Аналитический отчет по результатам исследования рынка хлеба и хлебобулочных изделий г. Костромы за 2007-2009 год

Аналитический отчет по результатам исследования рынка хлеба и хлебобулочных изделий г. Костромы.

 

Специалистами отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы Костромского УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке хлеба и хлебобулочных изделий г. Костромы в динамике за 2007 - 2009 годы в связи с большой социальной значимостью данного рынка.
Целью анализа является определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, определение объема товарного рынка и долей каждого хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, определение уровня концентрации товарного рынка, внесение изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов.
Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке проводился в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок).
При анализе рынка хлеба и хлебобулочных изделий г. Костромы в качестве исходной информации были использованы:
• Сведения, полученные от администрации г. Костромы;
• Сведения, полученные от департамента агропромышленного комплекса Костромской области;
• Сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, работающих на исследуемом товарном рынке.
• Сведения, полученные из средств массовой информации.

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Исследование данного рынка проводилось в динамике за 2007 – 2009 годы.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

Продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены как хлеб и хлебобулочные изделия недлительного хранения (хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной и пшеничной муки различных сортов и их смесей).
Код товара по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД – 15.81; по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД — 15.81.11.
Заменителей хлебу и хлебобулочным изделиям по цели потребления нет. Хлеб и хлебобулочные изделия являются товарами первой необходимости. В составе минимальной потребительской корзины доля  хлеба и хлебобулочных изделий составляет 22 %.

3. Определение географических границ товарного рынка.

 

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона "О защите конкуренции" основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на данной территории и отсутствии этой возможности за ее пределами.
В соответствии с целью и задачами исследования данного рынка географическими границами приняты административные границы областного центра г. Костромы.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
В 2007 г. на исследуемом рынке г. Костромы выявлено 4, а в 2009 г. - 5 хозяйствующих субъектов, занимающихся производством и реализацией хлеба и хлебобулочных изделий:
1. ОАО "Русский хлеб" (г. Кострома, ул. Ленина, д. 61);
2. ООО "Хлебозавод № 4" (г. Кострома, ул. Московская, д. 51);
3. ООО "Продукты питания" (г. Кострома, пр. Текстильщиков, д. 98);
4. ООО "Лебедь" (г. Кострома, ул. Юбилейная, д. 22а);
5. ООО "Просторы" (г. Кострома, ул. Галичская, д. 106) – с 2009 г.
Наиболее крупный хозяйствующий субъект ОАО "Русский хлеб" на момент исследования находится в региональном разделе «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов...» с долей более 50% в соответствии с приказом по Костромскому УФАС России от 28.10.2004 № 74.
Ввоз хлеба и хлебобулочных изделий на рынок г. Костромы осуществляется в основном из Ярославля и Ярославской области, Ивановской области, из некоторых муниципальных образований Костромской области, таких например, как г. Нерехта, г. Буй.
По оценочным данным экспертов доля ввоза хлебобулочных изделий на рынок г. Костромы составляет порядка 30 процентов.
На рассматриваемом товарном рынке хлеба и хлебобулочных изделий можно выделить следующие категории конечных покупателей (потребителей):
• розничные покупатели, т. е. население г. Костромы;
• предприятия общественного питания государственных и муниципальных учреждений.
Реализация продукции на пути от производителя к конечным потребителям осуществляется по различным каналам, а именно:
• прямая реализация продукции через собственную торговую сеть производителя;
• реализация (поставка) продукции предприятиям общественного питания государственных и муниципальных учреждений;
• оптовая реализация продукции по договорам поставки с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в магазины, торговые сети и т.п.).

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, в соответствии с Порядком, является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.
Анализ исследуемого рынка г. Костромы проводился как по объему  продаж хлеба в целом, так и по объемам продаж хлеба и хлебобулочных изделий из пшеничной муки, а также из ржаной муки и из смеси разных сортов муки.
Результаты анализа конкурентной среды на рынке хлеба и хлебобулочных изделий г. Костромы за 2007 – 2009 г.г. представлены в таблицах 1-3*.

* Не подлежит размещению на сайте.

 

Проведенный анализ подтвердил лидирующее положение на рынке хлеба г. Костромы ОАО «Русский хлеб», доля которого как по объему продаж хлеба в целом так и по объемам продаж хлеба из пшеничной муки и из ржаной муки и из смеси разных сортов муки за анализируемый период времени стабильно превышает долю 50 процентов.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов признается доминирующим (если только не будет установлено, что несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим).
Таким образом, ОАО "Русский хлеб" занимает доминирующее положение на рынке хлебобулочных изделий г. Костромы.
Доля ввоза хлебобулочных изделий на рынок г. Костромы по оценочным данным экспертов составляет порядка 30 процентов.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

Для определения уровня концентрации рынка хлеба и хлебобулочных изделий г. Костромы был использован индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
Как видно из таблиц 1-3, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2007-2009 г.г. находился в пределах 2000<ННI<10000. Это говорит о том, что анализируемый рынок является высоко-концентрированным.

7. Барьеры входа на товарный рынок.

 

1. Экономические барьеры: значительные капитальные вложения и длительные сроки их окупаемости; высокая стоимость кредитов; необходимость свободных оборотных средств; затраты на разработку рецептуры новых продуктов; сложившиеся потребительские предпочтения известных сортов хлеба и др.
2. Административные барьеры: высокие нормативные требования к санитарно-эпидемиологическим условиям производства и реализации хлеба и др.

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Проведенный анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий г. Костромы в динамике за 2007-2009 годы позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемый рынок является высококонцентрированным. На данном рынке доминирующее положение занимает ОАО «Русский хлеб», доля которого как по объему продаж хлеба в целом так и по объемам продаж хлеба из пшеничной муки и из ржаной муки и из смеси разных сортов муки за анализируемый период времени стабильно превышает долю 50 процентов.