Решение и предписание по делу № 04-65/911 от 27.01.2011 года в отношении Департамента здравоохранения КО

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 04-65/911
Дата публикации: 1 февраля 2011, 00:00

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-65/911 о нарушении антимонопольного законодательства

(извлечение)

 

1 февраля 2011 г.                                                                                                    г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2011 г.

Решение изготовлено в полном объеме 1 февраля 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия, Костромское УФАС России) в составе <…> в присутствии Департамента здравоохранения Костромской области <…>, рассмотрев дело № 04-65/911 по признакам нарушения Департаментом здравоохранения Костромской области (г. Кострома, ул. Свердлова, 129) (далее - Департамент) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В 2010 году, согласно поручению Федеральной антимонопольной службы от 27.04.2010 № АК/12384, Костромским УФАС России проведен анализ практики лицензирования медицинской деятельности с целью выявления признаков нарушения запрета на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам со стороны лицензирующих органов.

В ходе проведенного анализа управлением был выявлен факт установления Департаментом необоснованных требований к ИП <…> при проведении проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности. Департаментом было отказано ИП <…> в предоставлении лицензии в связи с нарушением ею как соискателем лицензии подпункта «з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства России от 22.01.2007 № 30 (далее - Положение). В частности, ИП <…> не были представлены документы, подтверждающие порядок организации деятельности врачебной комиссии по вопросам осуществления контроля качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий (далее – Врачебная комиссия).

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Положения, требование о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии распространяется на лицензиатов, а не на соискателей лицензии (лиц, обращающихся с заявлением о предоставлении лицензии впервые). Указанные действия со стороны Департамента, в числе прочих обстоятельств, явились основанием для отказа в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности ИП <…>.

Усмотрев в действиях Департамента признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, управление возбудило в отношении Департамента дело № 04-65/911 о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пояснениям Департамента, проверка возможности выполнения соискателем лицензии ИП <…> лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности оформлялась в соответствии с приказом Росздравнадзора от 25.04.2007 № 764-Пр/07 «О внесении изменений в приказ Росздравнадзора от 05.03.2007 № 469-Пр/07 «Об утверждении форм документов, используемых при лицензировании медицинской деятельности». Пунктом 11 приложения № 1 к данному приказу (Акт проверки возможности выполнения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности) предусматривалась проверка возможности обеспечения соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых работ и услуг установленным требованиям и стандартам (проверка пп. «з» п.5 Положения). Соискателем лицензии ИП <…> документов по данному пункту представлено не было.

Осуществление оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств определено в Порядке организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.03.2007 № 170 и приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 № 513н.

По ИП <…> отказ в предоставлении лицензии основывался на невыполнении большинства основных лицензионных требований и условий. Данный пункт акта не был основной причиной отказа, а рассматривался в совокупности.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения Департамента, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно подпункту 1 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент осуществляет лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи).

В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), на осуществление медицинской деятельности требуется лицензия.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о лицензировании, под лицензиатом понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. Соискатель лицензии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Положения, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности является обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).

Пунктом 7 Положения, устанавливающим требования к соискателям лицензии, не предусмотрено вышеуказанное требование.

Таким образом, требование подпункта «з» пункта 5 Положения применимо исключительно к лицензиатам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно представленным Департаментом материалам (в том числе Реестру выданных лицензий на осуществление медицинской деятельности), на момент обращения в Департамент за предоставлением лицензии ИП <…> не имел действующей лицензии (то есть являлся соискателем лицензии).

По результатам проведенной комиссией Департамента проверки возможности выполнения соискателем лицензии ИП <…> лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности составлен акт от 23.07.2009. Согласно пункту 11 указанного акта, ИП <…> не выполнено требование подпункта «з» пункта 5 Положения, а именно, не представлены документы, подтверждающие порядок организации деятельности Врачебной комиссии.

Указанное нарушение ИП <…> подпункта «з» пункта 5 Положения явилось, в числе прочих, основанием для отказа в предоставлении ему лицензии на осуществление медицинской деятельности, о чем был издан приказ директора Департамента от 24.07.2009 № 576.

