Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на оптовом рынке автомобильного бензина и дизельного топлива на территории Костромской области за 2010 г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по результатам анализа конкурентной среды на оптовом  рынке автомобильного бензина  и дизельного топлива
на территории Костромской области за 2010 г.

 

1. Общие положения

Анализ оптового рынка нефтепродуктов на территории Костромской области проводился во исполнение поручения руководителя Костромского УФАС России и в соответствии  с  «Порядком проведения анализа  состояния конкурентной среды на товарных рынках», утвержденного Приказом ФАС России от  28.04.2010 № 220, а также с применением Методических указаний по подготовке обзора состояния конкурентной среды на оптовых и розничных рынках автомобильного и дизельного топлива (письмо ФАС России от 15.09.2009 № АГ/32018).
Целью проведения обзора  на оптовом рынке нефтепродуктов является:
 оценка состояния конкурентной среды на оптовом  рынке нефтепродуктов в Костромской области;
 установление субъектов, занимающих доминирующее положение на  исследуемом товарном рынке.

 

2. Временной интервал исследования.

Временной интервал исследования рынка нефтепродуктов определен заданием Костромским УФАС России – 2010 год.

 

3. Товарные  границы рынка.

Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для ДВС.
Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного двигателя. Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.
Бензины предназначены для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТы по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...»).
Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»). ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.
Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, в целях исследования определены две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторного топлива:
 дизельное топливо;
 автомобильные бензины.

 

Дизельное топливо

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.
Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510). Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.
Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

 

Автомобильные бензины

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями.
Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ     Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и др.
Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.
Важнейшим физико-химическим показателем автомобильного бензина является детонационная стойкость. Высокая детонационная стойкость топлив обеспечивает их нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя.
Использование бензина с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля (например, увеличенная детонация может вызвать перегрев, повышенный износ или даже местные разрушения двигателя).
Единственным существенным показателем, классифицирующим  автобензины с точки зрения потребителя, является октановое число топлива, который является показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов и показывает содержание изооктана (в % объема) в смеси с н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Октановое число определяется двумя методами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82).
При реализации автобензинов в розницу, по экспертным оценкам, выделяются четыре марочные группы автобензинов: «нормальный» (ОЧ=80), «регулярный»   (ОЧ=91/92/93), «премиальный» (ОЧ=95), «супер» (ОЧ=98). А рынок дизельного топлива покупатели рассматривают как рынок единый, не разбивая его на классы дизельного топлива.
Автомобильные бензины по существенным различиям в значении ОЧ разделяются на две подгруппы:
- низкооктановые (ОЧ не менее 76 по ММ, не менее 80 по ИМ): А-76, АИ-80, Нормаль-80;
- высокооктановые бензины (ОЧ 82,5 - 88 по ММ, 91 - 98 по ИМ): Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК-029-2007 вид деятельности «оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин» 51.51.2  не подразделяется на подгруппы по видам топлива. На оптовых рынках  нефтепродуктов возможно объединение товарных групп, поскольку они рассматриваются в качестве взаимозаменяемых товаров.
Также в соответствии с Приказом от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10% от цены товара).
В соответствии с анализом изучения оптового рынка нефтепродуктов на территории Костромской области за 2010 г., средняя цена на высокооктановые бензины следующая:
 АИ-92 (Регуляр Евро-92) – 22 303,85 руб./т.;
 Регуляр Евро-95 (Премиум Евро-95) – 23 691,79 руб./т.;
Разница в цене между АИ-92 и Регуляр Евро-95 составляет 5,9%. Соответственно высокооктановые бензины марок АИ-92 (Регуляр Евро-92) и Регуляр Евро-95 (Премиум Евро-95) по техническим и ценовым показателям являются взаимозаменяемыми товарами.

 

Таким образом, товарные границы рынка оптовой реализации нефтепродуктов определены по следующим товарным границам:
 АИ -76 (АИ-80) – низкооктановые (ОКП 025110);
 АИ-92 (АИ-91, АИ-93), АИ-95 (АИ-96) – высокооктановые;
 Дизельное топливо (ОКП 025130) – летнее, зимнее.
 
4. Географические границы рынка

Географические границы оптового рынка предварительно определены как административные границы (территория) Костромской области, что объясняется ограниченным количеством нефтебаз (6 нефтебаз), предназначенных для хранения, и тем, что  они  расположены на территории Костромской области и их услугами,  в основном пользуются потребители города Костромы и Костромской области. Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара.
В Костромской области отсутствует первичный оптовый рынок нефтепродуктов, на котором в качестве продавцов выступают нефтеперерабатывающие заводы и их сбытовые структуры и организации. В связи с этим, формирование объемов рынка происходит за счет нефтепродуктов, ввозимых на территорию области из других регионов.
При анализе оптового рынка нефтепродуктов необходимо учитывать, что оптовая реализация нефтепродуктов включает следующие этапы:
1) оптовые поставки на территорию Костромской области из Ярославской области, на нефтебазы, резервуары, склады ГСМ железнодорожным транспортом, бензовозами  для последующей оптовой продажи (включая мелкий опт) и на АЗС для последующей розничной продажи;
2) оптовые поставки в пределах Костромской области, которые осуществляются между хозяйствующими субъектами Костромской области (посредническое звено), т.е. отпуск НФП с нефтебаз, складов ГСМ и т.д.;
3) оптовые поставки в соседних регионах (преимущественно  в Ярославской области), которые осуществляются между хозяйствующими субъектами Костромской области, закупающими нефтепродукты у хозяйствующих субъектов Ярославской области, которые также являются посредниками.
Все представленные хозяйствующие субъекты в Приложении поставляют нефтепродукты на территорию Костромской области. Из 11 представленных хозяйствующих субъектов, 9 осуществляют поставку автомобильного бензина и дизельного топлива с территории Ярославской области. Также 8 хозяйствующих субъектов, осуществляющих, реализацию нефтепродуктов на территорию Костромской области являются посредниками реализации автомобильного бензина и дизельного топлива.

 

Таким образом, исходя из того, что покупатели нефтепродуктов расположены на территории Костромской области, географические границы оптового рынка нефтепродуктов определены как территория Костромской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов.

Хозяйствующим субъектам, занимающимся реализацией нефтепродуктов на территории Костромской области посредством АЗС, автомобильные бензины и дизельное топливо поставляют 11 хозяйствующих субъектов. 9 поставщиков  расположены на территории Ярославской области.
Основным поставщиком нефтепродуктов на территорию Костромской области является ОАО «ТНК-Ярославль», с общей долей по всем нефтепродуктам более 70%. Согласно сведениям, имеющимся в информационном банке данных Костромского УФАС России, данный хозяйствующий субъект владеет 6 нефтебазами, расположенными на территории Костромской области.
До 28.02.2010 г. хозяйственную деятельность по оптовой реализации нефтепродуктов на территорию Костромской области осуществляло ОАО «ТНК-Столица» в лице его филиала в г. Ярославле, с использованием основных производственных средств (автозаправочных станций и нефтебаз), арендованных у ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт». ОАО «ТНК-Столица» было включено Приказом от 01.12.2008 № 147 Костромского УФАС России в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр).
С 28.02.2011 г. реализацию нефтепродуктов на территорию Костромской области осуществляет ОАО «ТНК-Ярославль», являющееся провоприемником части прав и обязанностей ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт». По состоянию на 01.09.2008 г. была завершена реорганизация ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт»  в форме выделения из его состава двух акционерных обществ ОАО «ТНК-Ярославль» и ОАО «Газпромнефть-Ярославль». В соответствии с разделительным балансом, утвержденным протоколом внеочередного общего собрания акционеров от 17.01.2008 г., имущество, права и обязанности структурных подразделений ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт», расположенных на территории Костромской области, перешли к вновь образованному в результате реорганизации ОАО «ТНК-Ярославль».
В январе 2009 г. ФАС России была согласована сделка ОАО «ТНК-ВР Холдинг» по приобретению 82,25% голосующих акций ОАО «ТНК-Ярославль». В результате которой ОАО «ТНК-ВР Холдинг» было выдано предписание от 15.01.2009 № АГ/480 о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.
Единственным поставщиком нефтепродуктов для ОАО «ТНК-Ярославль» является ОАО «ТНК-ВР», деятельность которого включает полный цикл добычи, переработки, транспортировки, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов.
ОАО «ТНК-Ярославль» осуществляет хозяйственную деятельность по оптовой реализации нефтепродуктов на территории Костромской области с 28 февраля 2010 г. через те же нефтебазы, которые осуществляло свою деятельность в 2009 г. ОАО «ТНК-Столица».
На территории Костромской области отсутствуют нефтяные месторождения, нет  нефтеперерабатывающих заводов, отсутствует инфраструктура поставки нефтепродуктов по трубопроводам. Оптовые поставки нефтепродуктов в регион осуществляются железнодорожным  транспортом с Ярославского нефтеперерабатывающего завода на  нефтебазы, принадлежащие  ОАО «ТНК-Ярославль».
Данный  хозяйствующий субъект оптового рынка имеет прочные хозяйственные связи со своим производителем нефтепродуктов, что дает ему заметное преимущество перед потенциальными конкурентами, желающими войти на оптовый рынок.
Из-за высокой стоимости закупки и доставки нефтепродуктов завоз мелких партий ГСМ в Костромскую область экономически нецелесообразен, выход на рынок новых хозяйствующих субъектов требует значительных финансовых и материальных затрат, в связи с чем конкуренция на рынке не развита.
Кроме ОАО «ТНК-Ярославль», из всех представленных хозяйствующих субъектов осуществляющих поставки нефтепродуктов на территорию Костромской области, наиболее  крупной  долей среди посредников в целом обладают:
 ИП <…>, с долей более 10%;
 ООО «Партнер Нафта», с долей более 9%;
Суммарная доля остальных хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую реализацию нефтепродуктов на территорию Костромской области составляет менее 10%.
Оптовыми покупателями нефтепродуктов на рассматриваемом товарном рынке являются: органы государственной власти, администрации муниципальных и сельских образований области, учреждения, крестьянско-фермерские хозяйства, хозяйствующие субъекты различных форм собственности, в т.ч. индивидуальные предприниматели, использующие нефтепродукты для собственных производственных целей, дальнейшей перепродажи, а также для розничной реализации через АЗС.

 


6. Определение уровня концентрации товарного рынка

  Для определения уровня концентрации товарного рынка оптовой реализации автомобильного бензина и дизельного топлива рассчитан коэффициент рыночной концентрации (Cr) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
 высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2 000 <= HHI <= 10 000;
 умеренный - при 45% <= CR3 < 70% или 1 000 <= HHI < 2 000;
 низкий - при CR3 < 45% или HHI < 1 000.

 

Доли крупнейших хозяйствующих субъектов осуществляющих оптовую реализацию нефтепродуктов на территорию Костромской области

Наименование х/с АИ-76 Наименование х/с АИ-92, АИ-95
ОАО «ТНК-Ярославль» более 65% ОАО «ТНК-Ярославль» более 35%
ИП <…> более 10% ООО «Партнер Нафта» более 25%
ООО «Партнер Нафта» более 7% ИП <…> более 15%
CR 3 более 80% CR 3 более 75%
HHI 4 970,38 HHI 2 626,92

 

Наименование х/с ДТ
ОАО «ТНК-Ярославль» более 80%
ИП <…> более 7,5%
ОАО «ТНК-Столица» более 4%
CR 3 более 90%
HHI 6 973,5

Из вышеприведенных значений видно, что оптовый рынок автомобильных бензинов и дизельного топлива является высококонцентрированным.

 

7. Описание барьеров входа на рынок

Барьеры входа на рынок анализируются с точки зрения возможности потенциальных конкурентов стать участниками данного рынка.
На данных товарных рынках нефтепродуктов имеются экономические барьеры, связанные с недостаточным развитием экономики области, низким платежеспособным спросом, а также достаточно большими финансовыми первичными затратами. Анализ информации выявил наличие барьеров входа на оптовый рынок нефтепродуктов – существенных первоначальных капитальных вложений, связанных со строительством и эксплуатацией нефтебаз. Также существуют ограничения, связанные с пожарной и экологической безопасностью, так как деятельность по хранению и реализации нефтепродуктов представляет повышенную пожароопасность и опасность для окружающей среды. Данные барьеры являются труднопреодолимыми.
Также на оптовом рынке нефтепродуктов существует такой барьер, как наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов. ОАО «ТНК-Ярославль» входит в одну группу лиц с ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и является его сбытовой компанией.

 

8. Оценка состояния конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов.

Рынки оптовой реализации нефтепродуктов в Российской Федерации в целом относятся к вертикально интегрированным. На нем доминирующее положение занимают крупные   ВИНК, которые занимаются производством и реализацией нефтепродуктов по всей технологической цепочке: добыча нефти – переработка (производство бензинов, дизтоплива, мазута, машинных масел) – оптовая торговля – розничная торговля через систему фирменных АЗС. Вертикальная интеграция на данном рынке сопровождается высокой экономической концентрацией, отсутствием внутренней региональной конкуренции на рынке нефтепродуктов, устранением объективных ценовых индикаторов и непрозрачности работы.
Костромской регион располагает недостаточно развитой сетью автодорог, обеспечивающей его связи со всеми экономическими районами страны. Административные районы области  между собой и городом Костромой связаны автомобильными дорогами областного и местного назначения, часть которых не имеют благоустроенных выходов на сопряженные с Костромской областью территории, что затрудняет доступ к инфраструктуре нефтепродуктообеспечения соседних областей.
Рынок нефтепродуктов в Костромской области весьма специфичен. Его отличия от аналогичных рынков других регионов России определяются многими факторами, среди которых наиболее существенными представляются два из них. Первый фактор – отсутствие на территории области собственных нефтеперерабатывающих заводов, вследствие чего местные оптовые поставщики вынуждены закупать бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты у нефтеперерабатывающих предприятий других регионов. Второй фактор – доставка топлива в регион осуществляется в основном железнодорожным транспортом. Альтернативные варианты доставки товара характеризуются высокой стоимостью по сравнению со стоимостью услуг, оказываемых железной дорогой.
Формирование объемов оптового рынка в регионе происходит в основном за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию региона из Ярославской области.
Уровень конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов Костромской  области недостаточен, поскольку  данные рынки, в той или иной степени, контролируются хозяйствующим субъектом,  входящим в группу лиц с крупнейшей российской нефтяной компании  ОАО «ТНК-ВР Холдинг». Расчетные коэффициенты концентрации свидетельствуют, что рынки реализации бензина, а также дизельного топлива в границах Костромской  области, являются высококонцентрированными со слаборазвитой конкуренцией.
В этой связи необходимо применение комплексных мер по развитию конкуренции на данных рынках, таких, как:
 рассмотрение на законодательном уровне вопроса о запрете на совмещение в рамках одного лица деятельности по оптовой и розничной торговле нефтепродуктами;
 меры, направленные на развитие конкуренции и преодоление регионального раздела рынка нефтепродуктообеспечения, в том числе по привлечению на региональный рынок Костромской области иных нефтяных компаний;
 создание резервного фонда земель, предназначенных для размещения нефтехранилищ и АЗС, с указанием их размещения по территории региона;
 меры по развитию в Костромской области сети альтернативных автозаправочных станций, предлагающих в качестве моторного топлива сжиженный углеводородный газ (СУГ);

 

Таким образом, по результатам изучения оптового рынка нефтепродуктов на территории Костромской области за 2010 г. видно – рынок является высококонцентрированным. ОАО «ТНК-Ярославль» занимает доминирующее положение на оптовом рынке нефтепродуктов по следующим видам нефтепродуктов:
 АИ-76 – доля более 65%;
 ДТ – доля более 80%.
На оптовом рынке нефтепродуктов автомобильных  бензинов марок АИ-92 и АИ-95 наибольшую долю занимают ОАО «ТНК-Ярославль» и ООО «Партнер Нафта» с долей более 35% и более 25% соответственно.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 08.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых (не более чем трех хозяйствующих субъектов), на соответствующем товарном рынке, превышает 50%.
Таким образом, доминирующее положение занимают ОАО «ТНК-Ярославль» и ООО «Партнер Нафта», с совокупной долей на оптовом рынке нефтепродуктов автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95, более 50%.
Костромское УФАС России, Приказом от 01.12.2008 № 147 внесло ОАО «ТНК-Столица» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов. С 28.02.2010 г. ОАО «ТНК-Столица» прекратило осуществление деятельности по реализации нефтепродуктов на территории Костромской области.
В соответствии с вышеизложенным предлагаю исключить из Реестра ОАО «ТНК-Столица».
Рынок оптовой реализации нефтепродуктов включает в себя всю технологическую цепочку: добыча нефти – переработка (производство бензинов, дизтоплива, мазута, машинных масел) – оптовая торговля – розничная торговля через систему АЗС. На территории Костромской области отсутствует НПЗ, который составляет один из этапов вышеупомянутого технологического процесса. Ближайший НПЗ находится на территории Ярославской области и произведенные им нефтепродукты поступают на территории ближайших регионов, в том числе и на территорию Костромской области.
Таким образом, географическая граница оптового рынка нефтепродуктов не ограничивается территорией одного региона. В соответствии с этим рынок оптовой реализации нефтепродуктов является межрегиональным.