Решение и предписание по делу № ВД 07-33/1143 от 31 июля 2013 года в отношении ООО «Рекламное агентство «Мастер»

Номер дела: 07-33/1143
Дата публикации: 5 августа 2013, 16:08

РЕШЕНИЕ


Дата оглашения решения: 18.07.2013 г.      
Дата изготовления решения: 31.07.2013 г.        г. Кострома


Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Ревельцев О.В., руководитель управления,
члены Комиссии: Дмитриева Т.А. - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, Баданова И.Н. - главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела №ВД 07-33/1143, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Мастер» (сокращенно - ООО «Рекламное агентство «Мастер», Общество) (ОГРН 1024400534245, ИНН 4401031966, 156002, г. Кострома, ул. Ерохова, д. 3а), о нарушении требований, установленных ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии:
директора ООО «Рекламное агентство «Мастер» - <…> (паспорт серии 34 05 №796449 выдан ОВД Центрального округа г. Костромы 22.05.2006 г., протокол Общего собрания участников ООО «Рекламное агентство «Мастер» №б/н от 09.09.2010 г.);
представителя ООО «Рекламное агентство «Мастер» - <…> (доверенность №21 от 11.12.2011 г., удостоверение адвоката Костромской областной палаты адвокатов №150 от 01.11.2002 г.), 

УСТАНОВИЛА:
 
На основании распоряжений Костромского УФАС России от 30.04.2013 г. №44, от 23.05.2013 г. №62 в период с 06.05.2013 г. по 07.06.2013 г. проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению ООО «Рекламное агентство «Мастер»  требований Закона о рекламе, по результатам которой установлено следующее.
При мониторинге наружной рекламы, распространяемой на территории города Костромы, 3 апреля 2013 года специалистами Костромского УФАС России по ул. Ив. Сусанина (напротив универсама «Дом еды») обнаружено средство стабильного территориального размещения (рекламная конструкция 3х6 кв.м.), с помощью которой распространяется реклама ООО КБ «Аксонбанк» по предоставлению кредита по ставке 10% годовых.
Рекламная информация, которая содержит наиболее привлекательное для потребителя условие «Десять ЗА» (высотой (далее –h)=25,7 см) Кредит (h=45,3 см), 10% (h=86,6 см) годовых (h=10 см) * 8-800-100-1500 * www.aksonbank.ru * торговая марка Банк Аксон (h=49,3 см)» указана крупным шрифтом видным с дальнего расстояния.
Под словами «Десять ЗА» Кредит 10% годовых» на голубом фоне отражены мелким, нечитаемым шрифтом (h = 4,2 см, 4,9 см, 5,6 см, 6,6 см) белого цвета условия по предоставлению денежных средств в кредит под 10% годовых, наименование юридического лица, оказывающего финансовую услугу.
Формальное присутствие в рекламе рассматриваемых сведений не позволяет потребителю их воспринимать, следовательно, не может расцениваться как их наличие.
В рассматриваемом случае рекламодателем используется в рекламе такой визуальный прием, как неодинаковый размер шрифта размещаемой информации, которая касается одной финансовой услуги — размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет (кредитование).
Согласно материалам дела рекламодателем рассматриваемой наружной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Аксонбанк» - ООО КБ «Аксонбанк» (лицензия на осуществление банковских операций №680 от 10.03.2004 г.).
Реклама — это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
Указанная выше информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
 адресована неопределенному кругу лиц и направлена на продвижение такой услуги, как кредитование,
 распространяется с помощью средства стабильного территориального размещения – рекламной конструкции.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО КБ «Аксонбанк» является финансовой организацией.  
Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе устанавливает, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относят:
1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2. размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8. выдача банковских гарантий;
9. осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Пункт 2 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» гласит, что финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно протокола от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», ратифицированного Федеральным законом от 21.07.2012 №126-ФЗ указанные банковские операции относятся к банковским услугам.
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» ООО КБ «Аксонбанк» имеет  лицензию на осуществление банковских операций №680, согласно которой Банку предоставлено право на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте:
1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2. размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц средств от своего имени и за свой счет;
3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4. осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам.
Таким образом, объектом рекламирования в рассматриваемом случае являются оказываемые Банком финансовые услуги: размещение привлеченных во вклады денежных средств от своего имени и за свой счет - предоставление кредитов, выдача банковских гарантий.
Следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 Закона о рекламе, устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридических лиц — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).
Таким образом, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1  «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 ГК РФ  Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
Части 1, 2, 3 ст. 1473 ГК гласят:
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Таким образом, наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица.
Согласно материалам дела Аксонбанк имеет полное наименование – Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Аксонбанк» и сокращенное наименование ООО КБ «Аксонбанк».
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего услугу по кредиту (финансовую услугу), что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи, с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
Необходимо отметить, что текст рекламы находится не на уровне глаз человека, а на определенной высоте — рекламная конструкция имеет центральную стойку высотой три метра, что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом.
Кроме того, рассматриваемая реклама расположена вдоль оживленной трассы, вследствие чего водителями транспортных средств, их пассажирами, а также пешеходами, идущими по тротуару на противоположной стороне дороги доступна лишь информация, выполненная крупным шрифтом, при этом информация, выполненная мелким шрифтом остается скрытой для них. У данной категории потребителей отсутствует прямой доступ к рекламному плакату, что свидетельствует о восприятии рекламной информации со значительного расстояния.
Наружная реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями (относительно быстрое и четкое восприятие предлагаемой информации, а также её понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания для получения описанного эффекта), так как предназначена для различного круга потребителей (пешеходы, идущие по тротуару, находящемуся рядом с рекламной конструкцией; пешеходы, идущие по тротуару на противоположной стороне дороги; а также водители транспортных средств и их пассажиры, которые ограничены во времени считывания рекламной информации).
То обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (относительно статьи 28 Федерального закона «О рекламе») рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Таким образом, довод представителей Общества о том, что в рассматриваемой рекламе содержится наименование лица, оказывающего финансовую услугу, не может быть принят во внимание.
Ответ ООО «Профальянс» (ИНН 4401016750, ОГРН 1024400519824, г. Кострома, пл. Октябрьская, 3) от 17 июля (без года) исх. №б/н следующего содержания: «Уважаемая Татьяна Павловна! По Вашей просьбе сообщаю следующую информацию: шрифт с высотой букв в 42 мм и толщиной линии букв в 10,0 мм с просветом между вертикальными линиями на примере буквы «ш» не менее 10,0 мм будет виден человеку с нормальной остротой зрения (V=1,0) с расстояния не менее 25 метров», представленный Обществом в качестве экспертного заключения, Комиссией Костромского УФАС в качестве доказательства читаемости мелкого шрифта рассматриваемой рекламы, невиновности Общества в нарушении требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе Комиссией Костромского УФАС России отклоняется в связи со следующим.
Согласно п. 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508 лицами, участвующими в деле, являются стороны, заинтересованные лица, эксперты, переводчики. В качестве экспертов могут быть привлечены сотрудники органов и (или) организаций, обладающие специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.
Несмотря на то, что Общество самостоятельно, за рамками рассматриваемого дела, получило заключение специалиста, представители Общества не смогли представить, сообщить Комиссии Костромского УФАС России: круг вопросов, по которым готовилось заключение эксперта-специалиста; сведения о фактах, для подтверждения или опровержения которых проводится экспертиза; сведения о представленных эксперту-специалисту дополнительных материалов (например, о место нахождении конкретной наружной рекламной конструкции, технических характеристиках конкретной наружной рекламной конструкции, цветовом оформлении текстов и т.д.).
Таким образом, рассматриваемая реклама с наиболее привлекательными для потребителя условиями «Десять ЗА» Кредит 10% годовых * 8-800-100-1500 * www.aksonbank.ru * Банк Аксон», распространяющаяся в период с 07 февраля по 04 апреля 2013 г. с помощью наружной рекламной конструкции (сторона А) по адресу: г. Кострома, ул. И. Сусанина, 33, содержит признаки нарушения части 1 статьи 28  Закона о рекламе.
Часть 7 статьи 38 Закона о рекламе устанавливает, что ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Согласно материалам дела рекламораспространителем, лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе), является ООО «Рекламное агентство «Мастер».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу кредита «Десять ЗА, 10% годовых», предоставляемого ООО КБ  «Аксонбанк», распространявшуюся в период с 07 февраля по 04 апреля 2013 г. с помощью наружной рекламной конструкции (сторона А) по адресу: г. Кострома, ул. И. Сусанина, 33, ненадлежащей, поскольку  нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО «Рекламное агентство «Мастер» предписание о прекращении нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в рекламе финансовых услуг.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии       
О.В. Ревельцев
Члены Комиссии                
Т.А. Дмитриева
И.Н. Баданова

 

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе

18.07.2013 г.                                                                                  г. Кострома

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии — Ревельцев О.В., руководитель управления,
члены Комиссии: Дмитриева Т.А. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, Баданова И.Н.- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
на основании своего решения от 18.07.2013 г. по делу №ВД 07-33/1143 о признании рекламы кредита «Десять ЗА, 10% годовых», предоставляемого ООО КБ  «Аксонбанк», распространявшейся в период с 07.02.2013 г. по 04.04.2013 г. с помощью наружной рекламной конструкции (сторона А) по адресу: г. Кострома, ул. И. Сусанина, 33, ненадлежащей, поскольку  нарушены требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36  Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Мастер» (ОГРН 1024400534245, ИНН 4401031966, 156002, г. Кострома, ул. Ерохова, д. 3а) прекратить нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, а именно: распространять любыми способами рекламу кредитных продуктов, противоречащую требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

2. ООО «Рекламное агентство «Мастер» в срок до 30.09.2013 года представить  в Костромское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Костромское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание изготовлено в полном объеме 31.07.2013 года.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
О.В. Ревельцев

Члены Комиссии:
Т.А. Дмитриева
И.Н. Баданова

Файлы для скачивания

Решение по делу № 07-33/1143 от 31 июля 2013 года в отношении ООО «Рекламное агентство «Мастер»
Тип файла: doc
Размер файла: 0.1 МБ
Предписание по делу № 07-33/1143 от 31 июля 2013 года в отношении ООО «Рекламное агентство «Мастер»
Тип файла: doc
Размер файла: 0.04 МБ
stdClass Object ( [vid] => 7374 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № ВД 07-33/1143 от 31 июля 2013 года в отношении ООО «Рекламное агентство «Мастер» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7374 [type] => solution [language] => ru [created] => 1377691918 [changed] => 1378987176 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1378987176 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ


Дата оглашения решения: 18.07.2013 г.      
Дата изготовления решения: 31.07.2013 г.        г. Кострома


Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Ревельцев О.В., руководитель управления,
члены Комиссии: Дмитриева Т.А. - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, Баданова И.Н. - главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела №ВД 07-33/1143, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Мастер» (сокращенно - ООО «Рекламное агентство «Мастер», Общество) (ОГРН 1024400534245, ИНН 4401031966, 156002, г. Кострома, ул. Ерохова, д. 3а), о нарушении требований, установленных ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии:
директора ООО «Рекламное агентство «Мастер» - <…> (паспорт серии 34 05 №796449 выдан ОВД Центрального округа г. Костромы 22.05.2006 г., протокол Общего собрания участников ООО «Рекламное агентство «Мастер» №б/н от 09.09.2010 г.);
представителя ООО «Рекламное агентство «Мастер» - <…> (доверенность №21 от 11.12.2011 г., удостоверение адвоката Костромской областной палаты адвокатов №150 от 01.11.2002 г.), 

