Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению г. Костромы за 2009 - 2010 годы

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению г. Костромы за 2009 - 2010 годы

 

В соответствии с пунктом 2.2 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 27.09.2010 г. № 551, Костромское УФАС России провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в г. Костроме за 2009-2010 годы.
Настоящий анализ рынка проводится в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в муниципальных образованиях Костромской области с численностью населения более 100 тысяч человек.
Анализ рынка услуг по теплоснабжению проводится в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным приказом ФАС России 28.04.2010г. №220 (далее Порядок) и Методическими рекомендациями ФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению (далее – Методические рекомендации).
Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению проводится только по г. Костроме, так как численность других муниципальных образований на территории Костромской области не превышает 100 тыс. человек.
При анализе рынка услуг по теплоснабжению г. Костромы в качестве исходной информации были использованы:
• Сведения, полученные от администрации г. Костромы;
• Сведения, полученные от департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области;
• Сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, работающих на исследуемом рынке.

1. Временной интервал исследования.

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Временной интервал настоящего исследования установлен Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы – 2009-2010 годы.

2. Продуктовые границы товарного рынка.

 

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка в соответствии с Методическими рекомендациями будет являться услуга теплоснабжения.
В соответствии с определением, данным в статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Тепловая энергия (пар и горячая вода) – вид товара, имеющий определенные особенности и физические свойства: процесс производства тепловой энергии жестко связан с потреблением. Передача тепловой энергии потребителям возможна лишь при наличии присоединенной сети.
В настоящее время тепловая энергия в г. Костроме вырабатывается традиционным способом - на энергоустановках, расположенных в котельных, которые, как правило, удалены от конечного потребителя.
Товары-заменители тепловой энергии отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.
При этом процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) код услуги по теплоснабжению – 40.30 "Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)".

3. Географические границы товарных рынков.

 

В соответствии с Методическими рекомендациями предварительно географические границы рынков услуг теплоснабжения определяются в административных границах муниципальных образований с населением более 100 тысяч жителей.
Таким образом, предварительно географические границы исследуемого рынка определены в административных границах г. Костромы, поскольку численность других муниципальных образований на территории Костромской области не превышает 100 тыс. человек.
В последующем географические границы рынка уточняются с учетом особенностей предоставления услуг по теплоснабжению, в частности наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей), возможностей потребителей по доступу к инфраструктуре.
В соответствии с Разделом 4 Порядка географические границы товарного рынка представляют собой территорию, на которой покупатели тепловой энергии имеют экономическую возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.
Поскольку источники тепловой энергии и тепловые сети в г. Костроме не взаимосвязаны в единую систему теплоснабжения, потребитель не имеет возможности выбора продавца и может получать тепловую энергию только от одной энергоснабжающей организации. Анализ рынка тепловой энергии г. Костромы, проведенный управлением, показал, что он состоит из ряда локальных (местных) рынков. Географические границы каждого из этих рынков определяются территорией прохождения тепловых сетей организаций, оказывающих услуги по теплоснабжению, то есть экономической возможностью покупателей приобретать тепловую энергию именно на данной территории и отсутствием возможности за ее пределами.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках.

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по  теплоснабжению, включаются организации, осуществляющие производство и (или) реализацию конечным потребителям произведенной или приобретенной тепловой энергии, теплоносителя, а также передачу тепловой энергии.
На рынках услуг по теплоснабжению г. Костромы выявлено 15 хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, передачу и сбыт тепловой энергии:
1. ОАО "Территориальная генерирующая компания № 2";
2. ООО "Костромская теплоэнергетическая компания";
3. ОАО "Костромской завод Мотордеталь";
4. ООО "Аграф-энергосервис";
5. Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреж-дение "Костромская квартирно-эксплуатационная часть района" (ФГКЭУ "Костромская КЭЧ района");
6. ЛПУ "Санаторий для лечения родителей с детьми "Костромской";
7. ООО "ТСК Рабочий Металлист";
8. ООО "Костромской комбикормовый завод";
9. ОАО "Костромамебель";
10. ОАО "Компания ЮНИМИЛК";
11. ООО "Костромская энергетическая компания";
12. МУП г. Костромы "Городские сети";
13. ОАО "Калориферный завод";
14. ОАО "Фанплит";
15. ЗАО "Мода".
Десять организаций, из числа перечисленных осуществляют производство тепловой энергии в г. Костроме.
Покупателями (потребителями) на рынке услуг теплоснабжения г. Костромы являются юридические и физические лица, то есть организации и население, осуществляющие пользование тепловой энергией и имеющие теплопотребляющие системы или установки, присоединенные к теплосетям энергоснабжающей организации.
Установлено, что потребители не могут приобрести тепловую энергию у любого из продавцов, так как эта возможность ограничивается территорией прохождения тепловой энергии по тепловым сетям.
В ходе исследования рынков услуг теплоснабжения г. Костромы проведен анализ действующей схемы договорных отношений между производителем, продавцом, сетевой организацией и потребителем.
Наиболее распространенной схемой предоставления услуг по теплоснабжению на рынке г. Костромы является схема предоставления данной услуги с использованием собственных (арендованных) сетей. Эта схема подразумевает отсутствие посредников между ресурсоснабжающей организацией и потребителями тепловой энергии.
Используются также следующие схемы:
- схема сбыта тепловой энергии через перепродавца (ООО "Костромская теплоэнергетическая компания", ОАО "Костромской завод Мотордеталь", ООО "Костромской комбикормовый завод"). В данном случае энергоснабжающая организация часть тепловой энергии продает перепродавцу, который осуществляет теплоснабжение конечного потребителя.
- схема предоставления услуг по теплоснабжению потребителям, присоединенным опосредованно через сети иного хозяйствующего субъекта (например, ФГКЭУ "Костромская КЭЧ района" осуществляет поставку тепловой энергии потребителям через сети ООО "Костромская теплоэнергетическая компания").

