Анализ рынка похоронных услуг на территории г. Костромы за 2009г.

Анализ рынка похоронных услуг на территории г. Костромы

 

В соответствии  поручением заместителя руководителя Костромского УФАС России от 21.01.2010 года отделом антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы проведен анализ конкурентной среды на рынке похоронных услуг на территории г. Костромы.
Анализ проводился в следующих целях:
1.  Оценка состояния конкурентной среды на рынке похоронных услуг и  определения  хозяйствующих субъектов.
2.  Определение  доли на товарном рынке похоронных услуг муниципального предприятия  «Ритуальные услуги и спецобслуживание» (далее МУП "РУС") на территории  г. Костромы.
Анализ проводился в соответствии с  Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утверждённым приказом  ФАС России от 25.06.2006 № 108 (далее Порядок).
В качестве первичных источников  информации при проведении настоящего анализа были использованы:
- сведения, представленные органами местного самоуправления (далее МСУ) г. Костромы;
- сведения, представленные Инспекцией налоговой службы по г. Костроме;
- информация, представленная хозяйствующими субъектами, работающими на данном рынке.

1. Определение временного интервала исследования.

 

Временной интервал исследования рынка похоронных услуг определён поручением заместителя руководителя Костромского УФАС  с 01.01.2009 по 31.12.2009 г.
2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с п. 13 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка – это процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке.
Отношения, связанные  с погребением умерших на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а так же иными федеральными законами и нормативными  правовыми актами Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с вышеупомянутым Законом, законами и нормативно - правовыми актами органов МСУ.
Согласно  Общероссийского классификатора видов экономической деятельности указанный вид деятельности относится к бытовым услугам и ему соответствует код 93.03: "Организация похорон и предоставленных с ним услуг, включая захоронение и кремацию трупов людей и животных и связанную с этим деятельность: подготовку к захоронению или кремации, бальзамирование и  услуги, предоставляемые похоронными бюро, предоставление услуг связанных с захоронением и кремацией, сдачу в аренду оборудованных ритуальных залов, продажа мест захоронения".
Согласно Федеральному закону РФ от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), государством гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего вида услуг (минимально необходимый для захоронения в землю перечень услуг), а именно:
- оформление документов необходимых для погребения;
- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
- перевозка тела (останков) умершего на кладбище (крематорий);
- погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Перечисленные услуги, как правило, оказываются комплексно, для погребения умершего оформляется заказ на оказание минимально необходимого комплекса услуг.
Таким образом, товаром будет являться именно этот минимально  необходимый комплекс услуг .
В качестве взаимозаменяемого товара к минимально необходимым услугам по погребению в землю можно рассмотреть минимально необходимые услуги по погребению способом кремации (оформление документов, необходимых для погребения, приобретение и доставка предметов, необходимых для совершения ритуала, подготовка тела к прощанию и кремированию, кремация, помещение урны с прахом в колумбарий, либо подхоронение в существующую могилу, изготовление и установка временного памятного знака на могиле). Услуги по погребению способом захоронения в землю и способом кремации несут одну и ту же функцию  и сопоставимы по цене. Таким образом, надмогильные сооружения  установка оград не входят в минимально необходимый комплекс услуг, который и является товаром на данном рынке.
На территории города Костромы производятся услуги только по погребению. Осуществлять захоронение способом кремации  возможности не имеется в связи с отсутствием специализированных зданий и оборудования. Поэтому объектом исследования является рынок похоронных услуг на территории  города Костромы.

 

3. Определение географических границ товарного рынка.

