениями региональный рынок   услуг по транспортировке ТБО  относится  к умеренноконцентрированным рынкам.
Коэффициент рыночной  концентрации  Герфиндаля-Гиршмана за 2012 год  на рынке  услуг по размещению ТБО находится в значении  2000 <= HHI <= 10000, и означает, что исследуемый рынок является высококонцентрированным. Коэффициент  рыночной концентрации CR 3 не представляется возможным определить, поскольку на данном рынке осуществляют деятельность 2 хозяйствующих субъекта.

          7. Определение барьеров входа на товарный рынок

   Как показал анализ представленных хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данных рынках, сведений административными барьерами на рынке по транспортировке ТБО является:
-несовершенство региональных и муниципальных нормативно-правовых документов, регламентирующих оборот отходов производства и потребления;
-открытая поддержка т продвижение на рынке услуг по транспортировке ТБО на территории города Костромы аффилированных Администрацией г. Костромы определенных  предприятий;
-отсутствие контроля и учета образования ТБО И КГМ.
Экономические  барьеры:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений - высокая стоимость мусоровозов и запчастей к ним, а также постоянное повышение цены на ГСМ.
Рынок услуг по размещению ТБО:
Административными барьерами на рынке по транспортировке ТБО является:
-обязательное лицензирование исследуемого вида деятельности;
-конкурсные процедуры по отбору организации по эксплуатации мест конечного пользования по размещению отходов и контроль со стороны полномочных органов по исполнению требований федеральных законов;
Экономические:
-демпинг цены предприятий, аффилированных с объектами размещения отходов;
-ненадлежащее исполнение предприятиями эксплуатации мест конечного размещения отходов.

     8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке. Выводы и предложения.

По результатам проведенного анализа  за 2012 года на рынках услуг по транспортировке ТБО,  услуг по размещению ТБО на территории города Костромы не установлены признаки доминирующего положения  хозяйствующих субъектов.
Рынок услуг по транспортировке ТБО является умеренноконцентрированным (конкуренция развита недостаточно).  Рынок услуг по размещению ТБО является высококонцентрированным (конкуренция не развита).