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Оценка объема товарного рынка осуществляется на основании объема тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, выраженного в натуральных показателях.
Объем рынка определяется как сумма объемов реализованной конечным потребителям тепловой энергии хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и (или) реализацию тепловой энергии.
В связи с тем, что на рынке услуг теплоснабжения г. Костромы потребители не имеют возможности выбора продавца и могут получать тепловую энергию только от одной энергоснабжающей организации, (то есть на каждом локальном рынке действует только один продавец), то нет необходимости и в определении объема товарных ресурсов рынка.
Рынок услуг теплоснабжения г. Костромы распадается на ряд локальных (местных) рынков. На каждом локальном рынке работает хозяйствующий субъект (энергоснабжающая организация, имеющая присоединенные к потребителю тепловые сети), который имеет на данном рынке теплоэнергии долю 100% и, следовательно, занимает на этом рынке доминирующее положение.
На рынке услуг теплоснабжения г. Костромы работают также хозяйствующие субъекты, которые оказывают услугу по передаче (транспортировке) тепловой энергии потребителям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуга по передаче тепловой энергии относится к услугам естественных монополий. Учитывая, что согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим, расчет объема рынка, долей хозяйствующих субъектов, оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче тепловой энергии не проводились.

6. Уровень концентрации товарного рынка.

 

Для определения уровня концентрации рынков услуг по теплоснабжению был использован индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В связи с тем, что на каждом локальном рынке услуг теплоснабжения г. Костромы работает один хозяйствующий субъект с долей 100%, индекс рыночной концентрации HHI на указанных рынках равен 10000. Следовательно, уровень концентрации анализируемых рынков высокий.

7. Барьеры входа на товарный рынок.

 

К основным качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов.
Потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые имеют возможность поставлять данный товар, но по разным причинам не реализуют эти возможности.
На рынке услуг теплоснабжения г. Костромы существуют экономические барьеры входа на рынок, то есть ограничения, связанные со значительными финансовыми затратами на строительство новых котельных, прокладывание тепловых сетей, возникающими при переходе потребителя от одного продавца (энергоснабжающей организации) к другому.
Административных ограничений входа на рынок не выявлено.

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Анализ рынка услуг теплоснабжения г. Костромы, проведенный управлением, показал, что он состоит из ряда локальных рынков. Географические границы этих рынков определяются территорией прохождения тепловых сетей организаций, оказывающих услуги по производству, передаче и сбыту тепловой энергии. На каждом локальном рынке имеется хозяйствующий субъект (энергоснабжающая организация, имеющая присоединенные к потребителю тепловые сети), который занимает на данном рынке доминирующее положение с долей, равной 100%. Уровень концентрации анализируемых рынков является высоким.
На рынке услуг теплоснабжения г. Костромы работают также хозяйствующие субъекты, которые оказывают услугу по передаче (транспортировке) тепловой энергии потребителям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуга по передаче тепловой энергии относится к услугам естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим.
Следует отметить, что рынок тепловой энергии Костромской области находится под наблюдением специалистов управления с 1998 г. В 1998 г. по результатам анализа рассматриваемого рынка в Реестр было включено 67 хозяйствующих субъектов, в том числе, в г. Костроме – 10 хозяйствующих субъектов.
В настоящее время 6 хозяйствующих субъектов из числа действующих на рынке услуг теплоснабжения г. Костромы находятся в Реестре, это - ОАО "Территориальная генерирующая компания № 2", ООО "Костромская теплоэнергетическая компания", ОАО "Костромской завод Мотордеталь", ООО "Аграф-энергосервис", ЛПУ "Санаторий для лечения родителей с детьми "Костромской", ООО "Костромская энергетическая компания".
Вместе с тем, в настоящее время на анализируемом рынке не работают следующие хозяйствующие субъекты, которые ранее оказывали данную услугу потребителям и были включены в Реестр: ЗАО "Костромской мукомольный завод", ОАО "Строммашина", ОАО "Красная маевка", ОАО "Костромской комбинат хлебопродуктов".

По результатам анализа рынка услуг теплоснабжения г. Костромы за 2009-2010 г.г. предлагается:
1. Рассмотреть вопрос о включении в Реестр следующих хозяйствующих субъектов:
• ФГКЭУ "Костромская КЭЧ района";
• ООО "Костромской комбикормовый завод"
• ОАО "Костромамебель";
• МУП г. Костромы "Городские сети";
• ОАО "Фанплит"
2. Исключить из Реестра следующие хозяйствующие субъекты:
• ЗАО "Костромской мукомольный завод";
• ОАО "Строммашина";
• ОАО "Красная маевка";
• ОАО "Костромской комбинат хлебопродуктов", в части оказания услуг по теплоснабжению.
3. Осуществлять контроль за рыночным поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на локальных рынках теплоснабжения г. Костромы.