Рынок похоронных услуг является локальным в связи с тем, что выбор места захоронения определяется географическим расположением местности, с которой человек был связан при жизни. С учётом вышеизложенного, анализ проводился в географических границах городского округа город Кострома.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

В соответствии с Законом о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, поскольку общественные кладбища находятся в хозяйственном ведении органов МСУ. В данном случае, все костромские кладбища находились в 2009 году в собственности администрации городского округа г. Костромы
Покупателями на данном рынке являются физические лица, взявшие на себя ответственность осуществить погребение умершего, заказывающие услуги по организации похорон и проведению траурного ритуала.
Продавцами на данном рынке являются юридические лица – специализированные службы по вопросам похоронного дела, созданные органами МСУ, а также иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие этот вид деятельности.
На территории города Костромы деятельность по оказанию услуг по погребению в 2009 году осуществляли:
1.ООО «МОМ»;
2. МП «РУС»;
3. Костромской филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания»;
4. ООО «Сфера»;
5. ООО «Успенье»;
6. ООО «Военно - мемориальная социальная гарантия»;
7.ООО «Ангел скорби».
Захоронения, все участники исследуемого рынка, в 2009 году выполняли по  заключенным договорам со специализированной службой по вопросам похоронного дела г. Костромы МУП «РУС», поскольку не имеют в собственном ведении мест захоронения. 

 

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

В соответствии с Порядком, основными данными для расчета анализа рынка похоронных услуг в городе Костроме  являются:
- объем продаж комплекса услуг в физическом выражении хозяйствующего субъекта за 2009 год (определяется суммарным количеством выполненных заказов);
- объем продаж комплекса услуг в денежном выражении хозяйствующего субъекта за 2009 год (определяется суммарной стоимостью выполненных заказов);

 

6. Определение показателей концентрации товарного рынка.

Для определения уровня концентрации рынка похоронных услуг  были использованы следующие показатели:
1. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана HHI;
2. Коэффициент рыночной концентрации CR-3 (если количество хозяйствующих субъектов, работающих на локальном рынке более трех).
Анализ уровня концентрации рынка похоронных услуг на территории города Костромы показал, что исследуемый рынок является  высококонцентрированным, индекс Герфиндаля - Гиршмана HHI равен 10000.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что рынок похоронных услуг г. Костромы является монопольным.

 

7. Определение барьеров входа на товарный рынок.

Основные барьеры входа на рынок:
1. Экономические барьеры, к которым можно отнести недостаточность оборотных средств, необходимость первоначального капитала для приобретения оборудования. К экономическим ограничениям можно отнести отсутствие мест захоронений у субъектов, работающих на исследуемом рынке.
2. Административные барьеры: несовершенство существующего законодательства, которое наделяет специализированные службы по похоронному делу административно-властными полномочиями. Преимущества хозяйствующему субъекту, созданные путем передачи в его хозяйственное ведение органами МСУ территории общественных кладбищ, фактически не позволяют другим хозяйствующим субъектам свободно заниматься предпринимательской деятельностью на рынке ритуальных услуг. Предприятие, наделённое административно-властными полномочиями, регулирует процесс оказания ритуальных услуг по своему усмотрению, находясь при этом вне конкуренции.
Факт искусственного создания доминирующего положения МУП "РУС" на рассматриваемом рынке является следствием принятия органами местного самоуправления актов, устанавливающих административные барьеры и препятствия осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оказания ритуальных услуг.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке. Выводы и предложения.

Особенностью функционирования данного рынка является то, что функция по организации и содержанию кладбищ передаётся органами МСУ специализированной организации по похоронному делу.
МУП "РУС",  являясь специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории г. Костромы  имеет в хозяйственном ведении три городских кладбища: Заволжское, Галичское и Костромское.  Остальные хозяйствующие субъекты выполняют  неполный комплекс услуг, поскольку   эти хозяйствующие субъекты не обеспечены местами  для захоронения. В неполный комплекс услуг может входить:
- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, до места захоронения;
- перевозка тела (останков) умершего на кладбище;
- изготовление и установка надгробия.
Эти виды услуг вышеупомянутые хозяйствующие субъекты   выполняют по договору, заключенному со специализированной службой в лице МУП  "РУС".

 

Выводы и предложения:

С целью развития конкурентной среды в сфере организации похоронного дела и адвокатированию конкуренции на исследуемом рынке необходимо осуществлять следующую деятельность:
1. Акцентировать внимание на поведении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке похоронных услуг и занимающих доминирующее положение.
2. Решительно поддерживать предприятия, которые в будущем готовы составить и выстроить здоровую конкуренцию.