Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на рынке услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на территории городского округа г. Шарьи Костромской области за 2011 – 2012 гг.

I. Общие положения

Анализ рынка услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (далее – ОСАГО) на территории городского округа г. Шарьи Костромской области за 2011 – 2012 гг. проводился на основании поступившего заявления от гражданина на противоправные действия страховой организации, выразившиеся в отказе от заключения договора ОСАГО без заключения договора дополнительного страхования.
При анализе состояния конкуренции на рынке услуг ОСАГО на территории городского округа г. Шарьи Костромской области использовались сведения РО ФСФР в ЦФО и сведения хозяйствующих субъектов, непосредственно действующих на указанном рынке.
Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 28.06.2013) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1);
2. Федеральный закон от 25.04.2002 (ред. от 07.05.2013) № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО);
3. Федеральный закон от 26.07.2006 (ред. от 02.07.2013) № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 (ред. от 01.12.2012) «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление Правительства № 739);
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) – (далее – Постановление Правительства № 359);
6. Приказ ФАС России от 26.03.2008 № 95 «Об утверждении формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов» (далее – Приказ ФАС России № 95);
7. Приказ МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 (ред. от 29.08.2011) «О порядке регистрации транспортных средств» (далее – Приказ МВД РФ № 1001);
8. Приказ ФАС России от  28.04.2010 № 220 (ред. от 12.03.2013) «Об утверждении порядка проведения анализа конкуренции на товарном рынке» (далее  - Приказ № 220).

II. Временной интервал исследования товарного рынка

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 220 временной интервал исследования должен не менее одного года или срок существования товарного рынка. Поэтому, Костромским УФАС России рынок изучался за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года.
Основной целью исследования являлось изучение сложившихся характеристик рассматриваемого рынка страховых услуг, поэтому проводился ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на данном рынке.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительно услуга (товар) определен как предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Выдача полиса ОСАГО представляет собой предоставление страховыми организациями финансовой услуги.
Пунктом 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 4015-1 страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.
Частью 1 статьи 4 Закона об ОСАГО установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств.
Таким образом, заключение договора ОСАГО является обязательным условием для владельца транспортного средства и соответственно является обязательным видом страхования.
Заключая договор ОСАГО, страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования.
В силу действующего законодательства договор ОСАГО не может быть заменен иным договором страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об ОСАГО, страховые тарифы (цена) по обязательному страхованию (их предельные уровни) устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. В настоящее время страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств регламентируются Постановлением Правительства № 739.
Частью 5 статьи 4 Закона об ОСАГО также предусмотрено, что владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).
Соответственно, нормы действующего законодательства, в том числе страхового, не содержат иные обязательные требования к владельцу транспортного средства по обязательному заключению договоров обязательного или добровольного страхования.
Обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, осуществляется страховыми организациями, получившими лицензию на осуществление указанного вида деятельности и соответствует коду в ОКВЭД 66.03.3 «Страхование ответственности».
При выявлении взаимозаменяемых видов страхования, страхованию ОСАГО, были опрошены также сами страховые организации, осуществляющие страхование ОСАГО на территории городского округа г. Шарьи Костромской области. Из всех проанализированных ответов страховых организаций следует, что основываясь на действующем законодательстве, взаимозаменяемых видов страхования по отношению к страхованию ОСАГО на данном этапе не существует.
В соответствии с тем, что договор ОСАГО (приобретение страхового полиса) является обязательным видом страхования и регламентируется Законом об ОСАГО, то данный вид страхования не имеет взаимозаменяемых видов страхования.
Таким образом, продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность по оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Предварительно географические границы рынка услуг ОСАГО определены как границы городского округа г. Шарья Костромская область.
Полис ОСАГО в большинстве своем приобретается там, где человек проживает. Соответственно рынки являются локальными. Прежде всего, это связано с тем, что гражданин, приобретая очередной страховой полис ОСАГО, обращается по месту регистрации в страховую организацию. Это вызвано также и тем, что в соответствии с пунктом 24.1 Приказа МВД РФ № 1001 транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета. Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений (пункт 24.3 Приказа МВД РФ № 1001).
В соответствии с действующим страховым законодательством страховщик, осуществляющий обязательное страхование автогражданской ответственности должен соответствовать ряду требований, в том числе – на основании статьи 21 Закона об ОСАГО Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат.
Однако, деятельность страховой организации, по заключению договоров ОСАГО в каждом субъекте Российской Федерации не является обязательным условием. Страховые организации, которые вправе оказывать услуги ОСАГО, имеют возможность оказывать данные услуги в любом населенном пункте Российской Федерации.
Коэффициенты применения для транспортных средств определенные Постановлением Правительства № 739 действуют различные не только в разных субъектах Российской Федерации, но также определяются для отдельных городов и населенных пунктов. Соответственно, цена на полис ОСАГО двух идентичных транспортных средств может быть разная в силу территориального неравенства.
Из представленных сведений страховыми организациями минимальная сумма страховой премии по договорам ОСАГО в 2011 г. составила 76,25 рублей, а в 2012 г. – 61 рубль.
Приказом № 220 установлено, что если цена услуги поставляемой с других территорий (от прочих продавцов) превысит 10 процентов цену услуги в пределах предварительно определенных географических границах рассматриваемого рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.
Соответственно, исходя из требований Приказа № 220, расходы на приобретение полиса ОСАГО в других муниципальных образованиях не должны были превышать в 2011 г. – 7,63 рубля, а в 2012 г. – 6,1 рубль.
Ближайшие офисы продаж от г. Шарьи находятся в пгт. Поназырево. Соответственно расходы на топливо до ближайшего офиса продаж в 2011 г. составили бы в среднем от 128 рублей, а в 2012 г. от 147 рублей.
Следовательно, расходы на приобретение полиса ОСАГО в ближайшем офисе продаж другого муниципального образования превысят 10 процентов, а соответственно будут экономически невыгодны потребителю.
Таким образом, объединение рынка услуг ОСАГО в географических границах городского округа г. Шарьи даже с ближайшим муниципальным центром пгт. Поназырево не целесообразно.
Географические границы рынка услуг ОСАГО определены методом установления фактических районов продаж, страховых организаций, осуществляющих продажи на рассматриваемом рынке. Список всех страховых организаций, осуществляющих реализацию полисов ОСАГО на территории г. Шарьи был представлен РО ФСФР в ЦФО.
Таким образом, из приведенной выше информации следует, что географическими границами рынка услуг ОСАГО за период 2011 – 2012 годы являются границы городского округа г. Шарьи Костромской области.