УСТАНОВИЛА:
 
На основании распоряжений Костромского УФАС России от 30.04.2013 г. №44, от 23.05.2013 г. №62 в период с 06.05.2013 г. по 07.06.2013 г. проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению ООО «Рекламное агентство «Мастер»  требований Закона о рекламе, по результатам которой установлено следующее.
При мониторинге наружной рекламы, распространяемой на территории города Костромы, 3 апреля 2013 года специалистами Костромского УФАС России по ул. Ив. Сусанина (напротив универсама «Дом еды») обнаружено средство стабильного территориального размещения (рекламная конструкция 3х6 кв.м.), с помощью которой распространяется реклама ООО КБ «Аксонбанк» по предоставлению кредита по ставке 10% годовых.
Рекламная информация, которая содержит наиболее привлекательное для потребителя условие «Десять ЗА» (высотой (далее –h)=25,7 см) Кредит (h=45,3 см), 10% (h=86,6 см) годовых (h=10 см) * 8-800-100-1500 * www.aksonbank.ru * торговая марка Банк Аксон (h=49,3 см)» указана крупным шрифтом видным с дальнего расстояния.
Под словами «Десять ЗА» Кредит 10% годовых» на голубом фоне отражены мелким, нечитаемым шрифтом (h = 4,2 см, 4,9 см, 5,6 см, 6,6 см) белого цвета условия по предоставлению денежных средств в кредит под 10% годовых, наименование юридического лица, оказывающего финансовую услугу.
Формальное присутствие в рекламе рассматриваемых сведений не позволяет потребителю их воспринимать, следовательно, не может расцениваться как их наличие.
В рассматриваемом случае рекламодателем используется в рекламе такой визуальный прием, как неодинаковый размер шрифта размещаемой информации, которая касается одной финансовой услуги — размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет (кредитование).
Согласно материалам дела рекламодателем рассматриваемой наружной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Аксонбанк» - ООО КБ «Аксонбанк» (лицензия на осуществление банковских операций №680 от 10.03.2004 г.).
Реклама — это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
Указанная выше информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
 адресована неопределенному кругу лиц и направлена на продвижение такой услуги, как кредитование,
 распространяется с помощью средства стабильного территориального размещения – рекламной конструкции.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО КБ «Аксонбанк» является финансовой организацией.  
Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе устанавливает, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относят:
1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2. размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8. выдача банковских гарантий;
9. осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Пункт 2 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» гласит, что финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно протокола от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», ратифицированного Федеральным законом от 21.07.2012 №126-ФЗ указанные банковские операции относятся к банковским услугам.
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» ООО КБ «Аксонбанк» имеет  лицензию на осуществление банковских операций №680, согласно которой Банку предоставлено право на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте:
1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2. размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц средств от своего имени и за свой счет;
3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4. осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам.
Таким образом, объектом рекламирования в рассматриваемом случае являются оказываемые Банком финансовые услуги: размещение привлеченных во вклады денежных средств от своего имени и за свой счет - предоставление кредитов, выдача банковских гарантий.
Следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 Закона о рекламе, устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридических лиц — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).
Таким образом, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1  «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 ГК РФ  Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
Части 1, 2, 3 ст. 1473 ГК гласят:
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Таким образом, наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица.
Согласно материалам дела Аксонбанк имеет полное наименование – Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Аксонбанк» и сокращенное наименование ООО КБ «Аксонбанк».
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего услугу по кредиту (финансовую услугу), что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи, с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
