Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на мелкооптовых рынках дизельного топлива на территории Костромской области за период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2014 года

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
о состоянии конкурентной среды на
мелкооптовых рынках дизельного топлива
на территории Костромской области за период
с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2014 года

1. Общие положения

Анализ мелкооптового рынка дизельного топлива на территории Костромской области проводился во исполнение приказа ФАС России № 373/13 от 30.05.2013 г.
Анализ товарного рынка мелкооптовой реализации дизельного топлива на территории Костромской области проведен с целью установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках, а также унификация методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.

2. Временной интервал исследования.

Временной интервал исследования мелкооптового рынка реализации дизельного топлива – с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2014 года.

3. Продуктовые  границы рынка.

Предварительное определение товара – дизельное топливо.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, мелкооптовая торговля дизельным топливом классифицирована в подгруппе 51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».
Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»).
В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше; З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.
Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).
Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.
Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

4. Географические границы рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Географические границы мелкооптового рынка дизельного топлива предварительно определены как региональные (административные) границы Костромской области, что объясняется ограниченным количеством нефтебаз (6 нефтебаз), предназначенных для хранения, и тем, что  они  расположены на территории Костромской области. В анализе используются только мелкооптовые покупатели, осуществляющие дальнейшую перепродажу нефтепродуктов на территории Костромской области. Соответственно, все налоговые платежи идут в Костромской регион. Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара.
Также полномочия территориальных органов ФАС России ограничены административными границами субъекта федерации, в котором расположен территориальный орган. Соответственно полномочия Костромского УФАС России ограничены административной территорией Костромской области.
В Костромской области отсутствует первичный мелкооптовый рынок нефтепродуктов, на котором в качестве продавцов выступают нефтеперерабатывающие заводы и их сбытовые структуры и организации. В связи с этим, формирование объемов рынка происходит за счет нефтепродуктов, ввозимых на территорию области из других регионов.

Таким образом, исходя из того, что покупатели дизельного топлива расположены на территории Костромской области, географические границы мелкооптового рынка нефтепродуктов определены как территория Костромской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов и определение объема товарного рынка.

Хозяйствующим субъектам, занимающимся реализацией дизельного топлива на территории Костромской области посредством АЗС, дизельное топливо поставляют 21 хозяйствующих субъекта. 9 поставщиков, осуществляющих мелкооптовую реализацию дизельного топлива, расположены непосредственно на территории Костромской области.
Основными поставщиками дизельного топлива на территорию Костромской области являются:

• ОАО «РН-Ярославль», с долей более 70 %;
• ООО «Газпромнефть-Региональные продажи», с долей более 20 %;

ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" входит в группу компаний ОАО «Газпром нефть».
Согласно сведениям, имеющимся в информационном банке данных Костромского УФАС России, ОАО "РН-Ярославль" владеет 6 нефтебазами, расположенными на территории Костромской области (две из них в настоящее время «законсервированы») и входит в группу компаний ОАО «НК «Роснефть».
В соответствии с пунктом 8.1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, наличие на мелкооптовых рынках дизельного топлива ВИНК приводит к созданию барьеров входа на исследуемый товарный рынок.
Остальные мелкооптовые продавцы дизельного топлива не входят в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний и по своей сущности являются «независимыми» реализаторами дизельного топлива. Их совокупная доля по мелкооптовой реализации дизельного топлива на территории Костромской области составляет менее 10 %.
На территории Костромской области отсутствуют нефтяные месторождения, нет  нефтеперерабатывающих заводов, отсутствует инфраструктура поставки нефтепродуктов по трубопроводам. Мелкооптовые поставки нефтепродуктов в регион осуществляются железнодорожным транспортом с Ярославского нефтеперерабатывающего завода на нефтебазы, принадлежащие ОАО «РН-Ярославль».
Кроме ОАО «РН-Ярославль» и ООО «Газпромнефть-Региональные продажи» наиболее крупными мелкооптовыми поставщиками дизельного топлива на территорию Костромской области являются следующие субъекты:
 ООО «ПАРКГАЗ», с долей более 2 %;
 ООО «Дизель», с долей более 2 %;
 ООО «Россервис», с долей более 1 %.
Мелкооптовыми покупателями нефтепродуктов на рассматриваемом товарном рынке являются: органы государственной власти, администрации муниципальных и сельских образований области, учреждения, крестьянско-фермерские хозяйства, хозяйствующие субъекты различных форм собственности, в т.ч. индивидуальные предприниматели, использующие нефтепродукты для собственных производственных целей, дальнейшей перепродажи, а также для розничной реализации через АЗС.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

  Для определения уровня концентрации товарного рынка мелкооптовой реализации дизельного топлива рассчитан коэффициент рыночной концентрации (Cr) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
 высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2 000 <= HHI <= 10 000;
 умеренный - при 45% <= CR3 < 70% или 1 000 <= HHI < 2 000;
 низкий - при CR3 < 45% или HHI < 1 000.

