Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке нерудных строительных материалов на территории Костромской области за 2014-2015 год

Введение

 

Анализ состояния конкурентной среды на рынках нерудных строительных материалов выполняется Костромским УФАС России в соответствии с пунктом 4.1 Приказа ФАС России от 18.12.2014 №790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы».

 

Целью настоящего анализа в соответствии с Методическими рекомендациями, является оценка состояния конкуренции рынков нерудных строительных материалов (далее НСМ), установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, а также выявление проблем и ограничений

Анализ оценки конкуренции  проводился в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

1) Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок анализа рынка) (в ред. Приказа ФАС России от 30.01.2015 № 33/15);

2) Приказ ФАС России от 18.12.2014 №790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 - 2016 годы»;

3) Методическими рекомендациями представленными с письмом ФАС от 10.02.2016 АЦ/7705/16

 

Для проведения комплексного анализа рынков НСМ специалистами Костромского УФАС России были использованы сведения, представленные следующими организациями:

1.) Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области;

2.) Департаментом строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области;

3.) Департаментом транспорта и дорожного хозяйства  Костромской области;

4.) Хозяйствующими субъектами (производителями и потребителями), действующими  рынке НСМ.

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по разработке и реализации нерудных строительных материалов на территории Костромской области.

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Согласно методическим рекомендациям по проведению анализа рынка НСМ  и приказа ФАС России от 18.12.2014 № 790/14  «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы», временной интервал исследования рынка – 2014-2015 гг.

 

Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Продуктовые (товарные) границы рынка – это товар, не имеющий заменителей, или группа (набор) взаимозаменяемых товаров (субститутов).

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка анализа рынка определение продуктовых границ товарного рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Пункт 3.4 Порядка анализа рынка предусматривает предварительное определение товара на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

 Нерудные строительные материалы - неорганические зернистые, сыпучие строительные материалы минерального происхождения, получаемые почти исключительно в карьерах из горных пород, в том числе из попутно добываемых пород и отходов обогащения горно-обогатительных предприятий и применяемые в строительстве без изменения их химического состава и фазового состояния.

Технологии, используемые в производстве нерудных строительных материалов, включают добычу минерального сырья, его механическую обработку или обогащение. Промышленность нерудных строительных материалов объединяет предприятия, производящие (добывающие) в качестве основной продукции щебень, гравий, песок, песчано-гравийную смесь.

Вопрос о взаимозаменяемости нерудных строительных материалов, а именно щебня и гравия, обширный и спорный. Классификация щебня и гравия по фракциям, а также по способу происхождения  и применения (например, щебень известняковый и щебень гранитный) позволяет выявить и проанализировать все основные группы указанных нерудных строительных материалов. Однако такая классификация является очень обширной.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001г. № 454-ст, деятельность по добыче гравия, песка (код 14.2) и разработка гравийных и песчаных карьеров (код 14.21) относится к разделу С, подраздел СВ «Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических».

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005 -93 (ОКП) к нерудным строительным материалам (код 57 1100) относятся исследуемые группы товаров:

• щебень и гравий из природного камня и песочно-гравийных материалов – код 57 1101;

• песок строительный природный – код 57 1104;

• смесь песчано-гравийная – код 57 1130.

Песок природный

В зависимости от того, где добывают сырье (карьер или море), различают карьерный песок и песок с подводных месторождений (намывной).

Для строительных организаций применение карьерного или намывного песка принципиального значения не имеет, главное – качество и его соответствие ГОСТу.

Строительный песок, независимо от способа его производства, предназначен для применения в качестве заполнителя тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, приготовления сухих смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

ПГС

Добывается ПГС со дна водоемов (озер, рек), а также в карьерах. ПГС подразделяется на два типа: природная и обогащенная (дополнительное внесение в смесь гравия).