 

V. состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, входят хозяйствующие субъекты, постоянно оказывающие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала.
Данный вид деятельности является лицензируемым. Лицензирование страховой деятельности осуществляется в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства, и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.
Управлением проанализирован рынок услуг ОСАГО на территории городского округа г. Шарьи на основании информации представленной  РО ФСФР в ЦФО.
Из представленных страховых организаций, действующих на территории г. Шарьи лицензией на предоставление полисов ОСАГО обладают пять страховых организаций (Приложение 1).
Все проанализированные страховые организации не объединены между собой в группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции и соответственно являются самостоятельными участниками рынка.

VI. Объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема финансовых услуг на  товарном рынке предоставляемых финансовыми организациями (за исключением кредитных организаций) осуществляется на основании Постановления Правительства № 359.
Подпунктом «б» пункта 7 указанного Постановления установлено, что расчет объема финансовых услуг оказываемых страховщиками осуществляется из расчета объема собранной финансовой организацией страховой премии по каждому виду страхования за отчетный период.
Из представленных данных всеми страховыми организациями, объем рынка услуг ОСАГО на территории г. Шарьи в 2011 г. составил 22 439,43 тыс. рублей, в 2012 г. – 23 213,96 тыс. руб.
Рассчитаем доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг ОСАГО на территории городского округа г. Шарьи Костромской области за 2011 г. и 2012 г.

Таблица 1
Наименование хозяйствующего субъекта Период
2011 г. 2012 г.
ООО «Росгосстрах» более 40 % более 50 %
ООО «Страховая Компания «Согласие» более 30 % более 30 %
ОАО «ЖАСО» менее 10 % менее 5 %
ЗАО «Страховая группа «УралСиб» менее 5 % менее 5 %
СОАО «ВСК» менее 10 % менее 5 %

Как показал анализ сведений, представленных в таблице 1, доля ООО «Росгосстрах» составляет более 50 %, а  ООО «Страховая Компания «Согласие» более 30 %.
На основании Постановления Правительства № 359 доминирующим признается положение финансовой организации (за исключением кредитной организации), в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:
доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;
доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Доля ООО «Росгосстрах» и ООО «Страховая Компания «Согласие» на рассматриваемом рынке составляет более 20 % в географических границах г. Шарьи и в течение длительного периода времени (более одного года) превышает указанное значение.
Оба обязательных условия, предусмотренных Постановлением Правительства № 359 в отношении ООО «Росгосстрах» и ООО «Страховая Компания «Согласие» выполняются. Соответственно указанные страховые организации занимают доминирующее положение на рынке услуг ОСАГО на территории городского округа г. Шарьи Костромской области.
Доли остальных страховых организаций, также работающих на изучаемом рынке, не превышает 20 % и подвержены малозначительным изменениям.