Необходимо отметить, что текст рекламы находится не на уровне глаз человека, а на определенной высоте — рекламная конструкция имеет центральную стойку высотой три метра, что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом.
Кроме того, рассматриваемая реклама расположена вдоль оживленной трассы, вследствие чего водителями транспортных средств, их пассажирами, а также пешеходами, идущими по тротуару на противоположной стороне дороги доступна лишь информация, выполненная крупным шрифтом, при этом информация, выполненная мелким шрифтом остается скрытой для них. У данной категории потребителей отсутствует прямой доступ к рекламному плакату, что свидетельствует о восприятии рекламной информации со значительного расстояния.
Наружная реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями (относительно быстрое и четкое восприятие предлагаемой информации, а также её понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания для получения описанного эффекта), так как предназначена для различного круга потребителей (пешеходы, идущие по тротуару, находящемуся рядом с рекламной конструкцией; пешеходы, идущие по тротуару на противоположной стороне дороги; а также водители транспортных средств и их пассажиры, которые ограничены во времени считывания рекламной информации).
То обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (относительно статьи 28 Федерального закона «О рекламе») рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Таким образом, довод представителей Общества о том, что в рассматриваемой рекламе содержится наименование лица, оказывающего финансовую услугу, не может быть принят во внимание.
Ответ ООО «Профальянс» (ИНН 4401016750, ОГРН 1024400519824, г. Кострома, пл. Октябрьская, 3) от 17 июля (без года) исх. №б/н следующего содержания: «Уважаемая Татьяна Павловна! По Вашей просьбе сообщаю следующую информацию: шрифт с высотой букв в 42 мм и толщиной линии букв в 10,0 мм с просветом между вертикальными линиями на примере буквы «ш» не менее 10,0 мм будет виден человеку с нормальной остротой зрения (V=1,0) с расстояния не менее 25 метров», представленный Обществом в качестве экспертного заключения, Комиссией Костромского УФАС в качестве доказательства читаемости мелкого шрифта рассматриваемой рекламы, невиновности Общества в нарушении требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе Комиссией Костромского УФАС России отклоняется в связи со следующим.
Согласно п. 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508 лицами, участвующими в деле, являются стороны, заинтересованные лица, эксперты, переводчики. В качестве экспертов могут быть привлечены сотрудники органов и (или) организаций, обладающие специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.
Несмотря на то, что Общество самостоятельно, за рамками рассматриваемого дела, получило заключение специалиста, представители Общества не смогли представить, сообщить Комиссии Костромского УФАС России: круг вопросов, по которым готовилось заключение эксперта-специалиста; сведения о фактах, для подтверждения или опровержения которых проводится экспертиза; сведения о представленных эксперту-специалисту дополнительных материалов (например, о место нахождении конкретной наружной рекламной конструкции, технических характеристиках конкретной наружной рекламной конструкции, цветовом оформлении текстов и т.д.).
Таким образом, рассматриваемая реклама с наиболее привлекательными для потребителя условиями «Десять ЗА» Кредит 10% годовых * 8-800-100-1500 * www.aksonbank.ru * Банк Аксон», распространяющаяся в период с 07 февраля по 04 апреля 2013 г. с помощью наружной рекламной конструкции (сторона А) по адресу: г. Кострома, ул. И. Сусанина, 33, содержит признаки нарушения части 1 статьи 28  Закона о рекламе.
Часть 7 статьи 38 Закона о рекламе устанавливает, что ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Согласно материалам дела рекламораспространителем, лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе), является ООО «Рекламное агентство «Мастер».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу кредита «Десять ЗА, 10% годовых», предоставляемого ООО КБ  «Аксонбанк», распространявшуюся в период с 07 февраля по 04 апреля 2013 г. с помощью наружной рекламной конструкции (сторона А) по адресу: г. Кострома, ул. И. Сусанина, 33, ненадлежащей, поскольку  нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО «Рекламное агентство «Мастер» предписание о прекращении нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в рекламе финансовых услуг.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии       
О.В. Ревельцев
Члены Комиссии                
Т.А. Дмитриева
И.Н. Баданова