 

Доли крупнейших хозяйствующих субъектов осуществляющих мелкооптовую реализацию дизельного топлива на территории Костромской области

 

Наименование х/с

ДТ

ОАО "РН-Ярославль"

более 55 %

ООО "Газпромнефть-Региональные продажи"

более 15 %

ООО "Держава"

более 9

CR 3

более 79 %

HHI

3641,49

 

Из вышеприведенных значений видно, что мелкооптовый рынок дизельного топлива в Костромской области является высококонцентрированным.

7. Описание барьеров входа на рынок

Барьеры входа на рынок анализируются с точки зрения возможности потенциальных конкурентов стать участниками данного рынка.
На мелкооптовом товарном рынке дизельного топлива имеются экономические барьеры, связанные с недостаточным развитием экономики области, низким платежеспособным спросом, а также достаточно большими финансовыми первичными затратами. Анализ информации выявил наличие барьеров входа на мелкооптовый рынок нефтепродуктов – существенных первоначальных капитальных вложений, связанных со строительством и эксплуатацией нефтебаз и большими сроками окупаемости капитальных вложений; лицензирование деятельности по эксплуатации нефтебаз (нефтехранилищ).  Также существуют ограничения, связанные с пожарной и экологической безопасностью, так как деятельность по хранению и реализации нефтепродуктов представляет повышенную пожароопасность и опасность для окружающей среды. Данные барьеры являются труднопреодолимыми.
На мелкооптовом рынке дизельного топлива существует такой барьер, как наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов. ОАО «РН-Ярославль» входит в группу компаний ОАО «НК «Роснефть» и является его сбытовой компанией. Также появился второй крупный поставщик нефтепродуктов на территорию Костромской области, ООО «Газпромнефть-Региональные продажи», также являющееся ВИНК.
Все вышеуказанные факторы сдерживают развитие конкурентных отношений на мелкооптовом рынке дизельного топлива на территории Костромской области.

8. Оценка состояния конкуренции на мелкооптовом рынке дизельного топлива.

Рынок мелкооптовой реализации дизельного топлива в Российской Федерации в целом относится к вертикально-интегрированному. На нем доминирующее положение занимают крупные ВИНК, которые занимаются производством и реализацией нефтепродуктов по всей технологической цепочке: добыча нефти – переработка (производство бензинов, дизтоплива, мазута, машинных масел) – оптовая торговля – розничная торговля через систему фирменных АЗС. Вертикальная интеграция на данном рынке сопровождается высокой экономической концентрацией, отсутствием внутренней региональной конкуренции на рынке нефтепродуктов, устранением объективных ценовых индикаторов и непрозрачности работы.
Костромской регион располагает недостаточно развитой сетью автодорог, обеспечивающей его связи со всеми экономическими районами страны. Административные районы области  между собой и городом Костромой связаны автомобильными дорогами областного и местного назначения, часть которых не имеют благоустроенных выходов на сопряженные с Костромской областью территории, что затрудняет доступ к инфраструктуре нефтепродуктообеспечения соседних областей.
Рынок нефтепродуктов в Костромской области весьма специфичен. Его отличительной чертой является отсутствие на территории области собственных нефтеперерабатывающих заводов, вследствие чего местные мелкооптовые поставщики вынуждены закупать бензин у нефтеперерабатывающих предприятий других регионов.
Формирование объемов мелкооптового рынка в регионе происходит в основном за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию региона из Московской и Ярославской области.
Уровень конкуренции на мелкооптовом рынке дизельного топлива Костромской области недостаточен, поскольку  данный рынок, контролируется хозяйствующими субъектами,  входящим в группу лиц ВИНК. Расчетные коэффициенты концентрации свидетельствуют, что рынки реализации бензина, в границах Костромской области, являются высококонцентрированными со слаборазвитой конкуренцией.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых (не более чем трех хозяйствующих субъектов), на соответствующем товарном рынке, превышает 50%.

Таким образом, по результатам изучения мелкооптового рынка дизельного топлива на территории Костромской области за период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2014 года видно – рынок является высококонцентрированным.
На мелкооптовом рынке дизельного топлива доминирующее положение занимает ОАО «РН-Ярославль» с долей более 50 %.

В соответствии с вышеизложенным предлагаю включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов:
По мелкооптовой реализации дизельного топлива в административных границах Костромской области ОАО «РН-Ярославль» с совокупной долей более 50 %.

 

 

Приложение

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставку дизельного топлива на территории Костромской области в период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2014 года.

1. ООО "Контакт";
2. ООО "ГК "Чемпион-Нефтепродукт";
3. ООО "Россервис";
4. ООО "Газпромнефть-Региональные продажи";
5. ООО "Держава";
6. ООО "Костромская нефтегазовая компания";
7. ООО "Демпинг";
8. ООО "СПЕКТР ПЕТРОЛ";
9. ОАО "РН-Ярославль";
10. ИП <…>;
11. ООО "Костромская топливная компания";
12. ООО "Нафта";
13. ИП <…>;
14. ООО "ПАРКГАЗ";
15. ООО "Дизель";
16. ИП <…>;
17. ИП <…>;
18. ООО "ГРАСС";
19. ООО "Аракс";
20. ООО "Спецавто";
21. ООО "Восточный терминал".