Определение от 5 мая 2014 года о возбуждении дела № 07-23/1207 в отношении Индивидуального предпринимателя

Номер дела: 07-23/1207
Дата публикации: 8 мая 2014, 10:31

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе

05.05.2014 г.                      г. Кострома

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Ревельцев О.В., руководитель Костромского УФАС России, рассмотрев материал в отношении Индивидуального предпринимателя <…> (ОГРНЮЛ <…>, ИНН <…>),

УСТАНОВИЛ:

В ходе мониторинга периодических печатных изданий Костромской области на стр. №4 газеты «Газета моего города» №7 (224) от 21.02.2014 г. размещен текстово-графический модуль следующего содержания «Качество вызывает уважение «СТАТУС» пластиковые окна, алюминиевые конструкции, КВЕ, новинка Gutwerk, трехкамерный эконом  Trokal, перегородки, лоджии Alutech раздвижные, распашные, КРЕДИТ кредитование и рассрочка через банк Русский стандарт Ген.лиц. 2289 от 19.07.2001, Совкомбанк Ген.лиц. 963 от 15.03.2004, СКИДКИ до 30%, г. Буй, ул. Чапаева, 1, Доп. офис: м-н «КОВРЫ», 2 этаж, тел. 8-920-390-10-84, 8-950-246-51-77».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) рассматриваемый модуль является рекламой.
Под коммерческим обозначением «СТАТУС» осуществляет деятельность Индивидуальный предприниматель <…> (ОГРНЮЛ <…>, ИНН <…>).
Из текста данной рекламы следует, что в компании «СТАТУС» при заказе рекламируемых изделий кредитные организации – банк Русский стандарт, Совкомбанк предоставляют потребителю  кредит и рассрочку.
Статья 5 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – ФЗ №395-1) к банковским операциям относит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Кредит (от лат. credit - букв.: он верит) - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
В силу ст. 5 ФЗ №395-1 понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу ст. 13 данного закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Таким образом, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1  «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 ГК РФ  Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
Части 1, 2, 3 ст. 1473 ГК гласят:
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Таким образом, наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица.
На основании вышеизложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Также в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 06.12.2011) «О банках и банковской деятельности» (далее — ФЗ №395-1) под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ №395-1.
Статья 1 ФЗ №395-1 к банковским операциям относит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора (ст. 30 ФЗ №395-1).
Кредит (от лат. credit - букв.: он верит) - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё (ст. 819 «Кредитный договор» ГК РФ).
Статья 819 «Кредитный договор» ГК РФ не предусматривает взаимоотношений ни банка-кредитора, ни физического лица-заемщика с третьими лицами (например, торговой организацией), что подтверждается решением Верховного Суда от 1 июля 1999 г. №ГКПИ 99-484 и Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 1999 г. №КАС99-199.
Дальнейшие взаимоотношения заемщика по кредитному договору с третьими лицами, не являющимися стороной по кредитному договору (в том числе с организациями торговли), при использовании полученного кредита на цели, определенные в кредитном договоре, не являются предметом кредитного договора.
Рассрочка  же — это способ оплаты товаров и услуг, при котором платеж производится не в разовом порядке, не в полной сумме, а по частям. Такая форма наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит. При рассрочке платежа продавец становится кредитором, а покупатель-заемщиком (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
Таким образом, кредитная организация не может предоставить рассрочку платежа, из текста  данной рекламы следует, что при заказе рекламируемых изделий кредитные организации – банк Русский стандарт, Совкомбанк предоставляют потребителю  кредит и рассрочку с процентной ставкой - 0%.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Однако.
В рассматриваемом случае в тексте рекламы отсутствуют:
 сведения для однозначного вывода о том, что кредитными организациями (банками) предоставляется не рассрочка платежа, а только кредит,
 иные условия оказания услуги по предоставлению банками «Русский стандарт», «Совкомбанк» финансовой услуги – рассрочка через банк,
что является нарушением требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Также в рассматриваемом случае в тексте рекламы присутствуют не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (рассрочка через банк «Русский стандарт», «Совкомбанк», процентная ставка 0%), что является нарушением требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения требований п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
За нарушение требований, установленных п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель – ИП <…>.
В связи с изложенным, на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № ВД 07-23/1207 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
 лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Индивидуальный предприниматель <…> (ОГРНЮЛ <…>, ИНН <…>, бул. Строителей, д. 4, кв. 64, п. Чистые Боры, Буйский район, Костромская область).
3. Назначить дело № ВД 07-23/1207 к рассмотрению на 16.05.2014 г. на  11.00 час. по адресу: г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38, 4 этаж.
4. ИП <…> в срок до 16.05.2014 г. представить в адрес Костромского УФАС России:
 письменные объяснения причин нарушения требований, установленных п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, при распространении рассматриваемой рекламы;
 копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
 копию свидетельства о постановке на налоговый учет;
 копии документов, подтверждающих сотрудничество с кредитными организациями – «Русский стандарт», «Совкомбанк», предоставляющей Вашим клиентам рекламируемую финансовую услугу;
 копию типового кредитного договора, заключаемого Вашими клиентами с «Русский стандарт», «Совкомбанк» при приобретении рекламируемых изделий с копиями всех приложений, являющихся неотъемлемыми частями данного договора;
 условия предоставления рекламируемой финансовой услуги.
Явка лица,  (его законного представителя, представителя по доверенности) в отношении которого  возбуждено дело № ВД 07-23/1207, обязательна.


Председатель Комиссии                      О.В. Ревельцев


За непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, а равно за представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности по предоставлению запрашиваемых сведений (информации).
** Часть 2 статьи 25.4 КоАП: Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Файлы для скачивания

Определение о возбуждении дела № 07-23/1207
Тип файла: doc
Размер файла: 0.08 МБ
stdClass Object ( [vid] => 7781 [uid] => 5 [title] => Определение от 5 мая 2014 года о возбуждении дела № 07-23/1207 в отношении Индивидуального предпринимателя [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7781 [type] => solution [language] => ru [created] => 1400567657 [changed] => 1400567657 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1400567657 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе

05.05.2014 г.                      г. Кострома

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Ревельцев О.В., руководитель Костромского УФАС России, рассмотрев материал в отношении Индивидуального предпринимателя <…> (ОГРНЮЛ <…>, ИНН <…>),

УСТАНОВИЛ:

В ходе мониторинга периодических печатных изданий Костромской области на стр. №4 газеты «Газета моего города» №7 (224) от 21.02.2014 г. размещен текстово-графический модуль следующего содержания «Качество вызывает уважение «СТАТУС» пластиковые окна, алюминиевые конструкции, КВЕ, новинка Gutwerk, трехкамерный эконом  Trokal, перегородки, лоджии Alutech раздвижные, распашные, КРЕДИТ кредитование и рассрочка через банк Русский стандарт Ген.лиц. 2289 от 19.07.2001, Совкомбанк Ген.лиц. 963 от 15.03.2004, СКИДКИ до 30%, г. Буй, ул. Чапаева, 1, Доп. офис: м-н «КОВРЫ», 2 этаж, тел. 8-920-390-10-84, 8-950-246-51-77».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) рассматриваемый модуль является рекламой.
Под коммерческим обозначением «СТАТУС» осуществляет деятельность Индивидуальный предприниматель <…> (ОГРНЮЛ <…>, ИНН <…>).
Из текста данной рекламы следует, что в компании «СТАТУС» при заказе рекламируемых изделий кредитные организации – банк Русский стандарт, Совкомбанк предоставляют потребителю  кредит и рассрочку.
Статья 5 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – ФЗ №395-1) к банковским операциям относит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Кредит (от лат. credit - букв.: он верит) - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
В силу ст. 5 ФЗ №395-1 понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу ст. 13 данного закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Таким образом, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1  «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 ГК РФ  Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
Части 1, 2, 3 ст. 1473 ГК гласят:
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Таким образом, наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица.
На основании вышеизложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Также в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 06.12.2011) «О банках и банковской деятельности» (далее — ФЗ №395-1) под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ №395-1.
Статья 1 ФЗ №395-1 к банковским операциям относит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора (ст. 30 ФЗ №395-1).
Кредит (от лат. credit - букв.: он верит) - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё (ст. 819 «Кредитный договор» ГК РФ).
Статья 819 «Кредитный договор» ГК РФ не предусматривает взаимоотношений ни банка-кредитора, ни физического лица-заемщика с третьими лицами (например, торговой организацией), что подтверждается решением Верховного Суда от 1 июля 1999 г. №ГКПИ 99-484 и Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 1999 г. №КАС99-199.
Дальнейшие взаимоотношения заемщика по кредитному договору с третьими лицами, не являющимися стороной по кредитному договору (в том числе с организациями торговли), при использовании полученного кредита на цели, определенные в кредитном договоре, не являются предметом кредитного договора.
Рассрочка  же — это способ оплаты товаров и услуг, при котором платеж производится не в разовом порядке, не в полной сумме, а по частям. Такая форма наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит. При рассрочке платежа продавец становится кредитором, а покупатель-заемщиком (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
Таким образом, кредитная организация не может предоставить рассрочку платежа, из текста  данной рекламы следует, что при заказе рекламируемых изделий кредитные организации – банк Русский стандарт, Совкомбанк предоставляют потребителю  кредит и рассрочку с процентной ставкой - 0%.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Однако.
В рассматриваемом случае в тексте рекламы отсутствуют:
 сведения для однозначного вывода о том, что кредитными организациями (банками) предоставляется не рассрочка платежа, а только кредит,
 иные условия оказания услуги по предоставлению банками «Русский стандарт», «Совкомбанк» финансовой услуги – рассрочка через банк,
что является нарушением требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Также в рассматриваемом случае в тексте рекламы присутствуют не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (рассрочка через банк «Русский стандарт», «Совкомбанк», процентная ставка 0%), что является нарушением требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения требований п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
За нарушение требований, установленных п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель – ИП <…>.
В связи с изложенным, на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № ВД 07-23/1207 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
 лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Индивидуальный предприниматель <…> (ОГРНЮЛ <…>, ИНН <…>, бул. Строителей, д. 4, кв. 64, п. Чистые Боры, Буйский район, Костромская область).
3. Назначить дело № ВД 07-23/1207 к рассмотрению на 16.05.2014 г. на  11.00 час. по адресу: г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38, 4 этаж.
4. ИП <…> в срок до 16.05.2014 г. представить в адрес Костромского УФАС России:
 письменные объяснения причин нарушения требований, установленных п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, при распространении рассматриваемой рекламы;
 копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
 копию свидетельства о постановке на налоговый учет;
 копии документов, подтверждающих сотрудничество с кредитными организациями – «Русский стандарт», «Совкомбанк», предоставляющей Вашим клиентам рекламируемую финансовую услугу;
 копию типового кредитного договора, заключаемого Вашими клиентами с «Русский стандарт», «Совкомбанк» при приобретении рекламируемых изделий с копиями всех приложений, являющихся неотъемлемыми частями данного договора;
 условия предоставления рекламируемой финансовой услуги.
Явка лица,  (его законного представителя, представителя по доверенности) в отношении которого  возбуждено дело № ВД 07-23/1207, обязательна.


Председатель Комиссии                      О.В. Ревельцев


За непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, а равно за представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности по предоставлению запрашиваемых сведений (информации).
** Часть 2 статьи 25.4 КоАП: Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе

05.05.2014 г.                      г. Кострома

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Ревельцев О.В., руководитель Костромского УФАС России, рассмотрев материал в отношении Индивидуального предпринимателя <…> (ОГРНЮЛ <…>, ИНН <…>),

УСТАНОВИЛ:

В ходе мониторинга периодических печатных изданий Костромской области на стр. №4 газеты «Газета моего города» №7 (224) от 21.02.2014 г. размещен текстово-графический модуль следующего содержания «Качество вызывает уважение «СТАТУС» пластиковые окна, алюминиевые конструкции, КВЕ, новинка Gutwerk, трехкамерный эконом  Trokal, перегородки, лоджии Alutech раздвижные, распашные, КРЕДИТ кредитование и рассрочка через банк Русский стандарт Ген.лиц. 2289 от 19.07.2001, Совкомбанк Ген.лиц. 963 от 15.03.2004, СКИДКИ до 30%, г. Буй, ул. Чапаева, 1, Доп. офис: м-н «КОВРЫ», 2 этаж, тел. 8-920-390-10-84, 8-950-246-51-77».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) рассматриваемый модуль является рекламой.
Под коммерческим обозначением «СТАТУС» осуществляет деятельность Индивидуальный предприниматель <…> (ОГРНЮЛ <…>, ИНН <…>).
Из текста данной рекламы следует, что в компании «СТАТУС» при заказе рекламируемых изделий кредитные организации – банк Русский стандарт, Совкомбанк предоставляют потребителю  кредит и рассрочку.
Статья 5 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – ФЗ №395-1) к банковским операциям относит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Кредит (от лат. credit - букв.: он верит) - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
В силу ст. 5 ФЗ №395-1 понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу ст. 13 данного закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Таким образом, указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1  «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 ГК РФ  Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.
Части 1, 2, 3 ст. 1473 ГК гласят:
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Таким образом, наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица.
На основании вышеизложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Также в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 06.12.2011) «О банках и банковской деятельности» (далее — ФЗ №395-1) под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ №395-1.
Статья 1 ФЗ №395-1 к банковским операциям относит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора (ст. 30 ФЗ №395-1).
Кредит (от лат. credit - букв.: он верит) - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё (ст. 819 «Кредитный договор» ГК РФ).
Статья 819 «Кредитный договор» ГК РФ не предусматривает взаимоотношений ни банка-кредитора, ни физического лица-заемщика с третьими лицами (например, торговой организацией), что подтверждается решением Верховного Суда от 1 июля 1999 г. №ГКПИ 99-484 и Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 1999 г. №КАС99-199.
Дальнейшие взаимоотношения заемщика по кредитному договору с третьими лицами, не являющимися стороной по кредитному договору (в том числе с организациями торговли), при использовании полученного кредита на цели, определенные в кредитном договоре, не являются предметом кредитного договора.
Рассрочка  же — это способ оплаты товаров и услуг, при котором платеж производится не в разовом порядке, не в полной сумме, а по частям. Такая форма наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит. При рассрочке платежа продавец становится кредитором, а покупатель-заемщиком (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).
Таким образом, кредитная организация не может предоставить рассрочку платежа, из текста  данной рекламы следует, что при заказе рекламируемых изделий кредитные организации – банк Русский стандарт, Совкомбанк предоставляют потребителю  кредит и рассрочку с процентной ставкой - 0%.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Однако.
В рассматриваемом случае в тексте рекламы отсутствуют:
 сведения для однозначного вывода о том, что кредитными организациями (банками) предоставляется не рассрочка платежа, а только кредит,
 иные условия оказания услуги по предоставлению банками «Русский стандарт», «Совкомбанк» финансовой услуги – рассрочка через банк,
что является нарушением требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Также в рассматриваемом случае в тексте рекламы присутствуют не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (рассрочка через банк «Русский стандарт», «Совкомбанк», процентная ставка 0%), что является нарушением требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения требований п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
За нарушение требований, установленных п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель – ИП <…>.
В связи с изложенным, на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № ВД 07-23/1207 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
 лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Индивидуальный предприниматель <…> (ОГРНЮЛ <…>, ИНН <…>, бул. Строителей, д. 4, кв. 64, п. Чистые Боры, Буйский район, Костромская область).
3. Назначить дело № ВД 07-23/1207 к рассмотрению на 16.05.2014 г. на  11.00 час. по адресу: г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38, 4 этаж.
4. ИП <…> в срок до 16.05.2014 г. представить в адрес Костромского УФАС России:
 письменные объяснения причин нарушения требований, установленных п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, при распространении рассматриваемой рекламы;
 копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
 копию свидетельства о постановке на налоговый учет;
 копии документов, подтверждающих сотрудничество с кредитными организациями – «Русский стандарт», «Совкомбанк», предоставляющей Вашим клиентам рекламируемую финансовую услугу;
 копию типового кредитного договора, заключаемого Вашими клиентами с «Русский стандарт», «Совкомбанк» при приобретении рекламируемых изделий с копиями всех приложений, являющихся неотъемлемыми частями данного договора;
 условия предоставления рекламируемой финансовой услуги.
Явка лица,  (его законного представителя, представителя по доверенности) в отношении которого  возбуждено дело № ВД 07-23/1207, обязательна.

Председатель Комиссии                      О.В. Ревельцев

За непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, а равно за представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности по предоставлению запрашиваемых сведений (информации).
** Часть 2 статьи 25.4 КоАП: Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 07-23/1207 [format] => [safe_value] => 07-23/1207 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 93 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 93 [vid] => 3 [name] => Определения [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 730 [uid] => 5 [filename] => opredelenie_o_vozbuzhdenii_dela_v_otnoshenii_ip.doc [uri] => public://solution/2014/05/20/opredelenie_o_vozbuzhdenii_dela_v_otnoshenii_ip.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 82944 [status] => 1 [timestamp] => 1400567657 [origname] => opredelenie_o_vozbuzhdenii_dela_v_otnoshenii_ip.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => Определение о возбуждении дела № 07-23/1207 ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-08 06:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-05 06:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1400567657 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Костромское УФАС России )