VII. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка услуг охраны жилых помещений рассчитан коэффициент рыночной концентрации (Cr) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
высокий – при 70% <= CR3 <= 100% или 2 000 <= HHI <= 10 000;
умеренный – при 45% <= CR3 < 70% или 1 000 <= HHI < 2 000;
низкий – при CR3 <= 45% или HHI <= 1 000.

На рынке услуг ОСАГО на территории г. Шарьи в 2011 г. коэффициент рыночной концентрации (Cr) составил более 90 %, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) более 3 000, в 2012 г. Cr3 более 90 %, HHI более 4 000.
Рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в исследуемый период в географических границах городского округа г. Шарьи является высококонцентрированным, конкуренция развита мало.
Увеличение данных индексов ООО «Росгосстрах» в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом показывает на негативную тенденцию развития конкуренции на изучаемом рынке. Одной из причин, препятствующей развитию конкуренции на рынке услуг ОСАГО, возможно, является наличие барьеров для входа страховщиков на рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

Барьеры входа на рынок анализируются с точки зрения возможности потенциальных конкурентов стать участниками данного рынка.
На основе анализа ответов на запросы страховых организаций, действующих на рынке услуг ОСАГО, выявлены следующие барьеры входа на рынок.
Главным экономическим барьером входа на рынок услуг ОСАГО является наличие полностью оплаченного уставного капитала, размер которого должен составлять не менее 120 млн. рублей. Также одним из барьеров страховщики называют высокий уровень убыточности ОСАГО, в связи с высоким коэффициентом выплат.
Наличие на рынке эффекта масштаба, который заключается в том, что вновь входящие на рынок страховые организации на первоначальный период могут иметь существенно более высокие удельные затраты, чем действующие на рынке страховые организации, и, следовательно, могут быть менее конкурентоспособными.
На наш взгляд главным административным барьером рынка услуг ОСАГО является получение лицензии на осуществление страхования.
Для получения лицензии страховщик, в соответствии со статьей 21 Закона об ОСАГО обязан исполнить ряд требований:
1. страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат;
2. страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков;
3. наличие у страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.
Также страховщики указывают такой барьер, как избыточный объем отчетности по ОСАГО, предоставляемый в ФСФР.
Технологический барьер создает недостаточная развитость IT-структуры на значительной территории Российской Федерации.
Существует и такой барьер, как присутствие на рынке ОСАГО крупных хозяйствующих субъектов, которые работают уже очень давно и зарекомендовали себя как стабильные страховые организации. Поэтому страхователи обращаются в такие компании не только потому, что они исправно выплачивают компенсационные выплаты, а зачастую потому, что так исторически сложилось.
Также страховщики отмечают, что существуют и такие барьеры как отсутствие единообразия в правоприменительной практике. В частности, несмотря на прямое запрещение закона, некоторые компании осуществляют продажу полисов ОСАГО без талона ТО. Другими барьерами можно считать несбалансированность системы региональных коэффициентов, заниженность нормативного размера расходов на ведение дела (РВД), а также высокий уровень правовых рисков.
Барьеры входа на рынок услуг обязательного страхования автогражданской ответственности на территории городского округа г. Шарьи Костромской области являются труднопреодолимыми.

IX. Оценка состояния конкуренции на рынке услуг ОСАГО

Рынок услуг ОСАГО на территории г. Шарьи за период 2011 – 2012 гг. относится к рынку с неразвитой конкуренцией, рынок являются высококонцентрированным.
Анализ Федерального закона от 28.05.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»  показал, что присутствуют определенные барьеры для входа на рынок ОСАГО, которые препятствуют развитию конкуренции.        К таким барьерам можно отнести административные и экономические барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью получения лицензии, членства в профессиональном объединении страховщиков и высоким уставным капиталом.
Анализ сведений, представленных страховыми организациями позволяет установить, что ООО «Росгосстрах» и ООО «Страховая Компания «Согласие» обладают доминирующим положением на рынке по оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории городского округа г. Шарьи Костромской области.
Исходя из вышесказанного, следует вывод о целесообразности осуществления государственного контроля за рыночным поведением страховых организаций, занимающих доминирующее положение на рынке страховых услуг, а также осуществления действий по предупреждению и пресечению злоупотреблений доминирующим положением.

 

 

 

 

Приложение

1. ООО «Росгосстрах» - 140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3;
2. ООО «Страховая Компания «Согласие» - 129110, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 42;
3. СОАО «ВСК» - 121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4;
4. ОАО «Страховое общество «ЖАСО» - 105066, г. Москва, ул. Доброслободская, д. 19;
5. ЗАО «Страховая группа «УралСиб» - 117393, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 56.

Файлы для скачивания

Аналитический отчет
Тип файла: doc
Размер файла: 0.13 МБ