Таким образом, Департамент неправомерно установил для соискателя лицензии ИП <…> при проведении проверки возможности выполнения им лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности требование о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии. Указанные действия Департамента в совокупности с другими обстоятельствами привели к отказу ИП <…> в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Доводы Департамента о необходимости проведения проверки соискателя лицензии на предмет соблюдения им подпункта «з» пункта 5 Положения (согласно форме акта проверки, утвержденной приказом Росздравнадзора от 25.04.2007 № 764-Пр/07) Комиссией отклоняются, поскольку указанный приказ не устанавливает требования к соискателям лицензии, в отличие от Положения. Поскольку Положением запрещено предъявлять к соискателям лицензии иные требования, кроме лицензионных требований, установленных Положением, Департамент имел возможность в пункте 11 акта проверки указать, что проведение проверки ИП <…> на предмет соблюдения подпункта «з» пункта 5 Положения не требуется, поскольку он является соискателем лицензии.

Таким образом, действия Департамента по установлению не предусмотренного законодательством вышеуказанного требования к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности ИП <…> могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания медицинских услуг частными организациями и индивидуальными предпринимателями, поскольку у ИП <…> отсутствовала бы возможность законно осуществлять медицинскую деятельность при отсутствии лицензии.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Департамента нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <…> путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к нему как к соискателю лицензии о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии, в качестве условия для получения ИП <…> лицензии на осуществление медицинской деятельности.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Департаментом пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <…> путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к нему как к соискателю лицензии о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии, в качестве условия для получения ИП <…> лицензии на осуществление медицинской деятельности.

2. Выдать Департаменту предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: при проведении проверки следующего по очереди (после получения данного предписания) соискателя лицензии на предмет возможности выполнения им лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности не допускать установления требования, предусмотренного подпунктом «з» пункта 5 Положения.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

(извлечение)

 

1 февраля 2011 г.                                                                                                  г. Кострома
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 1 февраля 2011 г. по делу № 04-65/911 о нарушении Департаментом здравоохранения Костромской области (г. Кострома, ул. Свердлова, 129) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            1. Департаменту здравоохранения Костромской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: при проведении проверки следующего по очереди (после получения настоящего предписания) соискателя лицензии на предмет возможности выполнения им лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности не допускать установления требования, предусмотренного подпунктом «з» пункта 5 Положенияо лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства России от 22.01.2007 № 30.

            2. Департаменту здравоохранения Костромской области о выполнении настоящего предписания сообщить в Костромское УФАС России в срок до 10.03.2011, с приложением копий акта и приказа по результатам проверки соискателя лицензии.

           

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6314 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 04-65/911 от 27.01.2011 года в отношении Департамента здравоохранения КО [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6314 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323675973 [changed] => 1370519998 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519998 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-65/911 о нарушении антимонопольного законодательства

(извлечение)

 

1 февраля 2011 г.                                                                                                    г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2011 г.

Решение изготовлено в полном объеме 1 февраля 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия, Костромское УФАС России) в составе <…> в присутствии Департамента здравоохранения Костромской области <…>, рассмотрев дело № 04-65/911 по признакам нарушения Департаментом здравоохранения Костромской области (г. Кострома, ул. Свердлова, 129) (далее - Департамент) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В 2010 году, согласно поручению Федеральной антимонопольной службы от 27.04.2010 № АК/12384, Костромским УФАС России проведен анализ практики лицензирования медицинской деятельности с целью выявления признаков нарушения запрета на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам со стороны лицензирующих органов.

В ходе проведенного анализа управлением был выявлен факт установления Департаментом необоснованных требований к ИП <…> при проведении проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности. Департаментом было отказано ИП <…> в предоставлении лицензии в связи с нарушением ею как соискателем лицензии подпункта «з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства России от 22.01.2007 № 30 (далее - Положение). В частности, ИП <…> не были представлены документы, подтверждающие порядок организации деятельности врачебной комиссии по вопросам осуществления контроля качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий (далее – Врачебная комиссия).

