Протокол от 25.10.2012г.

Управление Федеральной антимонопольной службы
по Костромской области

 

ПРОТОКОЛ

Заседания Общественно-консультативного Совета
при Управлении Федеральной антимонопольной службы
по Костромской области

 

__________________________________________________________________________

«25» октября 2012 г.                                                                                            г. Кострома

 

 

Председательствовал:                                                                                О.В. Ревельцев

 

 

Присутствовали:

 

Члены Общественно-консультативного совета:
Д.Г. Аббакумов, Г.В. Кириллов, В.В. Колосов, В.А. Ковалевский, М.И. Фирко, М.И. Беркович, Д.В. Бырдин.

Присутствующие гости:

 

 

 

Ответственный секретарь:                                    С.В. Егоров, Л.В. Петухова - пред-ставители Департамента строитель-ства, архитектуры и градострои-тельства Костромской области; А.В. Моисеев – президент Костромской Топливной Ассоциации.

 

Н.А. Моисеенко

1. ИНФОРМАЦИЯ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРИОРИТЕТОВ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НА ПЕРИОД ДО 2018 г.

 

О.В. Ревельцев – зачитал доклад и представил презентацию основных направ-лений конкурентной политики, приоритетов антимонопольного регулирования и стратегических целей ФАС России на период до 2018 г.

Г.В. Кириллов – в Департаменте транспорта Костромской области пытаются совершенствовать закон о пассажирских перевозках не дожидаясь Федерального за-кона. К чему нам готовиться кроме основного акта?

 

О.В. Ревельцев – в Думе внесли проект закона в 2007 г., он сейчас во втором чтении, в данный момент он приостановлен, но думаю его примут. Основная квинтэс-сенция предусматривает пассажирские перевозки с регулируемым и нерегулируемым тарифом. Регулируемым только там, где есть социальная потребность, где будут оп-лачиваться гарантированные финансовые средства (субсидии) и нерегулируемый та-риф – принцип открытости.

Г.В. Кириллов – от антимонопольного органа, к сожалению, по данному закону нет пока ни каких предложений. Администрация области заключает договоры на му-ниципальную услугу по пассажирским перевозкам, становится не понятно, что это за муниципальная услуга, кто кому платит, сколько денежных средств проходит через бюджет. Поэтому возникает вопрос, что готовит ФАС России и Костромское УФАС России в частности по данному вопросу?

 

О.В. Ревельцев – я готов включить данный вопрос на следующее заседания ОКС. Если федеральное законодательство будет принято с общими принципами, мы решим данную проблему или нет?

Г.В. Кириллов – по данному вопросу судебная практика разная.

 

О.В. Ревельцев – пока отсутствует федеральный закон, судебная практика в ка-ждом регионе формируется по-своему.

Г.В. Кириллов – также хочется поднять такой вопрос, как создание во всей стране естественно монопольной сети (сода пищевая, растительное масло – при хо-рошем урожае цена также не падает).

 

А.В. Моисеев – в сфере рынка нефтепродуктов отсутствуют экономические ме-ханизмы, т.е. рыночная экономика отсутствует.

Решение по 1 вопросу:

 

1. Принять направления конкурентной политики, приоритетов антимонополь-ного регулирования и стратегических целей ФАС России до 2018 г.;
2. Предлагаем дополнить следующими предложениями:
 Ускорить процесс подписания законопроектов «Об особенностях оборо-та нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации»;
 Отметить, что экономические законы на рынке нефтепродуктов не рабо-тают в виду влияния ВИНКов на все сферы, начиная от добычи нефти и заканчивая розничной реализацией автомобильных бензинов и дизельно-го топлива через АЗС.
3. Обратить внимание на увеличение концентрации в сфере продуктов питания, а именно: пищевая сода и растительное масло.

2. УЛУЧШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА В СФЕРЕ ЖИ-ЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В СФЕРАХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

 

М.И. Фирко – Градостроительным Кодексом определено: частные дома, дома до трех этажей включительно, дома блокированные в несколько квартир – дано чет-кое определение, что может строить любой, что и делается успешно в настоящее вре-мя. В итоге в настоящее время судебные приставы ищут, кто снесет дом на ул. Сверд-лова, который был построен без разрешения. Соответственно в сфере жилищного строительства главная проблема одна: уходят квалифицированные специалисты и приходят в данную сферу неквалифицированные. В данном рынке конкуренция обес-печена.

Д.Г. Аббакумов – Михаил Иванович, недавно произошло уменьшение админи-стративных барьеров, сокращение сроков рассмотрения технических регламентов и др. Вы почувствовали это на себе?

 

М.И. Фирко – по данному вопросу скажу следующее. Приказ Минэкономразви-тия от 14.10.2011 № 577 «О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный пе-риод применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зда-ний, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства», в результате, что получилось, дом построен, комиссия его приняла, разрешение на ввод имеется, раньше было в БТИ пять дней – разрешение зарегистрировано и идешь в Росреестр, там тебе зарегистрируют все – 40 дней максимум. Сейчас пять дней регистрируется разрешение на ввод, после этого 30 дней БТИ готовят в электронном виде техни-ческий паспорт, после этого строитель берет этот технический паспорт и идет регист-рировать, после того как получает свидетельство регистрации дольщик имеет право идти в БТИ, пишет заявление и в течение 30 дней получает технический паспорт, с ним он идет в кадастр – это еще 30 дней, после этого идет регистрировать. Вроде бы Росреестр и Кадастр это одно управление, но приходится проходить все по два круга. В результате было 40 дней, а теперь 155 дней.

С.В. Егоров – дело в том, что у нас существует два федеральных закона, кото-рые противоречат друг другу. Первый Федеральный закон это «ведение регулирова-ния строительной отрасли» и второй Федеральный закон это Градостроительный ко-декс Российской Федерации, который четко и понятно говорит, что государственной экспертизе подвергаются объекты этажностью выше трех и площадью свыше 1 500 м2. А то, что не подвергается государственной экспертизе, в то же время и не подвер-гается государственному архитектурному надзору. Поэтому все, что касается мало-этажного жилищного строительства люди, творят все, что хотят, они не подотчетны.

 

Г.В. Кириллов – в данный период времени у нас отсутствует техническая сто-рона контроля.

Л.В. Петухова – в настоящее время разработан проект закона о внесении изме-нений в Градостроительный Кодекс. Статья 53 Градостроительного Кодекса преду-сматривает те случаи, что когда в случаях не осуществляется градостроительный над-зор, то при выдаче разрешения на ввод проводится осмотр объекта на соответствие, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства. Так вот, в на-стоящее время подготовлен проект закона, который предусматривает, в том числе при проведении осмотра построенного объекта требованиям технических регламентов.

 