Между ПГС  и ОПГС существует только одно весомое отличие. Это процентное соотношение песка и гравия в смеси. ОПГС содержит 70% гравия и 30% песка, в ПГС содержится 30-40% гравия и 60-70% песка. Однако производители ОПГС могут варьировать состав продукции путем увеличения или уменьшения в составе ОПГС гравия.

ПГС чаще используется в качестве вспомогательного материала, дренирующего материала и верхнего подстилающего слоя.  

ОПГС широко применяется перед заливкой бетонным раствором, для выравнивания слоя дорожной «одежды», а также в ландшафтных работах. Главной особенностью ОПГС является ее свойство предупреждать усадку за счет большого содержания гравия. 

Щебень, гравий

Область применения - в качестве заполнителя для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ.

На функциональное назначение щебня влияют его характеристики, выделяемые в нормативно-технической документации. В первую очередь – прочность. Предел прочности в наибольшей степени зависит от исходной горной породы добываемого щебня, которые подразделяются на:

• «щебень из изверженных и метаморфических горных пород»;

• «щебень из осадочных и метаморфических горных пород»

• «щебень из гравия и валунов плотных горных пород»;

Представленная классификация нерудных строительных материалов, безусловно, ограничена, но позволяет выделить и проанализировать все основные группы указанных материалов, используемых в строительстве и производстве строительных материалов.

Учитывая изложенное, в рамках данного анализа, предлагается определить продуктовые границы рынка в пределах:

• щебень из гравия и валунов плотных горных пород;

• песок природный;

• ПГС;

• ОПГС.

 

IV. Географические границы товарного рынка

 

Данное исследование охватывает рынки Костромской области.

Для определения географических границ товарного рынка проведен опрос хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Костромской области, и осуществляющих реализацию нерудных строительных материалов.

Географические границы товарного рынка

Данное исследование охватывает рынки Костромской области.

В качестве основных критериев при выделении географических границ товарных рынков нерудных строительных материалов использованы следующие факторы:

Наличие разведанных и разработанных месторождений;

Возможность перемещения товара между территориями;

Сохранность потребительских свойств в процессе транспортировки;

Отсутствие ограничений на ввоз и вывоз товара;

Установившиеся связи между производителями и потребителями;

тест «гипотетического монополиста»;

Ценовая политика;

Транспортные затраты.

Учитывая то, что транспортные расходы (при транспортировке автомобильным транспортом невыгодным становится перемещение товара на расстоянии более 60 километров) составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара, а в некоторых случаях превышают его стоимость, географические границы товарного рынка во многом определяется расположением разрабатываемых месторождений по отношению к той или иной группе покупателей.

На территории костромской области ведется добыча щебня из гравия и валунов плотных горных пород, песка, песчаного материала.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка анализа рынка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В статье 4 Закона о защите конкуренции даны понятия товара и товарного рынка. Согласно определениям, данным в указанной статье, товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 5.2 Порядка анализа рынка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Для определения состава продавцов (производителей) на рынках НСМ использовались данные:

- Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды по Костромской области;

- информация, размещенная на официальном сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды по Костромской области;

(http://dpr44.ru/filearhiv/pub/Kadastr_mestorozdeniy.pdf).

- сведения, полученные от физических и юридических лиц.

Сведения о месторождениях основных общераспространенных полезных ископаемых, перечень выданных лицензий, информация об объемах запасов полезных ископаемых представлены в Приложении 1, Приложении 2.

По результатам проведенного анализа установлено, что на территории Костромской области отсутствовали недропользователи, входящие в одну группу лиц и осуществляющие добычу одного/нескольких вида сырья.

Информация об имеющихся месторождениях полезных ископаемых и о переданных в пользование месторождений представлена в Приложениях 1,2.

Покупателями НСМ являются предприятия по производству железобетонных изделий и конструкций, строительные организации и дорожные предприятия.  Юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а также население, использующее данные материалы для индивидуального строительства.

Возможность замены используемых нерудных строительных материалов на другие, а также возможность поставки НСМ из-за пределов Костромской области представлена в Приложении 4.

Необходимо отметить, что не все хозяйствующие субъекты, имеющие соответствующие лицензии на освоение и разработку месторождений нерудных строительных материалов, осуществляют производственную деятельность, что связано с отсутствием необходимых инвестиций для полноценного освоения месторождения, в том числе создания необходимой инфраструктуры.

Кроме того, есть такие хозяйственные субъекты, которые добывают щебень для собственных нужд в собственных или арендованных карьерах, у собственников которых имеется лицензия на осуществление указанных видов деятельности. Это, в первую очередь, дорожно-эксплуатационные предприятия, которые используют рассматриваемые товары как компонент для производства асфальтобетона, строительства и ремонта автодорог.

При этом следует обратить внимание на проблему неиспользования лицензиатами источников НСМ и неосуществления добычи НСМ, при наличии лицензии.

                                                                                                                  

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с пунктом 6.1. Порядка анализа рынка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. 

Расчет общего объема товарной массы будет производиться по объемам продаж (поставок) минеральных удобрений в натуральных показателях (тоннах).

Объем выявленного товарного рынка будет определяться как сумма объемов продаж (оптовой реализации) в определенных географических границах для определенного состава (групп) покупателей рассматриваемого рынка с вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию за исследуемый период.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

             n

(СR) = SUM  D,

           i=1    i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах)                                на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

            N    2

HHI = SUM D,

           i=1  i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий – при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный – при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <=  HHI < 2000;

- низкий – при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов.

В соответствии с критериями значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, определенными в пункте 7.2 Порядка анализа рынка, оптовый рынок минеральных удобрений в географических границах Костромской области относится к рынкам с высоким уровнем концентрации. Показатели высокого уровня концентрации товарного рынка свидетельствуют о неразвитой конкуренции на данном рынке. Расчеты объемов товарных рынков, долей хозяйствующих субъектов, уровни концентрации товарных рынков представлены в Приложении 3.

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

 

Барьеры входа — это такие обстоятельства, которые увеличивают риск предпринимательства, продлевают время становления субъекта на рынке или повышают финансовые затраты на вход нового поставщика.

Барьеры входа на товарный рынок НСМ, а также ответы хозяйствующих субъектов на вопросы анкет представлены в Приложении 4.

По результатам ответов участников рынка НСМ выявлены следующие барьеры:

1) экономические барьеры, такие как:

- первоначальные инвестиции, необходимые для проведения геологоразведочных работ и освоения новых месторождений;

- транспортные ограничения, неразвитость рыночной инфраструктуры;

- ограниченность ресурсов, отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

2) административные ограничения, связанные с:

- получением лицензий (разрешений) на освоение того или иного месторождения;

- сроками оформления разрешительных документов;

На территории Костромской области среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов не выявлено вертикально-интегрированных структур.

  

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Рассматриваемый рынок НСМ во временном интервале 2014-2015 гг. в географических границах административных границ Костромской области оценивается как высококонцентрированный с не развитой конкуренцией.

По результатам проведенного анализа установлено, что рынки НСМ на территории Костромской области являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией (Приложение 3).

При оценке состояния конкурентной среды по результатам проведенного анализа хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, выявлено что:

· на динамику цен на товарном рынке, на динамику себестоимости производства и продажи товара, на динамику объема рассматриваемого товарного рынка и спроса влияет сезонность добычи НСМ, а также сезонность строительных работ;

· рынок НСМ достаточно открыт для межрегиональной торговли, однако наибольшая доля нерудных строительных материалов реализуется на территории Костромской области, что связано со значительными транспортными издержками на перемещение товара за пределы области.

факторы, ограничивающие конкуренцию и оказывающим существенное влияние на конкуренцию (значительная доля вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов; снижение в течение временного интервала исследования доли хозяйствующих субъектов, не являющихся вертикально-интегрированными; доминирующее положение вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, на одном из смежных товарных рынков) не выявлены.