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Положения, требование о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии распространяется на лицензиатов, а не на соискателей лицензии (лиц, обращающихся с заявлением о предоставлении лицензии впервые). Указанные действия со стороны Департамента, в числе прочих обстоятельств, явились основанием для отказа в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности ИП <…>.

Усмотрев в действиях Департамента признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, управление возбудило в отношении Департамента дело № 04-65/911 о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пояснениям Департамента, проверка возможности выполнения соискателем лицензии ИП <…> лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности оформлялась в соответствии с приказом Росздравнадзора от 25.04.2007 № 764-Пр/07 «О внесении изменений в приказ Росздравнадзора от 05.03.2007 № 469-Пр/07 «Об утверждении форм документов, используемых при лицензировании медицинской деятельности». Пунктом 11 приложения № 1 к данному приказу (Акт проверки возможности выполнения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности) предусматривалась проверка возможности обеспечения соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых работ и услуг установленным требованиям и стандартам (проверка пп. «з» п.5 Положения). Соискателем лицензии ИП <…> документов по данному пункту представлено не было.

Осуществление оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств определено в Порядке организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.03.2007 № 170 и приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 № 513н.

По ИП <…> отказ в предоставлении лицензии основывался на невыполнении большинства основных лицензионных требований и условий. Данный пункт акта не был основной причиной отказа, а рассматривался в совокупности.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения Департамента, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно подпункту 1 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент осуществляет лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи).

В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), на осуществление медицинской деятельности требуется лицензия.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о лицензировании, под лицензиатом понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. Соискатель лицензии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Положения, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности является обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).

Пунктом 7 Положения, устанавливающим требования к соискателям лицензии, не предусмотрено вышеуказанное требование.

Таким образом, требование подпункта «з» пункта 5 Положения применимо исключительно к лицензиатам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно представленным Департаментом материалам (в том числе Реестру выданных лицензий на осуществление медицинской деятельности), на момент обращения в Департамент за предоставлением лицензии ИП <…> не имел действующей лицензии (то есть являлся соискателем лицензии).

По результатам проведенной комиссией Департамента проверки возможности выполнения соискателем лицензии ИП <…> лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности составлен акт от 23.07.2009. Согласно пункту 11 указанного акта, ИП <…> не выполнено требование подпункта «з» пункта 5 Положения, а именно, не представлены документы, подтверждающие порядок организации деятельности Врачебной комиссии.

Указанное нарушение ИП <…> подпункта «з» пункта 5 Положения явилось, в числе прочих, основанием для отказа в предоставлении ему лицензии на осуществление медицинской деятельности, о чем был издан приказ директора Департамента от 24.07.2009 № 576.

Таким образом, Департамент неправомерно установил для соискателя лицензии ИП <…> при проведении проверки возможности выполнения им лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности требование о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии. Указанные действия Департамента в совокупности с другими обстоятельствами привели к отказу ИП <…> в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Доводы Департамента о необходимости проведения проверки соискателя лицензии на предмет соблюдения им подпункта «з» пункта 5 Положения (согласно форме акта проверки, утвержденной приказом Росздравнадзора от 25.04.2007 № 764-Пр/07) Комиссией отклоняются, поскольку указанный приказ не устанавливает требования к соискателям лицензии, в отличие от Положения. Поскольку Положением запрещено предъявлять к соискателям лицензии иные требования, кроме лицензионных требований, установленных Положением, Департамент имел возможность в пункте 11 акта проверки указать, что проведение проверки ИП <…> на предмет соблюдения подпункта «з» пункта 5 Положения не требуется, поскольку он является соискателем лицензии.

Таким образом, действия Департамента по установлению не предусмотренного законодательством вышеуказанного требования к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности ИП <…> могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания медицинских услуг частными организациями и индивидуальными предпринимателями, поскольку у ИП <…> отсутствовала бы возможность законно осуществлять медицинскую деятельность при отсутствии лицензии.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Департамента нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <…> путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к нему как к соискателю лицензии о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии, в качестве условия для получения ИП <…> лицензии на осуществление медицинской деятельности.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Департаментом пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <…> путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к нему как к соискателю лицензии о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии, в качестве условия для получения ИП <…> лицензии на осуществление медицинской деятельности.

2. Выдать Департаменту предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: при проведении проверки следующего по очереди (после получения данного предписания) соискателя лицензии на предмет возможности выполнения им лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности не допускать установления требования, предусмотренного подпунктом «з» пункта 5 Положения.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

(извлечение)

 

1 февраля 2011 г.                                                                                                  г. Кострома
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 1 февраля 2011 г. по делу № 04-65/911 о нарушении Департаментом здравоохранения Костромской области (г. Кострома, ул. Свердлова, 129) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            1. Департаменту здравоохранения Костромской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: при проведении проверки следующего по очереди (после получения настоящего предписания) соискателя лицензии на предмет возможности выполнения им лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности не допускать установления требования, предусмотренного подпунктом «з» пункта 5 Положенияо лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства России от 22.01.2007 № 30.

            2. Департаменту здравоохранения Костромской области о выполнении настоящего предписания сообщить в Костромское УФАС России в срок до 10.03.2011, с приложением копий акта и приказа по результатам проверки соискателя лицензии.

           

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-65/911 о нарушении антимонопольного законодательства

(извлечение)

 

1 февраля 2011 г.                                                                                                    г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2011 г.

Решение изготовлено в полном объеме 1 февраля 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия, Костромское УФАС России) в составе <…> в присутствии Департамента здравоохранения Костромской области <…>, рассмотрев дело № 04-65/911 по признакам нарушения Департаментом здравоохранения Костромской области (г. Кострома, ул. Свердлова, 129) (далее - Департамент) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В 2010 году, согласно поручению Федеральной антимонопольной службы от 27.04.2010 № АК/12384, Костромским УФАС России проведен анализ практики лицензирования медицинской деятельности с целью выявления признаков нарушения запрета на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам со стороны лицензирующих органов.

В ходе проведенного анализа управлением был выявлен факт установления Департаментом необоснованных требований к ИП <…> при проведении проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности. Департаментом было отказано ИП <…> в предоставлении лицензии в связи с нарушением ею как соискателем лицензии подпункта «з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства России от 22.01.2007 № 30 (далее - Положение). В частности, ИП <…> не были представлены документы, подтверждающие порядок организации деятельности врачебной комиссии по вопросам осуществления контроля качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий (далее – Врачебная комиссия).

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Положения, требование о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии распространяется на лицензиатов, а не на соискателей лицензии (лиц, обращающихся с заявлением о предоставлении лицензии впервые). Указанные действия со стороны Департамента, в числе прочих обстоятельств, явились основанием для отказа в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности ИП <…>.

Усмотрев в действиях Департамента признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, управление возбудило в отношении Департамента дело № 04-65/911 о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пояснениям Департамента, проверка возможности выполнения соискателем лицензии ИП <…> лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности оформлялась в соответствии с приказом Росздравнадзора от 25.04.2007 № 764-Пр/07 «О внесении изменений в приказ Росздравнадзора от 05.03.2007 № 469-Пр/07 «Об утверждении форм документов, используемых при лицензировании медицинской деятельности». Пунктом 11 приложения № 1 к данному приказу (Акт проверки возможности выполнения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности) предусматривалась проверка возможности обеспечения соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых работ и услуг установленным требованиям и стандартам (проверка пп. «з» п.5 Положения). Соискателем лицензии ИП <…> документов по данному пункту представлено не было.

Осуществление оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств определено в Порядке организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.03.2007 № 170 и приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 № 513н.

По ИП <…> отказ в предоставлении лицензии основывался на невыполнении большинства основных лицензионных требований и условий. Данный пункт акта не был основной причиной отказа, а рассматривался в совокупности.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения Департамента, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно подпункту 1 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент осуществляет лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи).

