Аналитический отчет состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии за 2009 год

Аналитический отчет состояния конкурентной среды на розничном товарном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Костромской области за 2009 год.

 

1. Общие положения.
В соответствии с пунктом 5 приказа ФАС России от 06.02.2008 №28 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 годы" и письмом ФАС России от 28.05.2010 № АГ/16438 Костромское УФАС России провело анализ и оценку состояния конкурентной среды на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Костромской области.
Целью проведения анализа розничного рынка электрической энергии является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков), осуществляющих деятельность на территории Костромской области, с последующим их включением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (далее – Реестр)
Анализ рынка купли-продажи электрической энергии проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденных приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок), и Методическими рекомендациями по проведению анализа розничного рынка электрической энергии (мощности), которые утверждены Комиссией ФАС России по проведению товарных рынков 26.12.2008 (далее – Методические рекомендации).
При анализе данного рынка в качестве исходной информации были использованы:
• Сведения, полученные от департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области;
• Сведения, полученные от хозяйствующих субъектов –  гарантирующих поставщиков, функционирующих на территории Костромской области.
2. Определение временного интервала исследования розничного рынка электроэнергии.
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Временным интервалом исследования розничного рынка купли-продажи электрической энергии является 2009 год, который определен заданием ФАС России.
3. Определение продуктовых границ розничного рынка электроэнергии.
В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, и Методическими рекомендациями продуктовыми границами исследуемого рынка будет являться "купля-продажа (поставка) электрической энергии" (код 52 48 39 по ОКВЭД). Взаимозаменяемых товаров нет.
4. Определение географических границ розничного рынка электроэнергии.
Географические границы товарного рынка должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Правилами. Заданием ФАС России географическая граница розничного рынка электроэнергии охватывает территорию Костромской области.
Для ОАО "Костромская сбытовая компания" географическими границами являются административные границы Костромской области. Для ООО "Русэнергосбыт" географическая граница определяется в границах  Костромского, Буйского, Шарьинского, Парфеньевского, Мантуровского, Нейского, Галичского, Антроповского, Поназыревского, Нерехтского, Островского и Судиславского  районов Костромской области по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "РЖД".
5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электроэнергии. 
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электроэнергии, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования данного товарного рынка.
В 2009 г. на рынке электроэнергии в Костромской области функционировали 2 хозяйствующий субъект - ОАО "Костромская сбытовая компания" и ООО "Русэнергосбыт".
Постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области ОАО "Костромская сбытовая компания" присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии и определена граница зоны деятельности – административные границы Костромской области за исключением зоны деятельности ООО "Русэнергосбыт".
ООО "Русэнергосбыт" также обладает статусом гарантирующего поставщика, и на территории Костромской области поставляет электроэнергию для нужд железнодорожного транспорта, ведомственных организаций, ведомственного жилья. В 2009 году зона действия этой компании – 12 районов Костромской области, в которых электрические сети принадлежат ОАО "РЖД".
6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на розничном рынке электроэнергии Костромской области.
Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании объема продаж в натуральном выражении для возможности сопоставления данных по различным продавцам.
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующий объем рассматриваемого товарного рынка.
В Костромской области существует два крупных локальных рынка купли-продажи (поставки) электроэнергии (это связано с сетевой структурой рынка).
На каждом из двух локальных розничных рынков электроэнергии функционируют по одному гарантирующему поставщику, которые не пересекаются между собой. Доли единственных поставщиков ОАО "Костромская сбытовая компания" и ООО "Русэнергосбыт" составляют 100%.
7. Определение уровня концентрации розничного рынка электроэнергии.
Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке (выраженная в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов действующих на данном рынке
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
Коэффициенты рыночной концентрации не представляется возможности рассчитать, так как на 2-х локальных рынках функционируют по одному продавцу.
Исходя из индекса HHI, который для гарантирующих поставщиков равен 10000, можно сделать вывод, что данные рынки являются высококонцентрированным, так как 2000 < HHI ≤ 10 000.
8. Определение барьеров входа на товарный рынок.
Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке включает выявление наличия или отсутствия барьеров входа на рассматриваемый рынок.
Экономическим ограничением можно считать аграрную направленность развития экономики области, которая не является энергоемкой, недостаточное количество крупных промышленных предприятий, а также фактически наличие единственного гарантирующего поставщика. К экономическим ограничениям можно отнести также большие первоначальные финансовые вложения, отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые уже распределены между функционирующими субъектами рынка.
Вместе с тем, можно предположить, что с развитием экономики области и динамичным ростом предприятий, этот барьер может быть преодолен.
Перспектива изменения состояния конкурентной среды на этом рынке может быть связана и с переходом при продаже электроэнергии на свободные цены.
9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке электроэнергии.
Оценка состояния конкуренции на товарном рынке включает заключение о том, к какому виду рынка относится рассматриваемый товарный рынок и перспективы изменения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.
Так как индексы HHI для гарантирующих поставщиков равны 10000, следует,  что данные рынки являются высококонцентрированным и их можно отнести к рынку с неразвитой конкуренции в силу того, что нет товара-заменителя, а также с последствиями процесса реформирования в энергетике, которые привели к созданию определенных трудностей для вхождения новых компаний в бывшую сферу деятельности естественной монополии. Это относится в основном к ОАО «Костромская сбытовая компания». Для ООО «Русэнергосбыт» не просматривается появление конкурентных компаний, так как деятельность этого гарантирующего поставщика ограничена сферой ведомственного обслуживания железнодорожного комплекса, хотя не исключается возможность того, что в будущем приобретатели могут обратиться к данному гарантирующему поставщику по приобретению электроэнергии.
10. Особенности проведения анализа конкуренции на товарном рынке электроэнергии.
К особенностям анализа данного товарного рынка можно отнести зависимость деятельности сбытовых компаний от функционирования сетевых компаний, так как потребление электроэнергии требует наличия средств доставки этого товара, т.е. наличия электрических сетей.
Выводы:
Анализ конкуренции на розничном товарном рынке электроэнергии Костромской области проведен за период 2009 года по заданию ФАС России.
При проведении анализа конкуренции на товарном рынке электроэнергии Костромской области выявлено, что данный товарный рынок состоит из двух локальных рынков, на каждом из которых функционирует по одному гарантирующему поставщику. Границами раздела этих рынков являются электрические сети, которые принадлежат разным хозяйственным субъектам.
Данные рынки являются высококонцентрированными рынками с неразвитой конкуренцией.
По результатам проведенного анализа ОАО «Костромская сбытовая компания» и ООО «Русэнергосбыт» (гарантирующие поставщики) внесены в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов».