Установление в конкурсной документации требований, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, незаконно

18 июня 2009 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала Министерство сельского хозяйства Российской Федерации нарушившим ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и предписала устранить допущенные нарушения.

Основанием для возбуждения дела послужила жалоба ООО «АРБ-КОНСАЛТИНГ. Заявитель утверждал, что Министерство сельского хозяйства нарушило закон при проведении закупки способом запроса котировок расходных материалов для офисной техники.

Комиссия ФАС России установила, что в пункте 2 технического задания к запросу котировок заказчик установил требование о предоставлении в составе котировочной заявки сведений о производителе, о стране производителя, о коде товара производителя поставляемых расходных материалов. Кроме того, установлено требование к упаковке: «упаковка картриджей должна быть промаркирована по ее техническим и качественным характеристикам. На отрывной ленте коробки (на две трети части) должна быть расположена голограмма со степенью защиты: На синем фоне микротекст «invent» «Original Toner», а на белом фоне микротекст «original» по всему полю марки, изменяемый под углом зрения цвет логотипа, с внедренной в тело логотипа термополосой. Так же на логотипе должна быть прорубная защитная канавка с расположением по всему телу и индивидуальным номером логотипа. На коробке должен быть промаркирован номер партии. Сам картридж внутри коробки должен быть упакован в черный пластиковый пакет. Коробка должна быть высокого и качественного полиграфического дизайна, стандартно в бело-голубых тонах. Подложка (тень) логотипа на коробке должна быть ровного цвета. Также в низу коробки должна быть прорубка и иметь от 3-х и более пропускных полос состоящих из маленьких треугольников с каждой стороны, и одну вертикальную…».

Установленные требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Техническое задание содержит указания на конкретную маркировку расходных материалов, при этом не установлены требования и показатели, в соответствии с которыми будет определяться эквивалентность поставляемых расходных материалов.

Кроме того, в проекте государственного контракта предусмотрена возможность одностороннего расторжения контракта, что противоречит закону о размещении заказов.

Рассмотрев дело, ФАС России предписала Министерству сельского хозяйства Российской Федерации отменить запрос котировок.

Справка:

94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вступил в силу в январе 2006 года.

Этот закон направлен на обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов в целях определения лучших условий исполнения государственного контракта. Основная цель закона - обеспечить экономию средств государственного бюджета.

К сведению, экономия бюджетных средств, полученная в результате реализации ФЗ «О размещении заказов…», составила в 2008 году около 260 млрд.руб, в 2007 году- 168 млрд. рублей, в 2006 году - 106 млрд.рублей.