В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), на осуществление медицинской деятельности требуется лицензия.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о лицензировании, под лицензиатом понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. Соискатель лицензии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Положения, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности является обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).

Пунктом 7 Положения, устанавливающим требования к соискателям лицензии, не предусмотрено вышеуказанное требование.

Таким образом, требование подпункта «з» пункта 5 Положения применимо исключительно к лицензиатам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно представленным Департаментом материалам (в том числе Реестру выданных лицензий на осуществление медицинской деятельности), на момент обращения в Департамент за предоставлением лицензии ИП <…> не имел действующей лицензии (то есть являлся соискателем лицензии).

По результатам проведенной комиссией Департамента проверки возможности выполнения соискателем лицензии ИП <…> лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности составлен акт от 23.07.2009. Согласно пункту 11 указанного акта, ИП <…> не выполнено требование подпункта «з» пункта 5 Положения, а именно, не представлены документы, подтверждающие порядок организации деятельности Врачебной комиссии.

Указанное нарушение ИП <…> подпункта «з» пункта 5 Положения явилось, в числе прочих, основанием для отказа в предоставлении ему лицензии на осуществление медицинской деятельности, о чем был издан приказ директора Департамента от 24.07.2009 № 576.

Таким образом, Департамент неправомерно установил для соискателя лицензии ИП <…> при проведении проверки возможности выполнения им лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности требование о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии. Указанные действия Департамента в совокупности с другими обстоятельствами привели к отказу ИП <…> в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Доводы Департамента о необходимости проведения проверки соискателя лицензии на предмет соблюдения им подпункта «з» пункта 5 Положения (согласно форме акта проверки, утвержденной приказом Росздравнадзора от 25.04.2007 № 764-Пр/07) Комиссией отклоняются, поскольку указанный приказ не устанавливает требования к соискателям лицензии, в отличие от Положения. Поскольку Положением запрещено предъявлять к соискателям лицензии иные требования, кроме лицензионных требований, установленных Положением, Департамент имел возможность в пункте 11 акта проверки указать, что проведение проверки ИП <…> на предмет соблюдения подпункта «з» пункта 5 Положения не требуется, поскольку он является соискателем лицензии.

Таким образом, действия Департамента по установлению не предусмотренного законодательством вышеуказанного требования к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности ИП <…> могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания медицинских услуг частными организациями и индивидуальными предпринимателями, поскольку у ИП <…> отсутствовала бы возможность законно осуществлять медицинскую деятельность при отсутствии лицензии.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Департамента нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <…> путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к нему как к соискателю лицензии о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии, в качестве условия для получения ИП <…> лицензии на осуществление медицинской деятельности.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Департаментом пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <…> путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к нему как к соискателю лицензии о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии, в качестве условия для получения ИП <…> лицензии на осуществление медицинской деятельности.

2. Выдать Департаменту предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: при проведении проверки следующего по очереди (после получения данного предписания) соискателя лицензии на предмет возможности выполнения им лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности не допускать установления требования, предусмотренного подпунктом «з» пункта 5 Положения.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

(извлечение)

 

1 февраля 2011 г.                                                                                                  г. Кострома
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 1 февраля 2011 г. по делу № 04-65/911 о нарушении Департаментом здравоохранения Костромской области (г. Кострома, ул. Свердлова, 129) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            1. Департаменту здравоохранения Костромской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: при проведении проверки следующего по очереди (после получения настоящего предписания) соискателя лицензии на предмет возможности выполнения им лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности не допускать установления требования, предусмотренного подпунктом «з» пункта 5 Положенияо лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства России от 22.01.2007 № 30.

            2. Департаменту здравоохранения Костромской области о выполнении настоящего предписания сообщить в Костромское УФАС России в срок до 10.03.2011, с приложением копий акта и приказа по результатам проверки соискателя лицензии.

           

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-65/911 [format] => [safe_value] => 04-65/911 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-01-31 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-01-26 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323675973 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Костромское УФАС России )