Размещали заказ без проведения торгов!

Сфера деятельности: Контроль органов власти

       Второй арбитражный аппеляционный суд поддержал решение Костромского УФАС России о признании факта нарушения администрацией города Костромы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

       Напомним,что17.05.2012 комиссия Костромского УФАС России приняла решение, в соответствии с которым признала в действиях администрации г.Костромы  факт нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции , выразившегося в принятии постановления, регламентирующего получение субсидий муниципальными унитарными предприятиями.

      Дело в том,что в 2010 году из бюджета города Костромы предоставлялись субсидии муниципальному унитарному предприятию города Костромы «Кустово» (далее – МУП «Кустово») и муниципальному унитарному предприятию города Костромы «Благоустройство» (далее – МУП «Благоустройство»), осуществляющим деятельность в области благоустройства, озеленения и растениеводства на территории города Костромы, в целях возмещения их затрат, возникших в связи с осуществлением указанных видов деятельности. Постановление, принятое администрацией г.Костромы исключило возможность иных потенциальных участников товарного рынка претендовать на получение субсидий, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ по благоустройству, озеленению и растениеводству, а также доступа иных хозяйствующих субъектов к обозначенному муниципальному ресурсу.

       Не согласившись с решением антимонопольного органа, администрация обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании его недействительным и отмене.

      Суд первой инстанции согласился с выводами Управления о нарушении администрацией установленного частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ антимонопольного запрета в связи с принятием им постановления и предоставлением субсидий конкретным хозяйствующим субъектам, по причине чего отказал в удовлетворении заявленных требований.

      Антимонопольным органом и судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что работы по благоустройству относятся к муниципальным нуждам, реализация администрацией предоставленных ей полномочий в этой сфере должна осуществляться посредством проведения процедуры торгов, регламентированной нормами Закона № 94-ФЗ. Работы по благоустройству, озеленению, растениеводству являются конкурентным видом деятельности. Следовательно, такие работы могут выполняться любым хозяйствующим субъектом независимо от форм собственности, а не только муниципальными предприятиями. При проведении публичных торгов экономия бюджетных средств составляет, как правило, 10%. В рассматриваемом случае фактически осуществлялось размещение заказа для муниципальных нужд города Костромы без проведения торгов путем предоставления субсидий МУП «Кустово» и МУП «Благоустройство».

      27.02.2013 года Второй арбитражный аппеляционный суд поддержал решение Костромского УФАС России и оставил его в силе. Должностное лицо администрации г.Костромы признано виновным, назначен штраф в размере 15 000 рублей.
 

Справка:

ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

 

1. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.