В 2009 году территориальные управления ФАС России возбудили 381 дело в отношении аптечных учреждений

З марта 2010 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) представила доклад «Об итогах мониторинга цен на лекарственные средства среди аптечных учреждений, занимающих доминирующее положение на рынках услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами муниципальных районов и городских округов» на заседании рабочей группы по социальному страхованию, социальной защите, отраслям социальной сферы в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

ФАС России отчиталась о результатах мониторинга цен на лекарственные средства в 2009 году, проводимого в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации.

Мониторинг проводился во всех субъектах Российской Федерации, в 945 аптечных учреждения, занимающих доминирующее положение на рынках услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами муниципальных районов и городских округов. ФАС России исследовала розничные цены на 100 наиболее востребованных населением лекарственных средств. В их состав вошло 24 препарата из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). Большая часть (58) включенных в мониторинг препаратов отечественного производства.

В ходе мониторинга территориальные управления (УФАС России) возбудили и (или) рассмотрели 381 дело и наложили штрафы на сумму более 11 миллионов рублей. Дела возбуждались:

1) по признакам нарушения порядка ценообразования - 367 дел. Из них 163 дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, 204 дела по признакам нарушения статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

2) по признакам нарушения статьи 11 закона о защите конкуренции (соглашения и согласованные действия) - 12 дел;

3) по признакам нарушения пунктов 3 и 6 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции (навязывание контрагенту невыгодных условий, установление различных цен на один и тот же товар) - 2 дела.

Результаты мониторинга показали, что средние розничные цены на включенные в мониторинг лекарства в разных регионах России отличаются более чем в два раза. Наибольшая средняя цена - в Чукотском автономном округе (161,76 руб.), наименьшая - в Кабардино-Балкарской Республике (70,41 руб.).

Рост цен на лекарства в течение года опережал инфляцию и величину изменения стоимости бивалютной корзины. Розничные цены за год выросли на 18,8%, тогда как инфляция за год составила 8,8%, а рост стоимости бивалютной корзины - 3,9%. Наибольший рост цен произошел в 1 квартале 2009 года.

Рост розничных цен аптечных учреждений (18,8%) немного отставал от роста оптовых цен поставщиков (20,8%) и отпускных цен производителей.

Отечественные лекарства в течение года подорожали значительно меньше, чем импортные. Отечественные лекарства выросли в цене на 8,6%, а импортные - на 23,4%.

Розничные цены на включенные в мониторинг жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства растут медленнее, чем цены на остальные препараты. За год цены на жизненно-важные лекарства, включенные в мониторинг, выросли по стране в среднем на 10,9%, тогда как цены на остальные лекарства увеличились на 21,2%.

В результате усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства в большинстве субъектов Российской Федерации в течение года наблюдалось сокращение фактических розничных надбавок. По итогам года сокращение составило 1,1% (с 32,43% до 31,34%). При этом на ЖНВЛС надбавки сократились за год на 2%, а на остальные лекарства - всего на 0,8%.

Из всех субъектов Российской Федерации наибольшие фактические розничные надбавки к закупочным (оптовым) ценам зарегистрированы в Чукотском автономном округе - 102,6%. Вместе с тем, на жизненно-важные лекарства надбавки там почти в два раза ниже, чем на остальные лекарства.

В связи с тем, что реализация дешевых лекарств менее рентабельна, розничные продавцы формируют на них более высокий уровень надбавок, чем на дорогие лекарства. На дешевые лекарства стоимостью до 100 руб. надбавки в среднем на 1 января 2010 г. составили 32,3%, на более дорогие лекарства стоимостью от 100 до 1000 руб. - 28,4%.

В 2010 году ФАС России продолжит мониторинг розничных цен на лекарственные средства.

Справка

Согласно статье 14.6 КоАП РФ запрещается завышение установленных надбавок к ценам на лекарственные средства.