 

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе

18.07.2013 г.                                                                                  г. Кострома

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии — Ревельцев О.В., руководитель управления,
члены Комиссии: Дмитриева Т.А. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, Баданова И.Н.- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
на основании своего решения от 18.07.2013 г. по делу №ВД 07-33/1143 о признании рекламы кредита «Десять ЗА, 10% годовых», предоставляемого ООО КБ  «Аксонбанк», распространявшейся в период с 07.02.2013 г. по 04.04.2013 г. с помощью наружной рекламной конструкции (сторона А) по адресу: г. Кострома, ул. И. Сусанина, 33, ненадлежащей, поскольку  нарушены требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36  Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Мастер» (ОГРН 1024400534245, ИНН 4401031966, 156002, г. Кострома, ул. Ерохова, д. 3а) прекратить нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, а именно: распространять любыми способами рекламу кредитных продуктов, противоречащую требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

2. ООО «Рекламное агентство «Мастер» в срок до 30.09.2013 года представить  в Костромское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Костромское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание изготовлено в полном объеме 31.07.2013 года.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
О.В. Ревельцев

Члены Комиссии:
Т.А. Дмитриева
И.Н. Баданова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 18.07.2013 г.      
Дата изготовления решения: 31.07.2013 г.        г. Кострома

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Ревельцев О.В., руководитель управления,
члены Комиссии: Дмитриева Т.А. - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, Баданова И.Н. - главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
рассмотрев материалы дела №ВД 07-33/1143, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Мастер» (сокращенно - ООО «Рекламное агентство «Мастер», Общество) (ОГРН 1024400534245, ИНН 4401031966, 156002, г. Кострома, ул. Ерохова, д. 3а), о нарушении требований, установленных ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии:
директора ООО «Рекламное агентство «Мастер» - <…> (паспорт серии 34 05 №796449 выдан ОВД Центрального округа г. Костромы 22.05.2006 г., протокол Общего собрания участников ООО «Рекламное агентство «Мастер» №б/н от 09.09.2010 г.);
представителя ООО «Рекламное агентство «Мастер» - <…> (доверенность №21 от 11.12.2011 г., удостоверение адвоката Костромской областной палаты адвокатов №150 от 01.11.2002 г.), 

УСТАНОВИЛА:
 
