ТНК опят нарушают Закон о защите конкуренции

10 июля 2012 г. Комиссия Костромского УФАС России признала факт нарушения ОАО «ТНК-Ярославль» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в создании дискриминационных условий по отношению к «независимым» хозяйствующим субъектам и создания препятствий доступа на рынок автомобильного бензина АИ-80 с февраля 2011 г.

 

По результатам мониторингов Костромским УФАС России было установлено, что с февраля 2011 г. на АЗС «независимых» хозяйствующих субъектов перестал реализовываться автомобильный бензин АИ-80. По данному факту были запрошены все хозяйствующие субъекты, занимающиеся розничной реализацией данного вида топлива. Из ряда представленных ответов следовало, что в поставке автомобильного бензина марки АИ-80 им было отказано основным поставщиком нефтепродуктов ОАО «ТНК-Ярославль».
По данному факту было возбуждено дело. ОАО «ТНК-Ярославль» оправдывают свои действия Техническим регламентом от 27.02.2008 № 118 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и тем фактом, что объем закупки данного вида нефтепродукта в 2011 г. снизился на 48 %. Комиссия не приняла данные доводы по следующим причинам:
 Реализация автомобильного бензина марки АИ-80 была продлена Правительством Российской Федерации;
 Официальных писем о сокращении объемов поставки в адрес Общества не поступало ни от единственного поставщика ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ни от завода изготовителя;
 У ОАО «ТНК-Ярославль» имелась техническая возможность по хранению большого количества данного вида продукта, резервуары по хранению не были заполнены полностью. Также на нефтебазах имелись достаточные остатки автомобильного бензина АИ-80 и объем был больше объема показателей 2010 г.;
 Объем реализованного АИ-80 на собственные АЗС от общего количества приобретенного данного вида нефтепродукта в 2011 г. составил 55 %, в то время как в 2010 г. это цифра составляла 28 %. А вот доля оптовых поставок от общего количества приобретенного АИ-80 в 2011 г. составила 12 %, хотя в 2010 г. эта цифра равнялась 49 % (из них в 2011 г. «независимым» было отпущено 0,7 %). Объем реализации АИ-80 на АЗС где у Общества имеются конкуренты в 2011 г. увеличился более чем на 20 %.
Следствием данных обстоятельств явился тот факт, что доля ОАО «ТНК-Ярославль» на рынке розничной реализации автомобильного бензина АИ-80 на территории Костромской области в 2011 г. увеличилась более чем на 15 % по сравнению с 2010 г. (составила более 80 %), а вот доля оптового рынка АИ-80 существенно сократилась и уже не превышала 30 %. Хотя доля ОАО «ТНК-Ярославль» по всем видам нефтепродуктов на территории Костромской области в 2011 г. превысила 60 %.
 На расчетных счетах контрагентов имелись денежные средства на поставку топлива.
Следствием сложившейся ситуации явилось то, что «независимые» хозяйствующие субъекты должны были искать других поставщиков АИ-80, сорванные госконтракты, а так же тот фактор, что они не могли уже участвовать в конкурсах на поставку автомобильного бензина АИ-80.
Сложившаяся ситуация поставила в неравное положение ОАО «ТНК-Ярославль» и хозяйствующих субъектов, не входящих в группу лиц ОАО ТНК-ВР Холдинг», результатом оказалось ограничение конкуренции на рынке реализации автомобильного бензина марки АИ-80.
«Представители ОАО «ТНК-Ярославль» на рассмотрении дела не смогли доказать Комиссии, что их действия не носили характера ограничения конкуренции и соответствовали Законодательству Российской Федерации. Последствия не поставки автомобильного бензина марки АИ-80 отразились на розничном рынке реализации нефтепродуктов Костромской области, многие контрагенты ОАО «ТНК-Ярославль» не смогли найти поставщика данного вида нефтепродукта», пояснил заместитель руководителя Костромского УФАС России Владимир Ниденс.