С.В. Егоров – Указом президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспе-чению граждан Российской Федерации доступным и комфортным  жильем и повы-шению качества жилищно-коммунальных услуг», а также в соответствии с пунктом 22 перечня поручений президента от 13.02.2012 г. Министерством регионального раз-вития разрабатывается план антикорупционной защиты и защиты добросовестной конкуренции в сфере строительства. Администрацией Костромской области было предложено Департаменту строительства подготовить предложения в этот план. Дан-ное выступление хочется посвятить именно подготовке предложений. Для этого мы подготовили презентацию о имеющейся информации по строительной сфере на тер-ритории Костромской области и довести те выводы к которым мы пришли. Разработка плана мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической дея-тельности, недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сфере жи-лищного строительства, производства строительных материалов поручено Прави-тельству Российской Федерации в рамках реализации указа Президента в срок до де-кабря 2012 г. Департаментом строительства в рамках указанного поручения проведен анализ конкурентной среды в сфере строительства на территории региона, выявлены основные проблемы и основные мероприятия которые необходимо совершить на строительном рынке. В настоящее время конкурентная среда в сфере строительства на территории региона является деятельностью более 1 500 строительных организаций и 74 предприятий производства строительных материалов и строительной индустрии. Кроме того у нас имеется 37 проектно изыскательских организаций. Численность работающих в строительной отрасли составляет 11 500 человек. В 2012 г. различным застройщикам было выдано 3 500 разрешений на строительство, в то время как 2011 г. их на всю область было выдано 1 500. Анализ цены показал, что разница в ценовой политике ризных строительных фирм на однотипную строительную продукцию не превышает 5 %. Соответственно, говорить о том, что какая-то компания захватила рынок и злоупотребляет своим доминирующим положением на сегодняшний день говорить не приходится. О сговоре компаний тоже не может быть речи, так как рядом находятся соседи (Иваново, Ярославль, Владимир, Вологда), которые изготавливают ту же продукцию и практически в том же ценовом диапазоне. Но при всем при этом начать массовое строительство жилья невозможно в виду того, что существуют ог-ромные первоначальные вложения (высокая стоимость земельных участков, техноло-гического присоединения, электроприсоединения), соответственно не хватает оборот-ных средств, что бы построить за короткий период времени все жилье.
Следующим фактором, препятствующим нормальному развитию конкуренции является отсутствие развитой инфраструктуры в Российской Федерации, позволяющая подрядным организациям и производителям строительной продукции изучать и находить потенциальные рынки сбыта. Кроме пути изучения порталов либо офици-альных сайтов администраций, органов исполнительной власти субъектов либо феде-ральных органов на которых публикуется информация о проводимых конкурсах нет. Поэтому мы находимся в информационном вакууме.
Следующий момент, длительность процедуры выдачи технических условий и проведение экспертизы проектной документации. Мы по максимуму пытались сокра-тить сроки проведения всех процедур, но, к сожалению, если говорить о длительности проведения экспертизы проектной документации четко регламентирована федераль-ным законом, на проведение государственной экспертизы отводится три месяца.

А.В. Моисеев – у нас имеется аккредитованная организация?

 

С.В. Егоров – да, на сегодняшний день пять в России.

А.В. Моисеев – организации Костромской области входят в реестр? Дело в том, что я не мог получить разрешение на строительство, потому что они в реестр не вхо-дят, в том числе и государственная наша экспертиза, которая также не имеет право выдавать разрешение на строительство. Разрешение выдаются только этой организа-ции, но если я пришел с заключением другой организации, мне не выдадут разреше-ние на строительство, хотя они тоже не в реестре. На территории области нет ни одной организации, которая была бы в реестре.

 

С.В. Егоров – для того, что бы находиться в реестре они должны иметь аккре-дитованных специалистов, аккредитацию проводит Минрегион.

Л.В. Петухова – порядок, кто имеет право выдавать заключения негосударст-венных экспертиз определен.

 

С.В. Егоров – государственную экспертизу имеет право проводить только об-ластное государственное учреждение Костромагосэкспертиза.

Л.В. Петухова – мы вышли с запросами в Росреестр, Кадастровую палату и в Облтехинвентаризацию, чтобы они вышли с предложением в Правительство о воз-можности сокращения сроков рассмотрения проектной документации.

 

Решение по 2 вопросу:

1. Пришли к выводу о достаточном уровне  конкуренции на территории Кост-ромской области в сфере жилищного строительства и производства строительных ма-териалов;
2. Рассмотреть вопрос о порядке и правомерности выдачи заключений государ-ственной экспертизы на объекты строительства;
3. Отметить, что сроки оформления и выдачи технической документации о вво-де объектов строительства в эксплуатацию значительно увеличились на уровне феде-ральных органов и учреждений;
4. Обратить внимание, что в сфере малоэтажного строительства отсутствует технический контроль. Соответственно, в настоящий момент происходит постепенное вытеснение с указанного рынка высококвалифицированных и зарекомендовавших се-бя специалистов (в виду высоких издержек) и замена их низкоквалифицированными специалистами.

 

 

Председательствующий                                                                                 О.В. Ревельцев

 

 

Ответственный секретарь                                                                            Н.А. Моисеенко

Дата проведения Совета: 
25 октября 2012, 15:38