На основании распоряжений Костромского УФАС России от 30.04.2013 г. №44, от 23.05.2013 г. №62 в период с 06.05.2013 г. по 07.06.2013 г. проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению ООО «Рекламное агентство «Мастер»  требований Закона о рекламе, по результатам которой установлено следующее.
При мониторинге наружной рекламы, распространяемой на территории города Костромы, 3 апреля 2013 года специалистами Костромского УФАС России по ул. Ив. Сусанина (напротив универсама «Дом еды») обнаружено средство стабильного территориального размещения (рекламная конструкция 3х6 кв.м.), с помощью которой распространяется реклама ООО КБ «Аксонбанк» по предоставлению кредита по ставке 10% годовых.
Рекламная информация, которая содержит наиболее привлекательное для потребителя условие «Десять ЗА» (высотой (далее –h)=25,7 см) Кредит (h=45,3 см), 10% (h=86,6 см) годовых (h=10 см) * 8-800-100-1500 * www.aksonbank.ru * торговая марка Банк Аксон (h=49,3 см)» указана крупным шрифтом видным с дальнего расстояния.
Под словами «Десять ЗА» Кредит 10% годовых» на голубом фоне отражены мелким, нечитаемым шрифтом (h = 4,2 см, 4,9 см, 5,6 см, 6,6 см) белого цвета условия по предоставлению денежных средств в кредит под 10% годовых, наименование юридического лица, оказывающего финансовую услугу.
Формальное присутствие в рекламе рассматриваемых сведений не позволяет потребителю их воспринимать, следовательно, не может расцениваться как их наличие.
В рассматриваемом случае рекламодателем используется в рекламе такой визуальный прием, как неодинаковый размер шрифта размещаемой информации, которая касается одной финансовой услуги — размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет (кредитование).
Согласно материалам дела рекламодателем рассматриваемой наружной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Аксонбанк» - ООО КБ «Аксонбанк» (лицензия на осуществление банковских операций №680 от 10.03.2004 г.).
Реклама — это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
Указанная выше информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
 адресована неопределенному кругу лиц и направлена на продвижение такой услуги, как кредитование,
 распространяется с помощью средства стабильного территориального размещения – рекламной конструкции.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО КБ «Аксонбанк» является финансовой организацией.  
Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе устанавливает, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относят:
1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2. размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8. выдача банковских гарантий;
9. осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Пункт 2 ст. 4 Федерального закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» гласит, что финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно протокола от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», ратифицированного Федеральным законом от 21.07.2012 №126-ФЗ указанные банковские операции относятся к банковским услугам.
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» ООО КБ «Аксонбанк» имеет  лицензию на осуществление банковских операций №680, согласно которой Банку предоставлено право на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте:
1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2. размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц средств от своего имени и за свой счет;
3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4. осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам.
Таким образом, объектом рекламирования в рассматриваемом случае являются оказываемые Банком финансовые услуги: размещение привлеченных во вклады денежных средств от своего имени и за свой счет - предоставление кредитов, выдача банковских гарантий.
Следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 Закона о рекламе, устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридических лиц — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).
Таким образом, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1  «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 ГК РФ  Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
Части 1, 2, 3 ст. 1473 ГК гласят:
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Таким образом, наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица.
Согласно материалам дела Аксонбанк имеет полное наименование – Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Аксонбанк» и сокращенное наименование ООО КБ «Аксонбанк».
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего услугу по кредиту (финансовую услугу), что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи, с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
Необходимо отметить, что текст рекламы находится не на уровне глаз человека, а на определенной высоте — рекламная конструкция имеет центральную стойку высотой три метра, что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом.
Кроме того, рассматриваемая реклама расположена вдоль оживленной трассы, вследствие чего водителями транспортных средств, их пассажирами, а также пешеходами, идущими по тротуару на противоположной стороне дороги доступна лишь информация, выполненная крупным шрифтом, при этом информация, выполненная мелким шрифтом остается скрытой для них. У данной категории потребителей отсутствует прямой доступ к рекламному плакату, что свидетельствует о восприятии рекламной информации со значительного расстояния.
Наружная реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями (относительно быстрое и четкое восприятие предлагаемой информации, а также её понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания для получения описанного эффекта), так как предназначена для различного круга потребителей (пешеходы, идущие по тротуару, находящемуся рядом с рекламной конструкцией; пешеходы, идущие по тротуару на противоположной стороне дороги; а также водители транспортных средств и их пассажиры, которые ограничены во времени считывания рекламной информации).
То обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (относительно статьи 28 Федерального закона «О рекламе») рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Таким образом, довод представителей Общества о том, что в рассматриваемой рекламе содержится наименование лица, оказывающего финансовую услугу, не может быть принят во внимание.
Ответ ООО «Профальянс» (ИНН 4401016750, ОГРН 1024400519824, г. Кострома, пл. Октябрьская, 3) от 17 июля (без года) исх. №б/н следующего содержания: «Уважаемая Татьяна Павловна! По Вашей просьбе сообщаю следующую информацию: шрифт с высотой букв в 42 мм и толщиной линии букв в 10,0 мм с просветом между вертикальными линиями на примере буквы «ш» не менее 10,0 мм будет виден человеку с нормальной остротой зрения (V=1,0) с расстояния не менее 25 метров», представленный Обществом в качестве экспертного заключения, Комиссией Костромского УФАС в качестве доказательства читаемости мелкого шрифта рассматриваемой рекламы, невиновности Общества в нарушении требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе Комиссией Костромского УФАС России отклоняется в связи со следующим.
Согласно п. 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508 лицами, участвующими в деле, являются стороны, заинтересованные лица, эксперты, переводчики. В качестве экспертов могут быть привлечены сотрудники органов и (или) организаций, обладающие специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.
Несмотря на то, что Общество самостоятельно, за рамками рассматриваемого дела, получило заключение специалиста, представители Общества не смогли представить, сообщить Комиссии Костромского УФАС России: круг вопросов, по которым готовилось заключение эксперта-специалиста; сведения о фактах, для подтверждения или опровержения которых проводится экспертиза; сведения о представленных эксперту-специалисту дополнительных материалов (например, о место нахождении конкретной наружной рекламной конструкции, технических характеристиках конкретной наружной рекламной конструкции, цветовом оформлении текстов и т.д.).
Таким образом, рассматриваемая реклама с наиболее привлекательными для потребителя условиями «Десять ЗА» Кредит 10% годовых * 8-800-100-1500 * www.aksonbank.ru * Банк Аксон», распространяющаяся в период с 07 февраля по 04 апреля 2013 г. с помощью наружной рекламной конструкции (сторона А) по адресу: г. Кострома, ул. И. Сусанина, 33, содержит признаки нарушения части 1 статьи 28  Закона о рекламе.
Часть 7 статьи 38 Закона о рекламе устанавливает, что ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Согласно материалам дела рекламораспространителем, лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе), является ООО «Рекламное агентство «Мастер».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу кредита «Десять ЗА, 10% годовых», предоставляемого ООО КБ  «Аксонбанк», распространявшуюся в период с 07 февраля по 04 апреля 2013 г. с помощью наружной рекламной конструкции (сторона А) по адресу: г. Кострома, ул. И. Сусанина, 33, ненадлежащей, поскольку  нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО «Рекламное агентство «Мастер» предписание о прекращении нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в рекламе финансовых услуг.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии       
О.В. Ревельцев
Члены Комиссии                
Т.А. Дмитриева
И.Н. Баданова

 

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе

18.07.2013 г.                                                                                  г. Кострома

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии — Ревельцев О.В., руководитель управления,
члены Комиссии: Дмитриева Т.А. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, Баданова И.Н.- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
на основании своего решения от 18.07.2013 г. по делу №ВД 07-33/1143 о признании рекламы кредита «Десять ЗА, 10% годовых», предоставляемого ООО КБ  «Аксонбанк», распространявшейся в период с 07.02.2013 г. по 04.04.2013 г. с помощью наружной рекламной конструкции (сторона А) по адресу: г. Кострома, ул. И. Сусанина, 33, ненадлежащей, поскольку  нарушены требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36  Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Мастер» (ОГРН 1024400534245, ИНН 4401031966, 156002, г. Кострома, ул. Ерохова, д. 3а) прекратить нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, а именно: распространять любыми способами рекламу кредитных продуктов, противоречащую требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

2. ООО «Рекламное агентство «Мастер» в срок до 30.09.2013 года представить  в Костромское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Костромское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание изготовлено в полном объеме 31.07.2013 года.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
О.В. Ревельцев

Члены Комиссии:
Т.А. Дмитриева
И.Н. Баданова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 07-33/1143 [format] => [safe_value] => 07-33/1143 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 341 [uid] => 5 [filename] => reshenie_ooo_ra_master.doc [uri] => public://solution/2013/08/28/reshenie_ooo_ra_master.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 98816 [status] => 1 [timestamp] => 1377691918 [origname] => reshenie_ooo_ra_master.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => Решение по делу № 07-33/1143 от 31 июля 2013 года в отношении ООО «Рекламное агентство «Мастер» ) [1] => Array ( [fid] => 342 [uid] => 5 [filename] => predpisanie_ooo_ra_master.doc [uri] => public://solution/2013/08/28/predpisanie_ooo_ra_master.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 42496 [status] => 1 [timestamp] => 1377691918 [origname] => predpisanie_ooo_ra_master.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => Предписание по делу № 07-33/1143 от 31 июля 2013 года в отношении ООО «Рекламное агентство «Мастер» ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-05 12:08:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-31 12:08:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1377691918 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Костромское УФАС России )