Заместитель руководителя Костромского УФАС России дал интервью газете "Костромские Ведомости" по теме: "Реклама должна быть правдивой"
Заместитель руководителя Костромского УФАС России дал интервью газете "Костромские Ведомости" по теме: "Реклама должна быть правдивой"
Она на улицах города, в почтовых ящиках и в СМИ. Она призывает нас открывать депозиты, брать кредиты и делать займы. А всегда ли можно доверять тому, что сообщает и обещает реклама? Об этом корреспондент «КВ» побеседовал с заместителем руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области Олегом РЕВЕЛЬЦЕВЫМ.
— Олег Владимирович, расскажите, пожалуйста, о рекламе финансовых услуг. Какие действуют в этой сфере законы?
— Законов много, но основной так и называется — «О рекламе». Он очень легко читается, это один из немногих законов, который можно понять простому человеку, не юристу. В статье 28 предъявляются особые требования к рекламе финансовых услуг. При упоминании хотя бы одного из условий кредита или депозита, влияющего на доходы и расходы, в рекламе должны быть указаны все такие условия. Это позволяет потребителю верно оценить свои финансовые риски. То есть, если вы обещаете какие-то проценты, то будьте добры: расскажите все условия. Второй момент из той же статьи 28 — нельзя гарантировать доходность, если вы ее не можете подтвердить на момент заключения договора.
— И что, наши финансисты часто нарушают эти требования?
— Массового явления нет, есть отдельные случаи. Но и их мы не можем оставить без внимания. Я не устаю повторять рекламодателям — банкам, микрофинансовым организациям, кредитно-потребительским кооперативам: прекратите в наружной рекламе указывать более привлекательные условия.
— Это процент?
— Не обязательно. Недавно появилась тенденция указывать размер вклада. Например, 30 тысяч рублей. Другие указывают слово «рассрочка», «ноль процентов» и так далее.
— Так что, нельзя выделять крупно одно из условий? Все должно быть одинаковым шрифтом?
— Выделение возможно, если вы уверены, что это не введет в заблуждение тех лиц, которые воспринимают эту рекламу. Причем, одно дело газета, в которой можно не спеша рассмотреть мелкий шрифт и все прочитать. И другое дело наружная реклама. Вот баннер на дороге, машины проезжают на скорости, прочесть текст мелкий невозможно. И получается так, что выделяются одни условия сделки и фактически умалчиваются другие условия.
— Все это тонкие вещи, тот же шрифт взять. Один человек его видит, другой, со слабым зрением, не видит. Как избежать субъективизма?
— Мы руководствуемся судебной практикой, постановлениями Высшего арбитражного суда, пленумов Верховного суда. Все эти документы являются источниками права. А чтобы не было субъективизма, создан экспертный совет в нашем управлении. Туда входят профессионалы в сфере права, рекламы, представители учебных заведений, общественных организаций. И в спорных случаях этот орган выносит свое заключение.
— Какие еще существуют ограничения, кроме размера шрифта?
— Могу привести такой пример. Висела в городе реклама банковских услуг, на ней изображена девочка. А существует запрет на использование образа ребенка при рекламировании недетских товаров. Психологи давно доказали, что изображение ребенка повышает доверие к рекламе, и этим пользуются где можно и где нельзя.
— Какие санкции ждут нарушителей закона?
— Ответственность за нарушение закона о рекламе предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, а именно статьями 14.3, 14.3.1. То есть это штрафы. На физических лиц предусмотрены штрафные санкции в размере от двух до четырех тысяч рублей, на должностных лиц от четырех до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц от сорока до восьмисот тысяч рублей.
— Очень уж сурово. А если нарушил впервые или есть смягчающие обстоятельства?
— У антимонопольной службы никогда не было цели «выписать» как можно больше штрафов. Главное — сделать рынок более цивилизованным, защитить интересы граждан, а если нужно, то и интересы бизнеса. Стоит отметить, что в 2016 году в КоАП были внесены изменения, касающиеся штрафных санкций для субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно возможность замены штрафа на предупреждение, если правонарушение данными субъектами было совершено впервые. И такая мера нами широко применяется. Дело ведь не в штрафе, просто надо барьер ставить для таких вещей.
— Хотелось бы услышать о рекламе микрофинансовых организаций. Денеги у них занять легко, а вот рассчитаться с долгом потом — проблема. Жалуются на них граждане?
— Жалоб как таковых немного. Но мы проверяем МФО не только по заявлениям. Подчеркну, что деятельность микрофинансовых организаций легальна и разрешена. Но нарушений в сфере рекламы у них тоже достаточно. Если брать статистику, то в 2016 году половина дел о нарушении закона «О рекламе» у нас была возбуждена именно против микрофинансовых организаций и кредитно-потребительских кооперативов. У КПК основное нарушение — все тот же «мелкий шрифт». Кредит гражданин получит, но для этого, оказывается, он должен вступить в члены КПК. И вот он должен заплатить вступительный взнос от 100 рублей и выше. А также в любой момент общее собрание может изменить размер этих паевых взносов.
— Гражданину в идеале надо бы иметь юридическое и финансовое образование, а также уйму времени и лупу в руке, чтобы не спеша изучить договор, который он подписывает. Но в реальной жизни это невозможно.
— Да, много подводных камней. И наша задача — постараться предупредить эти ситуации. Мы можем это делать, проводя мониторинг ненадлежащей рекламы. Чтобы рекламного «мусора» не было на улицах города, не было на телевидении, в газетах. И когда встречаемся с этим, мы должны предупредить людей, поставить знак «Осторожно!»
Справка:
Ссылка на материал от 15 августа 2017 года на странице сайта газеты "Костромские Ведомости": http://44kv.ru/lyudi/5739-reklama-dolzhna-byt-pravdivoj
Пресс-служба Костромского УФАС России